По послевоенным захоронениям все делалось под эгидой политбойцов "на ура!", обчно к юбилею, что бы отрапартовать "к ____-й годовщине Победы перезахоронили ___-ть бойцов". Зачастую, товарищам "на местах" было пофиг, но раз пришла бумага "сверху", то делали формально. Были несколько вариантов
1. Выкапывали всех,-если было немного, но это в редких случаях. Поскольку поиском никто из "вертикали" не занимался-брали ближайшую известную в "красном доме" могилу за пределами райцентра в поле или окраине леса, на которой зачастую уже находился самодельный столбик со звездой поставленный местными жителями.
2. Выкапывали верхних-потом ровняли и отдавали землю под нужны с.х. под видом "все уже перенесено, не волнуйтесь"
3. Выкапывали только черепа (их легче посчитать) и отчитаться, что такое-то количество перенесено. О таком факте я слышал в районе Острино от бывшего участкового который в этом принимал участие в 50-60 годах.
4. Не выкапывыли совсем, но на бумага все было "чики-пуки"-перенесено и тра-ля-ля.
Медальоны и именные предметы почти никогда не искали, особенно если вскрытие производили не поисковые отряды, а военные из ближайших В.Ч. или местные рабочие из ближайшей МТС или ПМК.-пример, массовое нахождение медальонов после таких "раскопок" местных властей в отвалах земли отрядом "Батьковщина"
Примеров такого отношения к захоронения со стороны местных властей масса, можно посмотреть на сайтах поисковых отрядов.
Всех перезахоранивали, о ком были сведения, почти в каждом селе на Гродненщине есть памятник погибшим землякам
Александр, уж не думаете ли вы что в каждой деревне имели место бои с немцами с погибшими жителями и войнами вперемешку?! Это же найярчейшая политпропганда советских времен советской армии и населения. Этого не было и быть не могло, и как Вы используете такое словосочетание: "это ФАКТ".
Памятник в деревне, есть памятник односельчанам погибшим вдали от дома, можно проверить вбив фамилии на ОБД, это символический памятник. под ними нет ничего. Из З.Беларуси большинство из них легли в Прусии, Польше и Венгрии. Согласно распоряжению Минска, все индивидуальные захоронения погибших бойцов КА переносились в общие братские могилы ближайших райцентров в 50-х годах. Методы-приведены выше. Памятники односельчанам появились в 60-х годах когда пошли хоть какие-то списки погибших из ЦАМО. А инчае уж очень боялись местные власти недай ты Бог увековечить имя одночельчанина со слов родственников, а вдруг он остался в окружении, или недай ты Бог-стал полицаем в другом регионе.
Пример-недалеко от родины Ваших предков в Мазаново, в д.Рымки фамилию Пласкевича нанесли на памятник только в начале 90-х. Хотя родственники знали что он погиб при штурме Кенигсберга в апреле 1945 г. и поставили ему символический памятник в Скиделе на кладбище. Но пока не было бумаги "сверху" местная советская власть, присланная с восточных областей никому не верила, и о каких-либо компенсациях речи и быть не могло.- Имею честь быть родом из тех же самых мест и это один из моих предков, второй Василий Шостко, пропал без вести по Белостоком в 1941 г.
По большому счету более-менее поиск пошел только после того как 52 ОПБ стал работать, да и то, как говорят коллеги из ПО, то, что ищут ребята срочной службы, почти половину можно еще раз просеивать землю и находить именные предметы и медальоны. Людям призванным и не отданным делу душей, все равно найдут они лишнее имя или нет.