если кто и влияет на детей, то это только родители жизнью и примером...
Почему "если"....если не влияют, то в результате получится Маугли....
Любое, даже невербальное общение с ребенком оказывает непосредственное влияние на его развитие. И педагоги все же играют более важную роль в формировании самооценки, установок, жизненной позиции ребенка(я сама педагог и знаю об этом, точнее вижу как страшно иногда воздействуют на ребенка эти умные педагоги, не все конечно, есть и самодостаточные, но большинство невротиков)...
И беда в том, что наших детей не учат думать...., а только влияют и влияют, небрежно сказанными словами, хаотичными поступками, которые ребенок впитывает как губка...А вот если ребенка учат думать (а только привитая любовь к чтению провоцирует развитие мышления), то, думаю, несомненно, это будет самодостаточный ребенок, у которого хватит ума, что бы понять всю ответственность его за свою жизнь, а не повиснуть в какой-то неопределенности и потом искать потусторонненго вмешательства, что бы придти хоть к какой-то мнимой гармонии с самим собой...