sembat
|
Вечерний Гродно № 14 от 02.04.2008 г: Его «фундаментом» должна стать основная застройка сегодняшних улиц Мицкевича, Островского, Ватутина, Реймонта и часть улиц 17 Сентября и Горького. Это, наверное, одно из немногих мест в Беларуси, где еще нетронутым остается городской пейзаж начала прошлого века. Все началось с того, что в 1810 году на острове Юргорден один шведский купец построил летний павильон с великолепным видом на Стокгольм. Со временем здесь прямо под открытым небом были собраны дома и постройки с различных концов Швеции и даже целые комплексы – кузница, мастерская стеклодува, пекарня. На сегодняшний день в Скансене – такое название получило это место – собрано более сотни домов и усадеб, в которых сохранена оригинальная обстановка и внутреннее убранство. Рядом в огромных вольерах живут представители традиционной скандинавской фауны, а по дорожкам разгуливают павлины. Здесь работает биологический музей, ежегодно проходит десяток различных праздников и торжеств. Одним словом, Скансен давно уже стал символом не только шведской народной культуры, но и эталоном рачительного отношения к своему прошлому… В такой белорусский Скансен вполне мог бы превратиться и так называемый «Новый свет» – один из кварталов старого Гродно. Его «фундаментом» должна стать основная застройка сегодняшних улиц Мицкевича, Островского, Ватутина, Реймонта и часть улиц 17 Сентября и Горького. Это, наверное, одно из немногих мест в Беларуси, где еще нетронутым остается городской пейзаж начала прошлого века, а значит есть возможность создать уникальный культурно-представительный центр, по праву закрепив за нашим городом славу музея под открытым небом… Первые постройки появляются тут уже во времена А.Тизенгауза в конце XVIII века. Однако по-настоящему история «Нового света» берет начало 24 июня 1875 года, когда территория на севере Гродно вдоль бывшего «Станиславовского ключа» была присоединена к городу. Позже район все время расширялся за счет владений Друцких-Любецких, приобретая оригинальные, неповторимые черты единого исторического ансамбля, совмещяя в себе различные архитектурные направления и стили. Главная наша идея состоит в том, чтобы не сносить уникальный исторический квартал, а придать ему совершенно новое функциональное предназначение. В первую очередь следовало бы позаботиться о сохранении общей планировки «Нового света» и тех зданий, которые представляют безусловную историко-архитектурную ценность. Это практически все постройки вдоль улицы Горького между улицами 17 Сентября и Мицкевича, значительная часть строений по Мицкевича, Реймонта и Белинского, некоторые из домов по 17 Сентября и Островского.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Например, следует сохранить, проведя предварительные реставрационные работы, такие здания, как: комплекс бывшей окружной лечебницы (Горького, 1), магазин Яблонского (Горького, 5), дом историка Д.Милютина (Горького, 21), аптеку Юдейки (Горького, 23), магазин колониальных товаров Канеля (17 Сентября, 1), бывшую пекарню Гарстки (17 Сентября,  , дом В.Федорука (17 Сентября, 13), дом Ярошевича (17 Сентября, 17), бышие дома врача Беклемишева (Островского, 15) и инженера Высоцкого (Островского, 11). В обновленном виде они превратились бы в офисы, бизнес-центры, кафе и галереи. В особняке по адресу 17 Сентября, 12, так называемом «Татарском доме», мог бы разместиться музей урбанистики, рассказывающий об истории развития городской культуры начала ХХ столетия, а долина ручья Юридики в районе улиц 17 Сентября и Мицкевича превратилась бы в уютный амфитеатр или ультрасовременный акванариум. Здесь, к примеру, можно найти и место для ресторана старолитовской кухни, стилизованного под ветряную мельницу конца XVIII столетия на Золотой горке – части «Нового света» на перекрестке Горького и Островского, которая уже пошла под снос. Выложенная «брукованкой» мостовая, стилизированные чугунные, а не бутафорские, как на Советской улице, фонари плюс работа профессиональных ландшафтных дизайнеров только подчеркнули бы единую композицию этого уголка города. Более того, за счет уплотнения свободного пространства между исторической застройкой и при условии проведения предварительной грамотной рекламной кампании сюда вполне можно привлечь иностранных инвесторов. Правда, при этом должно быть соблюдено главное – сохранить преемственность стиля, что означает отказ от строительства зданий, которые своей архитектурой разрушали бы общую гармонию. Не стоит забывать и о том, что проект должен обязательно учитывать интересы жителей «Нового света». http://vgr.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1535&Itemid=49
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
|
Der Schatten
|
Вчера была презентация интересного историко-архитектурного справочника "Ад Каложы да фартоў" (Янка Лялевіч, Ігар Трусаў, Андрэй Чарнякевіч).
В книге собрана краткая информация про все имеющие ценность здания (и не только) в городе в алфавитном порядке (по названиям улиц и номерам домов). Очень полезная штука. Всем советую. Правда даже не знаю, будет ли эта книга в продаже. Тираж только 300шт. и даже на презентации книг уже не хватало
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sabi
Гродненец
 Репутация: +73/-0
Offline
Пол: 
Сообщений: 288
Я люблю Гродненский форум!
|
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Вчера была презентация интересного историко-архитектурного справочника "Ад Каложы да фартоў" (Янка Лялевіч, Ігар Трусаў, Андрэй Чарнякевіч).
В книге собрана краткая информация про все имеющие ценность здания (и не только) в городе в алфавитном порядке (по названиям улиц и номерам домов). Очень полезная штука. Всем советую. Правда даже не знаю, будет ли эта книга в продаже. Тираж только 300шт. и даже на презентации книг уже не хватало Купить можно ещё её ? Если да, то где ?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Der Schatten
|
Cпросите на с13 в соответствующей теме. Там даже один из авторов отписывается. Может подскажут
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
sembat
|
Внимательно прочитал рецензию. Книга у меня есть. Я бы ещё добавил, что в книге почти отсутствует период первой половины ХХ века в жизни Гродно. Или до архивов не добрались ещё, или они в Польше. ХХ век в книге начинается с планов 1949-1950 гг ! А ведь так хочется узнать, как развивался наш город до 50-х годов ХХ века !
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Der Schatten
|
http://vgr.by/index.php?option=com_content&task=view&id=1584&Itemid=70Новому замку можно вернуть облик королевской резиденции XVIII векаНередко эскизы и проекты по разным причинам продолжают пылиться в ящиках стола. Одна из таких проработок касается реставрации Нового замка. В свое время специалисты УП «Гродножилпроект» получили задание на капитальный ремонт кровли и фасада дворца. Однако предварительные комплексно-научные изыскания показали, что если в здании заменить кровлю, сбить старую штукатурку и покрыть новой, провести гидроизоляционные работы и обновить изношенные инженерные сети, то это на десятилетия сохранит его облик, искаженный в 1952 году. Научный руководитель объекта Елена Пархута считает, что делать это нецелесообразно, ведь ценность архитектурного ансамбля заключается в первозданном виде, в стиле позднего барокко. По данным гродненских историков Игоря Трусова, Андрея Чернякевича и Янки Лелевича, решение о строительстве принято в 1726 году при короле Августе II, но началось лишь спустя одиннадцать лет при Августе III. Автором проекта был известный саксонский архитектор Карл Фридрих Пепельман, сын создателя одного из красивейших дворцовых комплексов в Европе – дрезденского Цвингера. Через четыре года он был выполнен. Главное двухэтажное здание в виде буквы «П» образовывало парадный внутренний двор, который замыкался двумя одноэтажными постройками. В правой находилось помещение для королевской стражи, в левой – дворцовая пекарня. Главный вход вел в вестибюль, из которого можно было попасть в шикарный овальный зал, в буфетную и на лестницу, которая вела на второй этаж. Из овального зала было три выхода: в дворцовую каплицу, во двор и в королевскую приемную. Левую половину главного корпуса занимал богато декорированный лепниной и фресками Сенаторский зал, где проходили заседания верхней палаты сейма Речи Посполитой. Три ступеньки вели к королевскому трону, который стоял под большим балдахином из красного шелка, по бокам от него находились государственные гербы – Белый Орел и Погоня. Из галерей, устроенных на уровне второго этажа, наблюдать за ходом заседаний могли королева, придворные дамы, послы и зрители. Правый флигель был отведен под покои монархов. Половину левого занимал Посольский зал, в котором собирались члены нижней палаты сейма. Правда, следующему королю – Станиславу Августу Понятовскому – планировка дворца не понравилась. Поэтому начался ремонт, руководил которым Джузеппе Сакко. Но самым известным историческим событием, связанным с Новым замком, стал последний, «немой» сейм Речи Посполитой, участники которого молча приняли второй раздел государства между Российской империей и Прусским королевством. Произошло это в ночь с 23 на 24 сентября 1793 года. А уже через год Тадеуш Костюшко во дворце встречался с руководителями освободительного восстания на территории Великого княжества Литовского. После поражения повстанцев в свои покои вернулся Понятовский, который жил в Гродно под надзором российского посла Репнина. 25 ноября 1795 года он отрекся от престола, а позже, повинуясь императору Павлу I, переехал в Петербург. Дворец передали в распоряжение российского военного ведомства и открыли госпиталь, который просуществовал до Второй мировой войны. В 1944 году во время боев за освобождение города пожар уничтожил почти все помещения дворца и крышу. За восстановление взялся архитектор Вараксин, под руководством которого на руинах к 1952 году возвели здание обкома КПБ в так называемом классическом псевдорусском стиле. Поскольку в Дрезденском архиве сохранился проект Пепельмана, а в Москве и Санкт-Петербурге – проекты перестроек, воссоздать Новый замок в стиле позднего барокко вполне возможно. Нужно ли говорить, что это повысит не только ценность самого объекта, но и туристическую привлекательность всего города. Поэтому объект ждет своего времени.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Der Schatten
|
Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ
Побег на Городницу
Дом… без приведений
Кажется, мы уже достаточно задержались на городских окраинах. Больше нет времени тянуть, а потому с нескрываемым трепетом переступаем невидимую границу, отделявшую нас от старого Гродно. Почти напротив окружной лечебницы, сразу за бывшим дровяным рынком, где мы расстались в последний раз, нас ждет новая встреча – на этот раз с историей совершенно особого квартала: Городницей. Чуть отклонившись в сторону от улицы, идем к зданию в глубине двора, Горького № 2, и попадаем во дворец вице-администратора, он же квартира полномочного российского посла, дворец Дзеконьского и Валицкого, архиерейское подворье, наконец, корпус медуниверситета – достопамятная анатомичка.
«Никола мокрый» Начнем с того, что уже в… XII веке на правом берегу ручья Юрисдики, у его впадения в Городничанку, могла существовать Николаевская церковь, так же как и княжеское село Городница. Правда, до проведения масштабных археологических исследований в пользу этой гипотезы у нас есть только один аргумент – святой, в честь которого назван храм. Дело в том, что неподалеку от предполагаемого местонахождения церкви св. Николая бьет и сегодня животворный источник, который издавна называют «Королевский родник». Не секрет, что такие родники наши предки-язычники обожествляли, что положило начало восточнославянской традиции ставить вблизи подобных мест церкви в честь святого Николая, которые назывались «церквями Николая мокрого». Поэтому если храм существовал в это время, то он исполнял функции приходской церкви для села Городницы и окрестных деревень. Собственно, впервые Николаевская церковь упоминается во время правления Сигизмунда-Августа, в середине XVI века, хотя ее положение в документах было указано лишь приблизительное – на высоком берегу у впадения ручья в реку Городницу (Городничанку). Уже к 1681 году этот земельный надел вместе с церковью отошел к замковой юрисдике, а позже упоминания о храме и вовсе больше не встречаются, хотя здесь еще долго, в XVIII веке, находились крест и кладбище. Одна из версий, бытующая среди гродненских историков, гласит, что церковь, как и многие другие гродненские храмы, не пережила невзгод русско-польской войны…
Дворец вице-администратора Здание, о котором дальше пойдет речь, сумело особым образом выделиться из общей истории. Формально дворец вице-администратора, будем и дальше так его называть, является частью Городницы и играет важную архитектурную роль в композиции ее парадной площади, спроектированной для гродненского старосты Антония Тизенгауза. Правда, уже то, что он стоял на правом берегу ручья Юридики, как бы обособляло здание от остальной площади. К тому же, скорее всего, оно было окончено одним из самых последних, в 1793 году, а значит по праву может считаться памятником уходящей эпохи – Речи Посполитой. Проект дворца принадлежит архитектору И. Мезеру, а возможно, он строился под руководством Дж.Сакко. Может быть, именно отсюда столь необычные для Городницы черты стиля классицизма, которые так отчетливо проступают на фасаде. Первоначально дворец представлял собой трехэтажное здание с двумя одноэтажными флигелями, причем был украшен треугольным фронтоном с лепниной, а высокая четырехскатная крыша крыта черепицей. Основное здание предназначалось под жилье, а боковые флигели – под хозяйственные службы. Рядом с дворцом был запроектирован регулярный парк, который, по крайней мере на картах того времени, выглядел куда более привлекательней, чем парк рядом с дворцом Тизенгауза, заложенный Жилибером. Еще в 1923 году дворцовый комплекс включал пять жилых зданий и семь хозяйственных строений. В настоящее время сохранились только дворец вице-администратора и одноэтажный флигель. Правда, тогда же, в 1920-х, по решению городских властей был под корень вырублен сосновый бор прямо над оврагом за дворцом. Весь комплекс был завершен только в 1793 году и подарен последним королем Станиславом Августом Понятовским подскарбию Антону Дзеконьскому. Этот высокопоставленный чиновник сменил на посту подскарбия попавшего в опалу А.Тизенгауза, держал в Гродно недвижимость по улицам Демьяновской и Мостовой.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Der Schatten
|
продолжение:
Господин посол
Якова Ефимовича Сиверса можно по праву отнести к наиболее ярким деятелям екатерининской эпохи. Дядя определил его писцом в коллегию иностранных дел; затем он служил при русском посольстве в Копенгагене и Лондоне. Во время Семилетней войны молодой Сиверс участвует в наиболее значительных сражениях. Вскоре назначен новгородским губернатором, и на этом посту снискал добрую славу, как сейчас бы сказали, «крепкого хозяйственника». Но по-настоящему известным имя Сиверса стало только в 1789 году, когда после восьмилетней отставки он был назначен чрезвычайным и полномочным послом в Польшу, где председательствовал вместе с прусским послом Бухгольцем в гродненском сейме и, по сути, стал одним из авторов второго раздела Речи Посполитой. Вот в этот период, особо драматический для нашего края, Сиверс и останавливается в одном из самых роскошных на тот момент гродненских особняков, коим являлся бывший дворец вице-администратора. Сиверсу дана инструкция действовать решительно. Он распоряжался в Польше самовластно, порой как настоящий диктатор. Со времени созыва гродненского сейма Сиверс готовил уничтожение в первую очередь так называемой тарговицкой конфедерации. Не случайно его имя стало синонимом российского правления на бывших землях Речи Посполитой, отошедших к восточной соседке… Здесь можно было бы и закончить разговор о господине после, если бы не одна историческая параллель: в 1915 году, когда судьба нашего края в очередной раз сделала крутой поворот, иной Сиверс, генерал от инфантерии и командующий 10-й русской армией, своими военными ошибками привел к гибели 20-й армейский корпус, пытавшийся из последних сил прорваться к Гродненской крепости из августовской пущи, и тем самым поставил, по сути, точку в истории, начатой его далеким предком…
|
|
« Последнее редактирование: 30 Апрель 2008, 11:52:08 от Shadowww »
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
http://harodnia.com/a134.phpУ апошні час захаванне аўтэнтычнага аблічча гістарычных гарадоў становіцца важнай праблемай у нашай краіне. У Еўропе даўно ахоўваюць не толькі будынкі да 1850 г. (як гэта агульнапрынята), але імкунуцца захаваць архітэктуру ХХ ст., у тым ліку будынкі савецкай эпохі. У Гродна захаваліся помнікі розных часоў, у тым ліку і ХХ ст. Пачатак ХХ ст. і далейшыя 20-30-я гады стварылі цэлы гарадскі раён – Новы свет, па сутнасці акружылі старажытную частку Гродна дадатковымі жылымі кварталамі. Галоўным чынам будаўніцтва было сканцэнтравана у паўночнай частцы горада за рэчкай Гараднічанкай. Назва раёна Новы свет прыйшла да нас яшчэ з ХІХ ст. Нараджэннем Новага свету можна лічыць 24 чэрвеня 1875 года, калі прадмесце “Новы свет” было ўключана ў рысу горада Гродна.1 У гродзенскім Доме-музеі Максіма Багдановіча ў экскпазіцыі вы можаце ўбачыць канверт з наступным адрасам: “гор. Гродна, Новы свет, дом Агульнікава”. Гэты канверт быў дасланы з Галоўнага дэпо музычных інструментаў у Пецярбурзе. Яго атрымала маці паэта - Марыя Афанасьеўна Багдановіч. Яна займалася музыкай і ў гэтым канверце атрымала ноты для ігры на фартэпіана. Яшчэ адно сведчанне ХІХ ст. пра Новы свет можна знайсці ва ўспамінах Адама Ягоравіча Багдановіча2, дзе ён паведамляе аб месцы жыхарства сваёй сям’і пасля пераезду ў Гродна ў 1892 г.: “Жили мы на окраине города, на Новом свете по Садовой, занимали квартиру в последнем доме слева. Дома в то время шли после имения Станиславова”3. Такім чынам, спачатку Новы свет – з’яўляўся былой прывакзальнай часткай горада Гродна, у якую ўваходзіла і Садовая вуліца, цяпер вуліца Ажэшкі.4 Вядома, што назва Новы свет шырока распаўсюжана ў Польшчы. Самы вядомы гэта Новы свет у Варшаве, але ёсць такая назва і ў Беластоку, Катавіцах і іншых польскіх гарадах. Лагічна, што і да нас гэта назва прыйшла з суседняй краіны. У 20-30-х гады ХХ ст. г. Гродна знаходзіўся ў складзе Польшчы. У гэты час актыўна забудоўваецца раён, які і сёння мы называем Новым светам і лакалізуем яго ў квартале вуліц Астроўскага (былая Панятоўскага), Горкага (Грандзіцкая), Дзяржынскага (Нарутовіча), Міцкевіча, 17 верасня (11 ліпеня). На карце Гродна 1928 г., выдадзенай у выдавецтве кнігарні Іберскага, можам убачыць назву Залатая горка, пазначаную ў раёне пералічаных вуліц. Назву звязваюць з Новым светам, у сувязі з будаўніцтвам дамоў заможніх асоб. Але ў гэты час забудоўваліся і іншыя часткі горада, якія таксама па сваёй архітэктуры можна аднесці да Новага свету, які цягнецца далей у бок вуліц Лермантава, Цагляная, Чкалава, Цяміраз’ева, раён вуліцы Суворава. Аб пачатковай забудове вуліцаў Грандзіцкай і Міцкевіча мы можам даведацца з архіўных дакументаў Дзяржаўнага архіву Гродзенскай вобласці.5 Так на 1923 год на вуліцах былі ўздведзены ў асноўным драўляныя будынкі 1890-х, таксама былі мураваныя, узведзеныя ў першым дзесяцігоддзі ХХ ст. Новы свет асаблівы выгляд набывае ў 20-30-я гады. Гэты раён мае важнае значэнне для Гродна ў сувязі з яго архітэктурай. Менавіта ў 20-30-я гады ў Гродна будуюцца жылыя дамы ў стылі канструктывізма, які імкнецца да максімальнай выразнасці і эканамічнасці форм, да агалення іх тэхнічнай асновы6. Але адной з галоўных яго рыс – гэта стварэнне зручнага і камфортнага жылля. У Беларусі захавалася не шмат архітэктурных аб’ектаў, пабудаваных у гэтым стылі. Асабліва няшмат жылых дамоў. І на сёння Новы свет з’яўляецца раёнам, дзе захаваліся помнікі канструктывізму не толькі мураванага, але і драўлянага. Напрыклад, будынак па вул. Астроўскага 15 – аддзяленне эндакрыналогіі, ці жылы дом па вул. Рэйманта, Р.Люксембург. Яны сапраўды з’яўляюцца ўжо помнікамі, але пакуль не прызнанымі. Тут хочыцца ўзгадаць досвед іншых беларускіх гарадоў, напрыклад, Заслаўя. Так драўляныя дамы, узведзеныя ў Заслаўі, нягледзячы на адсутнасць асаблівых архітэктурных элементаў, з’яўляюцца помнікамі архітэктуры пач. ХХ ст. ці, напрыклад, 1927 года. Мы бачым прыклад аховы драўлянага дойліцтва ХХ ст., якім варта скарыстацца гродзенцам.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
продолжение: Вялікую цікавасць уяўляюць помнікі мураванага будаўніцтва тых часоў. Гэта акуратныя домы, акружаны зелянінай, якія ствараюць добрае ўражанне, нягледзячы на прастату свайго аб’ёма. Асабліва добры іх эканомны і функцыянальна прадуманы план. У гэтых домах, сціпласць канструктывіскіх формаў не падаецца аскетычнай.Стыль канструктывізм мы можам убачыць на вуліцах Цаглянай, на рагу вуліц Славацкага і 17 верасня, Бялінскага і сапраўднай стратай Новага свету з’яўляецца дом, які ўжо не існуе- па адрасу Горкага 29. Дамы ўзводзіліся не толькі ў стылі канструктывізм, яны таксама утрымліваюць неабарочныя тэндэнцыі, напрыклад, жылы будынак па рагу вуліц 17 верасня і Славацкага, ці неакласічныя тэндэнцыі, будынак на вул. Рэйманта. Трэба адзначыць, што захаваліся не толькі будынкі, але і дэкаратыўныя элементы тых часоў – упрыгожванні вокнаў, дзверы, ручкі, дэкор фасадаў. Аблічча горада вызначаюць не толькі архітэктура, але і тыя людзі, што жылі на Новым свеце. Гэта інжынер Высоцкі, дзеяч Сымон Якавюк, а таксама шматлікія дактары, уладальнікі крамаў. Усе гэтыя асобы заслугоўваюць даследавання іх жыццёвых дарог, бо яны былі часткай і гісторыі Новага свету. Таму вельмі важным для вывучэння Новага свету - з’яўляецца збор успамінаў яшчэ жывых людзей, што могуць апісаць раён і горад тых часоў. Вельмі яркімі і змястоўнымі з’яўляюцца ўспаміны Здзіслава Цыпельта, які нарадзіўся і жыў у Гродна. З.Цыпельт - генерал брыгады, лётчык-выпрабавальнік. Змагаўся на польскім баку ў Гродна ў 1939 г., малодшы лейтэнант у Арміі Краёвай. Грамадзкі дзеяч, які адданы справе дапамогі палякам на Усходзе. Былы старшыня арганізацыі імя Элізы Ажэшкі (сёння Саюз Гарадзенцаў) у Варшаве. Ініцыятар і галоўны арганізатар першага з’езду Гарадзенцаў у Гродна (25-29 траўня 1994 г.). Рысывальшчык, ілюстратар шматлікіх кніг для дзяцей і дарослых.7 У яго ўспамінах пра Новы свет можна знайсці дакладныя апісанні дроўнага рынка, вуліц Грандзіцкай, Міцкевіча, 11 лістапада. Па сутнасці яго ўспаміны дазваляюць аднавіць жыццё Новага свету – “месцы, якія ўзгадваю праз шмат гадоў. Іх вобраз вельмі добра захаваўся ў маёй памяці, што нават сучасныя вобразы не перакрэслілі яго. Увесь час бачу даўнюю вул. Грандзіцкую і прылягаючы да яе рынак”8. Цікава, што напісанне успамінаў пра Гродна мае дату 22 красавіка 1994 года. На наступны дзень Здзіслаў Цыпельт памёр. Такім чынам, Новы свет – гэта адметны гістарычны і архітэктурны раён гораду, які патрабуе аховы і даследавання. Таму я заклікаю вас паважаныя даследчыкі нашай багатай мінуўшчыны звярнуць увагу на гісторыю раёну, на асаблівасці яго станаўлення і развіцця. Варта захаваць гэты раён, які і па сёняшні дзень з’яўляецца часткай асаблівага архітэктурнага аблічча Гродна, таму трэба прымаць меры па яго ахове і надаць будынкам Новага свету статус помніка архітэктуры. І важным крокам да гэтага з’яўляецца папулярызацыя Новага света сярод грамадзкасці.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Интересные события в жизни Гродно: Антивоенная демонстрация хиппи в Гродно, 1971 год. http://www.hippy.ru/f57.htm
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Der Schatten
|
А ведь с тех пор мало что поменялось! Конечно, спецотрядов по отлову длинноволосых в городе больше нет, но мнение о подобных личностях у людей все такое же. И с милицией те же проблемы. Все косо смотрят! Про музыку и говорить нечего.. Концерты и теперь под какими угодно предлогами пытаются запретить. Чтобы организовать небольшой метал концерт в каком-нибудь маленьком зале, в исполком нужно чуть ли не подробное досье на каждого из музыкантов, все тексты, переводы тескстов (если на иностранном), записи. Недавно на грани срыва был концерт из-за того, что он благотворительный! Т.е. деньги от концерта официально должны были быть перечислены семьям польской группы, которая разбилась в аварии под Гомелем. Запретили такой концерт! В последние дни дали разрешение с условием, что никакой благотворительности. За день до концерта, когда съехались и музыканты, и просто слушатели, обратно запрет! Мол, у нас грипп, а вы массовые мероприятия организовываете! В горисполкоме по делам культуры сидит молодой мужчина, по его инициативе был организован рок-фестиваль. Хвала ему и поклон за такие попытки. Провели. На следующий год с тресокм и опозданием провели еще раз. Вродь хорошая традиция зародилась. Однако, в этом году фестиваля не было... А про то, что к длинноволосым парням парни знакомиться случайно подходят, про это молчу 
|
|
« Последнее редактирование: 03 Май 2008, 18:28:45 от Shadowww »
|
Записан
|
|
|
|
Dassin
|
Вообще по воспоминаниям о неформальной жизни города в 50-60-70-80-е годы многим есть что вспомнить. Даже лет 20 назад о той демонстрации хиппи оставались отголоски. И вспомнить много чего интересного. Это тоже может быть поводом здесь создать отдельную темку. Ну, а про музыкантов в городе, как, что и где делалось -это весьма интересно. Тогда действительно народ друг друга знал, где у кого есть, и не то что гитарв - стойка под микрофон отдалживалась.
|
|
« Последнее редактирование: 03 Май 2008, 18:45:20 от image »
|
Записан
|
|
|
|
Der Schatten
|
Темку такую было бы интересно сделать, но кто там будет делиться впечатленями? Я только о современной жизни могу что-то сказать. Ну, вы что-то о тогдашней. И все..
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
А ведь с тех пор мало что поменялось! Полностью согласен ! Пока будет жить в нас совковая психология(а это будет ещё очень долго) всё это будет повторяться и продолжаться.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Из истории велосипеда на Гродненщине. Отрывок из монографии Валерия Николаевича Черепицы “…НЕ ПОТЕРЯТЬ СВЯЗУЮЩУЮ НИТЬ: ИСТОРИЯ ГРОДНЕНЩИНЫ ХIХ-ХХ СТОЛЕТИЙ В СОБЫТИЯХ И ЛИЦАХ (исследования, документы, комментарии)” Привычный нашему глазу двухколесный велосипед, что в буквальном переводе с французского означает “быстрые ноги”, был создан в Англии в 1893 году. Тогда же началось и промышленное производство новейших средств передвижения, стали возникать по всей Европе объединения любителей велосипеда. Не обошла эта мода и Гродно. В губернском городе уже в конце ХIХ - начале ХХ века имелось общество велосипедистов, состоящее более чем из двух десятков человек. Наличие такого количества любителей быстрой езды вынуждало городские власти переходить от восхищения новой модой к строгим запретам, что в конечном итоге потребовало разработки для велосипедистов правил дорожного движения. Первым вариантом их стали предписания гродненского полицмейстера от 21 мая 1899 года, суть которых состояла в следующем: “Езда на велосипедах разрешается в любую пору года по всем улицам, как и по дорогам для конной езды; управлять велосипедам может особа, достигшая 17 лет, при условии сдачи при обществе велосипедистов экзамена, состоящего в демонстрации умения быстрой посадки на велосипед и такого же соскакивания с него; а также умения делать повороты; во время езды каждый велосипедист обязан иметь разрешение на управление велосипедом, регистрационный номер, звонок, а с наступлением темноты - зажженный фонарь; при езде надлежит придерживаться правой стороны, а скорость движения не должна превышать границ, определенных для обычной дорожной езды; при встрече похоронной процессии, марширующих солдат и т.п., а также по требованию полиции надлежит незамедлительно остановиться“. В последующее годы предписания полиции стали касаться и других прав и обязанностей велосипедистов. В фондах главного исторического архива в Гродно хранятся некоторые документы, отражающие взаимоотношения городских властей и местных поклонников новомодного транспорта. Весьма характерным в этом плане следует признать объявление от 22 марта 1913 года: “Гродненская городская управа сим объявляет, что установленные обязательными постановлением Городской Думы, изданным 5 июля 1900 года, номера для велосипедов на текущий 1913 год заготовлены Управою, где и должны быть приобретаемы велосипедистами. Означенные номера должны прикрепляться к велосипеду на видном месте, но отнюдь не на колесах. Член Управы А.Восинский. Делопроизводитель Саванчук“. В мае того же года городская дума обратилась к гродненскому полицмейстеру с просьбой “не допускать владельцев велосипедов ездить по городу без номеров, а также обязать лиц, содержащих велосипеды на прокат, снабдить каждый велосипед номером“. Следует заметить, что в начале века в Гродно имелось три пункта проката велосипедов: на складе Гониозского по Ивановской улице, при магазине “Проводник”, улица Муравьевская, дом 3 , что у Михайловского моста, при здании архива Гродненского губернского правления.
До начала первой мировой войны в Гродно было несколько спортивных сооружений и площадок, включая и велосипедный трек неподалеку от нынешнего городского стадиона. Здесь ежегодно проводились соревнования велосипедистов, причем как наперегонки, так и по фигурному вождению “железного друга”. Широко практиковались велосипедные экскурсии по историческим местам, велопробеги Гродно - Скидель, Гродно - Индура, Гродно - Друскиникай, Гродно - Озеры и другие. Интерес к быстрой уезде оставался у гродненцев неизменным и в последующие годы." http://s13.ru/archives/434 А не тот ли это трек, что на старых фото ?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Der Schatten
|
Помню, когда-то в Вечернем Гродно была похожая статья. И вродь там и было фото трека (это недалеко или частично на территории зоопарка сейчас)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
|
Der Schatten
|
Гісторыя гарадзенскай кірхіhttp://blog.grodno.net/2008/05/06/gistoryja-garadzenskajj-kirhi/Нямецкай кірхай ахрысцілі гродзенцы адзіны евангелісцка-лютэранскі храм, што дзейнічае цяпер у Беларусі. Народ, хоць і не ўнікае ў гістарычныя тонкасці, але рацыю мае: калісьці тут сталаваліся немцы, цяпер — ладзяць набажэнствы лютэране. Праўда, дакладна не вызначана, калі ўсё ж пабудова страціла бытавое прызначэнне, пераўтварыўшыся ў рэлі-гійную ўстанову. Вядуцца спрэчкі і наконт старадаўнасці цяперашніх рысаў. Асноўную адметнасць царквы аўтар яшчэ савецкага праекта рэстаўрацыі Ігар Трусаў вызначае, не вагаючыся: “Яе перараблялі калісьці з былой карчмы”. — У гэтым ёсць доля праўды, — каментуе старшыня савета лютэранскай суполкі Любоў Зорына. — Але па дакументах будынак праходзіць як сталоўка для галандскіх і нямецкіх рамесні-каў. Іх запрасіў на работу гродзенскі стараста Антоні Тызенгаўз, калі па загадзе Станіслава Аўгуста Панятоўскага наладжваў вытворчасць на каралеўскіх мануфактурах. Майстры разам абедалі і, натуральна, маліліся. Не было больш у горадзе настолькі ж вялікага будынка, дзе маглі б сабрацца прадстаўнікі дзвюх сотняў лютэранскіх сем’яў, якія прыехалі працаваць у Гродна. Афіцыйнай датай заснавання кірхі лічыцца 1793 год, калі Станіслаў Аўгуст Панятоўскі прэзентаваў будынак нямецкай суполцы. Гэта засведчана ў адным з тамоў юрыдычнага збору соймавых канстытуцый “Volumina legum”. Неўзабаве ў лютэран з’явіўся і першы пастар. Цягам часу яны набывалі ў князёў Друцкіх-Любецкіх усё новыя ўчасткі зямлі вакол пабудовы. Былі ўзведзеныя дом пастара і нядзельная школка. Колькасць прыхаджан пераўзыходзіла ўжо тысячу. — Канчатковы выгляд кірхі склаўся ў 1873 годзе, — лічыць Любоў Зорына. — Тады ж на вежы ўсталявалі гадзіннік. Механізм захаваўся дагэтуль. Пры жаданні яго, пэўна, можна адрамантаваць. Тым больш што фірма, якая стварыла гадзіннік, і цяпер існуе ў Германіі. — На тагачасным акварэльным малюнку Напалеона Орды кірха, на фоне якой змешчана выява чыгуначнага вакзала, выглядае зусім не так, як цяпер, — сведчыць гісторык Юрый Гардзееў. Маецца і яшчэ адно дакументальнае пацверджанне ягоных словаў — стары здымак, што захаваўся ў архівах гро-дзенскага абласнога музея. — Гэта даволі рэдкая паштоўка пачатку XX стагоддзя, — гаворыць супрацоўнік гістарычнага аддзела музея Андрэй Вашкевіч. — На тым самым месцы, дзе цяпер стаіць кірха, адлюстраваны невялікі дамок. Няма сумневу: гэта зусім іншы будынак. У музейным аддзеле рэдкай кнігі можна знайсці і нямецкую брашурку перыяду першай сусветнай вайны. З яе вынікае, што дзесьці ў 1910 годзе храм значна перабудоўвалі. У тым ці іншым выгля-дзе, але кірха дзейнічала ў Гродне да 1944 года. — Калі савецкія войскі ўвайшлі ў горад, камендант Саўкоў загадаў абсталяваць у храме архіў, — узгадвае Любоў Зорына. Немцаў у пасляваенным Гродне не было. Нават тых з іх, хто нарадзіўся і вырас на берагах Нёмана, як магчымых памагатых акупантаў перасялілі далёка за Урал. За калючы дрот траплялі не толькі па пятай графе, але і за тое, што маліліся па Евангеллі на нямецкай мове — кнігу з гатычным шрыфтам супрацоўнікі НКВД адносілі да фашысцкай літаратуры. Некаторыя з сённяшніх нешматлікіх прыхаджан гро-дзенскай евангелісцка-лютэранскай суполкі, якая зноў ладзіць набажэнствы ў адзінай на ўсю Беларусь кірсе, нарадзіліся ў Сібіры. У той жа час адзіны ў краіне лютэранскі пастар жыве ў Мінску, дзе прадстаўнікі канфесіі маюць толькі малельны дом. Бо будынак лютэранскай царквы, на якую па хадайніцтве віленскага губернатара імператар Мікалай I выдзяліў ка-лісьці 20 тысяч рублёў, “перапрафіліравалі” ў 1933 годзе ў Тэатр юнага гледача.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
В Гродно в начале XX века было 44 синагоги. В Гродно сохранилось несколько синагог, но самая интересная - Главная (Хоральная) на улице Большой Троицкой, где была резиденция главного раввина. Построена в 1882-м, закрыта коммунистами в 1940 году. В советское время здесь был склад какой-то ерунды и мастерские художников. От склада остались железные ворота - прямо в храм заезжали грузовики… Сейчас синагога восстанавливается, здесь проходят службы. Обязательно побывайте внутри: изящная лепнина в молитвенном зале колоссальных размеров заслуживает внимания! Задний и боковые фасады здания сохранили оригинальный декор в стиле модерн - редкость для белорусских синагог. Справа от синагоги находится здание иешивы, в котором сейчас жилой дом. На этой же улице сохранились еще две синагоги, в одной из которых зал бокса. А вообще в начале ХХ века в Гродно было 44 (!) синагоги. http://kp.by/daily/24095.4/323778/
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
|
sembat
|
Уникальный документальный фильм о Гродно http://s13.ru/archives/4669
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|