sembat
|
Из истории велосипеда на Гродненщине. Отрывок из монографии Валерия Николаевича Черепицы “…НЕ ПОТЕРЯТЬ СВЯЗУЮЩУЮ НИТЬ: ИСТОРИЯ ГРОДНЕНЩИНЫ ХIХ-ХХ СТОЛЕТИЙ В СОБЫТИЯХ И ЛИЦАХ (исследования, документы, комментарии)” Привычный нашему глазу двухколесный велосипед, что в буквальном переводе с французского означает “быстрые ноги”, был создан в Англии в 1893 году. Тогда же началось и промышленное производство новейших средств передвижения, стали возникать по всей Европе объединения любителей велосипеда. Не обошла эта мода и Гродно. В губернском городе уже в конце ХIХ - начале ХХ века имелось общество велосипедистов, состоящее более чем из двух десятков человек. Наличие такого количества любителей быстрой езды вынуждало городские власти переходить от восхищения новой модой к строгим запретам, что в конечном итоге потребовало разработки для велосипедистов правил дорожного движения. Первым вариантом их стали предписания гродненского полицмейстера от 21 мая 1899 года, суть которых состояла в следующем: “Езда на велосипедах разрешается в любую пору года по всем улицам, как и по дорогам для конной езды; управлять велосипедам может особа, достигшая 17 лет, при условии сдачи при обществе велосипедистов экзамена, состоящего в демонстрации умения быстрой посадки на велосипед и такого же соскакивания с него; а также умения делать повороты; во время езды каждый велосипедист обязан иметь разрешение на управление велосипедом, регистрационный номер, звонок, а с наступлением темноты - зажженный фонарь; при езде надлежит придерживаться правой стороны, а скорость движения не должна превышать границ, определенных для обычной дорожной езды; при встрече похоронной процессии, марширующих солдат и т.п., а также по требованию полиции надлежит незамедлительно остановиться“. В последующее годы предписания полиции стали касаться и других прав и обязанностей велосипедистов. В фондах главного исторического архива в Гродно хранятся некоторые документы, отражающие взаимоотношения городских властей и местных поклонников новомодного транспорта. Весьма характерным в этом плане следует признать объявление от 22 марта 1913 года: “Гродненская городская управа сим объявляет, что установленные обязательными постановлением Городской Думы, изданным 5 июля 1900 года, номера для велосипедов на текущий 1913 год заготовлены Управою, где и должны быть приобретаемы велосипедистами. Означенные номера должны прикрепляться к велосипеду на видном месте, но отнюдь не на колесах. Член Управы А.Восинский. Делопроизводитель Саванчук“. В мае того же года городская дума обратилась к гродненскому полицмейстеру с просьбой “не допускать владельцев велосипедов ездить по городу без номеров, а также обязать лиц, содержащих велосипеды на прокат, снабдить каждый велосипед номером“. Следует заметить, что в начале века в Гродно имелось три пункта проката велосипедов: на складе Гониозского по Ивановской улице, при магазине “Проводник”, улица Муравьевская, дом 3 , что у Михайловского моста, при здании архива Гродненского губернского правления.
До начала первой мировой войны в Гродно было несколько спортивных сооружений и площадок, включая и велосипедный трек неподалеку от нынешнего городского стадиона. Здесь ежегодно проводились соревнования велосипедистов, причем как наперегонки, так и по фигурному вождению “железного друга”. Широко практиковались велосипедные экскурсии по историческим местам, велопробеги Гродно - Скидель, Гродно - Индура, Гродно - Друскиникай, Гродно - Озеры и другие. Интерес к быстрой уезде оставался у гродненцев неизменным и в последующие годы." http://s13.ru/archives/434 А не тот ли это трек, что на старых фото ?
|