1.
З польскім ці з ліцьвінскім..



?!!!!литвин = житель ВКЛ, аналогично: советский человек = житель СССР, а не "совет" по происхождению.
2.
беларусы як нацыя канчаткова сфарміравалася ў 1939-1945 гг.. Процесс у вас пошел экстерном

.
А теперь выйди на улицу и посмотри по сторонам. Ты вижишь сформировавшуюся ныцию?
3.
З'ехаць адсюль маглі толькі буйныя магнаты, у якіх грошай было дастаткова, а большасць сярэдняй і дробнай шляхты заставалася тут.. і потым папаўняла шэрагі ці то сялянства, ці то гарадскога насельніцтва, з якога ў далейшым і павыходзіла беларуская нацыянальная інтэлігенцыя..По официальным статистикам из БССР уехало в Польшу ок. 300 000 человек. Если по-вашему это были только магнаты, то здесь был рай на земле!
Стоит к этим цифрам добавить людей, которых просто выгнали из домов без официальных документов. Они в статистиках репатриации не числятся, а их было очень много. Один такой случай с соседкой моей бабушки я уже описывала в теме "нежен ли танк на Советской?"
(№120). Кстати сегодняшняя жительница этого дома недавно сказала моей бабушке: "Все у нас не так, этот дом просто проклят за то, что отец моего мужа выгнал ту польку с ребенком". Не верю в проклятие, но угрызения совести этих людей все же мучают до сегодняшнего дня.
Уехали все магнаты, вся средняя шляхта и почти вся ОБРАЗОВАННАЯ шляхта za[ch347]ciankowa. Не осталось в Беларуси не только магнатов (назовем их жителями дворцов pl. pa[ch322]ac), но и собственников меньших "маентков" (жителей dworow szlacheckich) = средняя шляхта. Осталась только малообразованная часть шляхты za[ch347]ciankowej. Дайте мне примеры 10 довоенных представителей шляхетского рода с высшим образованием, которые после войны остались здесь, выжили, завели детей и их дети себя считают беларусами. Какую "околицу шляхецкую" на Гродненщине вы бы не взяли, там не остался никто с довоенной матурой, не говоря уже о людях с высшим образованием.
Если уж переходим на личности, то я из своего рода (тоже шляхетского) хорошо знаю, кто вынужден был уехать, кого расстреляли, а кто в "okolicy" мог остаться.
4.
А як наконт мяшчанства, сялянства, "люда простага" так бы мовіць..??Каждый историк вам скажет, что довоенного мещанства в Беларуси почти не осталось. Сегодняшние гродненцы это в ОГРОМНОМ большинстве потомки приехавших в город "сялян". Потомки довоенных гродненцев живут или в Польше, или в Израиле и проклинают тех, кто их выгнал из их домов.
А вот "сялянство и люд просты" в основном и остались, только им (не только в Беларуси) не были присущи понятия "национального самосознания", для них важна земля, урожай, семья, традиции, религия. Поэтому они часто и идентифицируют себя с вероисповеданием, а не с национальностью. Нельзя этого сказать о шляхте (даже za[ch347]ciankowej), но она к сожалению оставила здесь только свою необразованную часть, которая могла передавать потомкам национальное самосознание, гордость, свои традиции, но не знания по истории, культуре, литературе.
5.
Багушэвіч, Луцкевіч, Каганец, Ластоўскі й г.д... Во время Позитивизма началась своего рода "мода" среди интеллигенции на то, чтобы интересоваться и восхищаться простым народом, "сялянской" жизнью, чтобу учить и просвещать этот народ, сочувствовать ему. в результате чего некоторые представители даже начали зачислять себя к простонародью. Позже подобным образом вели себя представители интеллигенции с "левым взглядом на политику". Массовым этого явления однако нельзя назвать.
Но, как бы там ни было, для меня эти люди - беларусы, т.к. они сами себя так назвали, а это для меня свято. Мицкевич сказал, что он поляк - значит поляк, Богушевич сказал, что беларус - значит беларус, с этим народом он себя идентифицировал и эту культуру воспринимал как родную. Я не в праве утверждать, что я лучше их знаю, кем они были (как это зачастую делаете вы).
6.
У тым та й справа, што паняцце "айчына" - гэта штосьці большае, гэта краіна продкаў.. Мать это не предок? А может вы просто воспитаны в патриархальной среде, если для вас "Беларусь, мая айчына" значит больше чем "Мацi Беларусь"?
7.
мы яшчэ ўбачым Літву, ужо нашу Літву, а не Маскоўскую. Гэтым я жыву, дзеля гэтага жыву, і дасць Бог, дачакаюся гэтага..."(A.Mickiewicz. Dzie[ch322]a. T.15. S.391)А потом взялся за создание Legionu Polskiego и Legionu [ch379]ydowskiego и везде подчеркивал, что Литва для него является неотъемлимой частью Польши.