|
Анатольевич
Гость
|
История РКЦ говорит о том что Папа или Церковь давали согласие на второй брак. Чаще это были представители монархии или знатного рода или влиятельные особы. Почему одним можно, а другим нет? Папа Франциск 15 сентября лично сочетал браком 20 пар, причем некоторые из них жили до этого вместе и имели детей. Один из женихов имел за плечами развод, а одна из невест оказалась матерью-одиночкой с дочерью, рожденной вне брака. Традиция ПЦ иная, вот согласно чему и согласно каким условиям в ПЦ есть практика 2 брака: Второй брак. Терпимый или благословенный? Отношение ко второму браку апостола Павла можно увидеть из следующих слов Писания: «Соединен ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7. 27-28,39). Каково было действительное отношение ко второму браку в Православной Церкви? Таким уж непогрешительным он считался? Согласно Правилам Православной Церкви за лицом, брак которого прекратился в связи с физической смертью мужа (жены), или лицом, оскорбленным в браке и отказавшимся от продолжения совместной жизни с мужем (женой), чья вина публична доказана судом (т.е. доказано существование бракоразводной причины), сохраняется право вступления во второй брак. Право вступления во второй брак (с церковной точки зрения) виновная сторона теряла. В настоящее время вступление во второй брак разрешено и виновной стороне. Под Правилами Православной Церкви понимаются письменные определения, которые законодательная церковная власть издала в течение нескольких веков, и которые до сих пор имеют силу в Православной Церкви, как положительные и вообще обязательные законы для всех и каждого, кто есть член этой Церкви. Правила Православной Церкви о втором браке: 17 Апостольское Правило: Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни дьякон, ниже вообще в списке священного чина. Из комментариев к правилу: Побуждением к подобному предписанию служило всегда господствующее в Церкви высокое понятие о воздержании, которое считалось возвышеннее брака; на вторичный брак смотрели, как на такую слабость, которая никогда не могла быть терпима у служителя божественного алтаря. 18 Апостольское правило : Взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни дьякон, ниже вообще в списке священного чина. Из комментариев к правилу: Это апостольское правило проистекает из того же божественного права, что и 17 апостольское правило. Ветхозаветным священникам было предписано не жениться ни на вдове, ни на отверженной или опороченной, ни на блуднице, а только на девице. Почти то же предписывается и духовным лицам новозаветной церкви. (Мф. 19, 9; 1-е Кор. 6, 16). Священное Писание требует от духовных лиц, чтобы они были примером во всем. Из 6 правила VI Вселенского Собора: Определяем, чтобы связавшиеся вторым браком…остававшиеся в порабощении греху и не восхотевшие отрезвится от него, подлежали каноническому извержению из своего чина. Правило 7 Неокесарийского Собора : Пресвитеру на браке двоеженца не присутствовать. Понеже двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был бы пресвитер, который через участие в пиршестве одобрял бы таковые браки? Из комментариев к правилу: Правило предписывает, чтобы священники не присутствовали на свадебных пиршествах второбрачных, потому что – спрашивает правило – каково было бы положение священника, наложившего на кого-либо епитимью за то, что он сам одобрил своим присутствием? Правило 1 Лаодикийского Собора : Свободно и законно соединившиеся вторым браком, а не тайно совокупившиеся, по прошествии непродолжительного времени, и по упражнении в молитвах и посте, должно, по снисхождению, даровать общение. Из комментариев к правилу: Ко второму браку стали относиться строже, допуская его, по словам Василия Великого, только как лекарство от блуда (87 пр.). Данное лаодикийское правило и является выражением этого взгляда на второй брак, который хоть и не воспрещается, но допускается только при соответствующей епитимьи. Из Правила 4 св. Василия Великого : О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое о второбрачных по соразмерности. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают такой союз уже не браком, но многоженством, а паче наказанным блудом… Приступившие предел второбрачия уже не достойны нарицаться именами мужа или жены. Из комментариев к правилу: Законной гранью для вступления в брак св. Василий указывает второй брак и замечает, что недостойны называться именем мужа и жены лица, преступившие означенную грань, хотя и этот второй брак он считает только уступкой человеческой слабости. Это учение св. Василия было и учением всей Церкви. Правило 12 св. Василия Великого : Двоеженцам правило совершенно возбранило быть служителями церкви. Правило 2 св. Никифора Исповедника : Второбрачного не следует венчать, но следует наказать отлучением от пречистого таинства на два года, троебрачных же на пять лет. Из комментариев к правилу: Слова правила «второбрачный не венчается» означают, что тот, кто желает вторично вступить в брак, не может удостоиться церковного благословения, иными словами над ним не может быть совершено церковное «последование венчания», и, следовательно, согласно смыслу настоящего правила, церковь не благословляет второго брака, а считает его недозволенным. Гражданская же власть признавала законность такого брака, чем пользовались многие христиане и вступали во второй брак. Церковь не протестовала против этого, но подвергало таковых лиц епитимьи. Только первый брак удостаивался благословения и венчания церковного . Такое суждение о втором браке, как видно, имело в восточной церкви в начале IX века, когда жил Патриарх Никифор, всеобщее значение. Оно имело силу также и в X веке – данное правило повторяется Патриархом Сисиния II (995-998). Только впоследствии в XI и в начале XII века, изменилось такое суждение о втором браке, как видно из канонического ответа Никиты, митрополита ираклийского, на вопрос епископа Константина. В этом своем ответе Никита говорит, что по точному учению Церкви, второбрачный не может быть удостоен венчания, что однако, в константинопольской церкви строго не соблюдается, а возлагаются венцы и на второбрачных, только второбрачные отлучаются от святого причастия на один или два года, и священнику возбраняется принимать участия в их брачном пиршестве. Эта практика константинопольской церкви стала с тех пор всеобщей, почему составлено было соответствующее «последование о второбрачном». Социальная концепция РПЦ о втором браке: Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее, после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. Свт. Григорий Богослов о браке: Слово Божие не ободряет двоеженства, ибо если два Христа то и два мужа, две и жены; а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то, что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и сей придел, тот подобен свинье и немного имеет примеров такого срама. («О мужах и женах»). Так как относиться ко второму браку? Как к «респектабельному прелюбодеянию» (Афинагор Афинянин, II век), «уступке человеческой слабости», «лекарству от блуда» (Василий Великий, Григорий Богослов, IV век), «достойному епитимьи, но все же не лишенному церковного благословения союзу» (Константинопольская церковь, XII век)? Если второй брак достоин церковного наказания, то, как понять его церковное благословение начиная с XI-XII века? Если же второй брак достоин благословения Бога, то почему он является таким нетерпимым для клирика? Почему апостол Павел не считал второй брак грехом, а Церковь налагает на второбрачного епитимью за грех?
|
|
|
|
« Последнее редактирование: 02 Ноябрь 2014, 19:46:38 от Анатольевич »
|
Записан
|
|
|
|