Daos
|
оспринимать даже простейшие разумные контраргументы собеседника, интерпретируя логичность этих контраргументов, как "бесовское наваждение". Вообще в любом споре они действуют по простому алгоритму (инструкции), который разработан для них священнослужителями. На самом деле весь алгоритм построен на том, что собеседник поддастся подавляющей, действующей гипнотически, уверенности и субъективной правдивости миссионера (заметим: субъективно такой миссионер уверен, что говорит не просто чистую правду, а даже сверкающую абсолютную истину). Несрабатывание этого алгоритма по отношению к собеседнику интерпретируется такими добровольцами-миссионерами 1-го и 2-го вида, как одержимость собеседника "бесами". Когда они сталкиваются с каким-либо новым, ранее неизвестным явлением, то они воздерживаются от обсуждения этого явления до момента, пока не узнают мнение церкви (или, для вида-1, мнения своего обслуживающего священника). Основным критерием полезности чего-либо христиане этих видов считают освящение или одобрение этого церковью. На первый взгляд, эти два вида христиан совершенно не представляют интереса - в силу малочисленности, нарушенной коммуникабельности, отсутствия критичности мышления и расстройства строя мысли, проявляющегося в формах, феноменологически сходных со слабоумием (отличие этих форм от истинной олигофрении - специальный вопрос, выходящий за рамки данной статьи). На самом деле именно эти два вида христиан являются основой существования церкви, как субкультуры, представляя пример живого образца для подражания верующим других видов. Очень существенным является состояние религиозной экзальтации (постоянной для 1-го вида и периодической - для 2-го вида). Иногда эти временные психические расстройства доходят до уровня сумеречных состояний сознания, бреда и галлюцинаций. Соответственно, именно эти виды верующих, в силу особенностей своей психически являются первичным источником "свидетельств" о разнообразных церковных "чудесах" (экзорцизме, мироточении икон, схождении благодатного огня, чудесных исцелениях и пр.).
Христиане 3-го вида (Неохристиане). Это - наиболее многочисленная и активная часть христиан, можно сказать - ударная сила клерикализма в любой христианской конфессии. Христиане 3-го вида достаточно коммуникабельны и адекватны (т.е., в отличие от христиан 1-го и 2-го вида, не выглядят психически больными либо слабоумными). Кроме того, они бывают исключительно активны либо в бытовом миссионерстве (стараясь под любым предлогом приобщить неверующих или инаковерующих знакомых и родственников к церковной практики), либо в миссионерстве публичном (которое выражается или в участии в православных демонстрациях, или в дискуссионных мероприятиях, в частности - сетевых форумах). Такая активность, как ни странно связана с неуверенностью в истинности своей веры. Фактически, стараясь убедить других, христиане 3-го вида борются с собственной неубежденностью (а бороться с ней они считают необходимым, поскольку как правило испытывают иррациональный страх перед "невидимым миром", населенным бесами и угрожающим адом после смерти). Истоки неубежденности христиан 3-го вида лежат в глубокой внутренней противоречивости и алогичности христианских мифов (а также частных мифов отдельных конфессий - католицизма, лютеранства, православия и т.п.). Кроме того, эти мифы находятся в таком же глубоком противоречии с реальностью современной науки, техники и вообще жизненной практики. В силу такого положения дел, христиане 3-го вида крайне изобретательны в смысле конструирования наукообразных аргументов и даже целых псевдонаучных систем (креационизм, библейская археология и т.п.), которые далее используются и для самоубеждения и для полемики с иноверцами и атеистами. Именно христиане 3-го вида поддерживают иллюзию целостности христианского сообщества, поскольку без них образовалась бы ясно видимая пропасть между ортохристианами и метахристианами - и неоднородное христианское сообщество лопнуло на две неравные части. С точки зрения церковной корпорации, неохристианский контингент, подхлестываемый внутренним психологическим кнутом, представляет колоссальную ценность, Но подобное напряженное психическое состояние несет в себе риск "опрокидывания" неохристианина в одну из двух сторон. Во-первых, такой христианин, постоянно находящийся в состоянии внутреннего конфликта веры и реальности, лишен естественного здорового "ментального иммунитета" против абсурда. Из-за этого он может стать добычей религиозной корпорации другого типа (т.н. тоталитарной секты), которая пользуется более мощными средствами снятия внутренних психических противоречий путем радикального "оглушения" сознания либо примитивными мистериальными действиями, либо более современными, но не менее жесткими приемами НЛП и психодинамики. Во-вторых, в его сознании накапливается психическая усталость и, устав от упомянутого конфликта веры и реальности, он может просто отбросить христианскую веру, как бесполезный и обременительный груз, и стать либо атеистом (агностиком), либо приверженцем какой-либо свободной религии (от европейского дзен-буддизма до современного викканства). Из-за этого риска потери наиболее боеспособной части личного состава, церковная корпорация вынуждена вкладывать серьезные ресурсы во внутреннюю пропагандистскую деятельность, ориентированную на христиан 3-го вида. Такая деятельность ведется в трех направлениях: Первое - создание эмоционально ориентированной аргументации, хотя бы внешне примиряющей ортодоксальную доктрину со здравым смыслом и поло
|