Aleksandr_Sever
|
Это сооружение, пока эксплуатировалось военными, было очень красивым.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Tanyshka smile
|
Например музей НЛО или колорадского жука и что бы вы там работали на самоокупаемости  [/quote] Не нужно так грубо иронизировать. Стоило бы только выставить на аукцион с условием сохранения изначального вида, много желающих приобрело бы. Даже офисы можно было расположить. Не надо так узко смотреть. Это наша история, наш город.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Dassin
|
.... Стоило бы только выставить на аукцион с условием сохранения изначального вида, много желающих приобрело бы. Даже офисы можно было расположить. Не надо так узко смотреть. Это наша история, наш город.
Не в нашем современном гродненском случае. Ну, выставили и выкупили здания в лучших местах и в лучшем состоянии - например пивзавод, рестораны Белосток и Гродно, дом Муравьёва. и что в итоге ? Схема "выкупяят частники,сделают" не прокатила....
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
I WOJNA , OBUCHOWICZE / GRODNO , CMENTARZ WOJENNY  Немецкое кладбище под Обуховичами времён ПМВ ?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
Да, т.к. во вторую тела увозили, а тут и русские лежат.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
кот Шрёдингера
|
Ну немецкое кладбище на Дзержинского было сразу за госпиталем. Там даже ограда каменная сохранилась. А вот на сколько оно было большим вдоль улицы - не знаю. А вот дальше по Дзержинского, на перекрёстке с Терешковой - было русские захоронения. Частенько встречалось, что немцы хоронили своих погибших, а недалеко и русских погибших. Так что возможно, что кладбище немецкое было большим, а в его конце - братская могила русских солдат.
Вот эта ограда http://forum.grodno.net/index.php?action=dlattach;topic=73033.0;attach=2194921;image
|
|
|
Записан
|
|
|
|
nikona
|
Я не пойму только одного. Гродно из покон веков был еврейским городом. Целые улицы и кварталы были ими заселены. В 1816 году общая численность населения Гродно составляла 9873 человека, из них евреи - 8422(85 процентов !). На протяжении 19 века процент колебался от 50 - до 69 ! И т.д. А где они подевались сейчас ?
Одна из составляющих ответа на этот вопрос -- последствия ВОВ... согласна с последним постом. на самом деле в конце 18-начале 19 века еврейское население было около 60 % от всего населения. после ВОВ евреев стало меньше из-за проведённой политики окупантов.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Nieznany Zolnierz
|
приветствую всех ! давно мучает загадка - как переводится надпись на этом могильном камне ? . холм в обычном пахотном поле. несколько валунов-надгробий расположеных по одной линии. надпись только на этом камне. дублирую надпись "PROSZEO | TROIEPOZ | DROWIE??IE | ZATEDWSZE " 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Эпитафия, однозначно, написана на польском, только без пробелов и переносов из-за нехватки места. Думаю, написано: "PROSZE O TROIE POZDROWIENIA ZA TED WSZE " - из-за нехватки места в нижней строке анаграмма: ZA TED WSZE, нужно читать ZA TED ZAWSZE или TED ZAWSZE. Есть одна ошибка в тексте TROIE - это twoje. Итак, получается "Proszę o twoje pozdrowienia za ТЕD zawsze". ТЕD, видимо, сокращение: "tej ego duszy", или "tę duszę (tе duszе)". В итоге получается "Proszę o twoje pozdrowienia za tę duszę (tе duszе) zawsze" или "Proszę o twoje pozdrowienia tej ego duszy zawsze" что в переводе звучит примерно так : Прошу тебя всегда приветствовать эту душу (эти души).
Думаю, датировка - XIX век, возможно, середина или третья четверть 19 века, судя по орфографии и стилю. Надпись не каноническая, а, скорее, сделана в стиле романтизма, в духе Адама Мицкевича, но шрифт не соответствует популярному в 1820-1840-е, поэтому датирую после 1845 года, но до 1870-1880-х, когда качество памятников и инструментов каменотесов стало уже гораздо выше. Может быть и 18-й век (но маловероятно), но точно не раньше. Делал памятник не тот человек, который составил эпитафию, поскольку допустил ошибку, а местный умелец на заказ.
Это мог быть как памятник на чьей-то могиле (скорее всего), или, что менее вероятно, общее посвящение всем захороненным на этом кладбище. Прошу поделиться в личку, где оно расположено.
|
|
« Последнее редактирование: 03 Февраль 2016, 12:10:37 от Aleksandr_Sever »
|
Записан
|
|
|
|
Nieznany Zolnierz
|
Эпитафия, однозначно, написана на польском, только без пробелов и переносов из-за нехватки места. Думаю, написано: "PROSZE O TROIE POZDROWIENIA ZA TED WSZE " - из-за нехватки места в нижней строке анаграмма: ZA TED WSZE, нужно читать ZA TED ZAWSZE или TED ZAWSZE. Есть одна ошибка в тексте TROIE - это twoje. Итак, получается "Proszę o twoje pozdrowienia za ТЕD zawsze". ТЕD, видимо, сокращение: "tej ego duszy", или "tę duszę (tе duszе)". В итоге получается "Proszę o twoje pozdrowienia za tę duszę (tе duszе) zawsze" или "Proszę o twoje pozdrowienia tej ego duszy zawsze" что в переводе звучит примерно так : Прошу тебя всегда приветствовать эту душу (эти души).
Думаю, датировка - XIX век, возможно, середина или третья четверть 19 века, судя по орфографии и стилю. Надпись не каноническая, а, скорее, сделана в стиле романтизма, в духе Адама Мицкевича, но шрифт не соответствует популярному в 1820-1840-е, поэтому датирую после 1845 года, но до 1870-1880-х, когда качество памятников и инструментов каменотесов стало уже гораздо выше. Может быть и 18-й век (но маловероятно), но точно не раньше. Делал памятник не тот человек, который составил эпитафию, поскольку допустил ошибку, а местный умелец на заказ.
Это мог быть как памятник на чьей-то могиле (скорее всего), или, что менее вероятно, общее посвящение всем захороненным на этом кладбище. Прошу поделиться в личку, где оно расположено.
Благодарю, Александр за ОЧЕНЬ развёрнутый ответ. всё разложили по полочкам. надгробия находятся сразу ЗА д.Мицкевичи( 50 м вправо от дороги ведущей к д.Наумовичи и д.Загораны) Всё написанное Вами выглядит очень правильным,т.к. . сейчас захоронения умерших всех близлежащих деревень происходят на кладбище д.Адамовичи. Костёл в которой был построен в 1854 г. и соответственно кладбище так полагаю открыто в этом временном отрезке. а до этого видимо хоронили усопших по полям, да холмам возле каждого поселения. Только вот почему надпись только на этом одном надгробии- оно значительно отличается от остальных (другие - обычные плоские колотые валуны), а это -чёрный, обработанный камень.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Nieznany Zolnierz
|
да. действительно похож гравировкой. а место вашего можете указать ? С уважением !
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Только вот почему надпись только на этом одном надгробии- оно значительно отличается от остальных (другие - обычные плоские колотые валуны), а это -чёрный, обработанный камень. Возможно, камень привозной, и памятник могли сделать в Гродно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
а место вашего можете указать ? Далеко от Мицкевичей, километров 70, подробнее в личке. Если интересно. Такие объекты, безусловно имеющие определённую историческую ценность, к сожалению никак не защищены от вандалов. Самых разных - от колхозного начальника, мнящего себя местным божком, до дуркующих подростков. Есть ещё одна категория, самая опасная. Те как раз то в отличие от вышеприведённых местных более целенаправлены и могут интернет смотреть. Вам Александр правильно и осмотрительно предлагал более точное местоположение артефакта сообщать ему в личку.
|
|
« Последнее редактирование: 04 Февраль 2016, 21:34:28 от tomasz »
|
Записан
|
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Ласмане,И. Долгая дорога к Храму / Инга Ласмане // Перспектива.-2013.-20 ноября.-С.22 Долгая дорога к Храму Вчера и сегодня костела в Коптевке
"Необычный музей под открытым небом, подобного которому не найти больше в Гродненском районе, есть в агрогородке Коптевка. Его экспонаты – камни с заброшенных старых кладбищ. – В далеком 1936 году, – рассказывает настоятель католического костела Успения Пресвятой Девы Марии Михал Ластовский, – молодой священник Ян Храбонщ прибыл в Коптевку из польского города Кельце для строительства костела. В 1939 году у храма уже были стены, начались кровельные работы. Но тут грянула война. Настоятель был арестован, сослан в лагерь, потом стал военным капелланом в 6-й пехотной дивизии Польской Армии Андерса… Его могилу нашли в Средней Азии. Печальной была и судьба костела. После войны Коптевский приход ликвидировали, храм закрыли. Чтобы сохранить святыни, верующие забирали их себе. Деревянный крест завезли в костел в Индуре. В 50-х годах в коптевском храме был склад по хранению зерна, а в начале 80-х гг. здание превратили в мельницу для приготовления комбикормов. Католическая часть населения деревни для проведения обрядов вынуждена была обращаться во Францисканский костел города Гродно. В начале 90-х годов прошлого века коптевцы захотели вернуть костел и написали письмо генеральному секретарю Михаилу Горбачеву. Сначала верующим передали лишь часть храма. Оборудование мельницы вывезли из него в марте 1993 года. В 1992 году заново возник Коптевский приход. Ксендзом парафии был назначен Лешек Домагала. Вернее, он сам добился перевода в Коптевку у епархиального начальства, узнав, что в 1930-е годы его троюродный дедушка построил здесь храм. И захотел отреставрировать костел, который стал бы точной копией довоенного. Храм отстраивали всем миром: помогали все прихожане, независимо от вероисповедания. Чтобы восстановить прежний облик костела, настоятель обращался в архивы. И в 2000 году храм снова стал возвышаться на Горе надежды – второй самой высокой точке Гродненского района. Заканчивая дело своего родственника, ксендз Домагала не только познакомился с верующими прихода, но и собрал богатый материал о строительстве храма и составе парафии в 1936-1937 гг. Он узнал, что раньше в каждой деревне было свое кладбище. Но со временем многие поселения исчезли, заросли тропы и к захоронениям. На месте погостов теперь леса или распаханные поля. Заросшие мхом надгробные камни стали последним, что осталось от живших когда-то людей. А ведь кладбище – это святое место, один из первых памятников христианской культуры. И Лешек Домагала решил обязательно найти хотя бы по одному камню с каждого заброшенного захоронения. Так возле костела появилась Аллея памяти. Место для нее было выбрано неслучайно: куда, как не в храмы, ходят молиться за упокой души? Идем мимо надгробий с забытых кладбищ. Каждое из них стоит на каменном основании с названием места, откуда оно было доставлено. Вот могильный камень из уже исчезнувшей деревни Ковальцы. Его нашли в лесной чащобе. А в Колпаках надгробие с погоста валялось в поле среди кучи других камней. Такую же картину можно было наблюдать в Цвикличах, Жукевичах, Дойлидках, Погоранах, Бростах, Полотково… Всего в музее 18 экспонатов. Они безымянны. На некоторых нацарапаны цифры. Это даты смерти людей, которые похоронены под ними, относящиеся в основном к середине XVIII столетия – началу XIX века. На других можно увидеть еще и кресты необычной формы – с кругом у подножия и полукружием над перекладиной. Что означают эти символы, неизвестно. Но директор Коптевского центра культуры и досуга Эльвира Чиженкова в одной из книг прочитала, что подобные кресты высекали на могилах священников. Настоятель Михал Ластовский тоже считает, что такие каменные надгробия могли позволить себе только состоятельные люди, крестьяне же довольствовались деревянным крестом или обычным валуном. Но всё это, увы, только догадки… Вместе с иконой из уничтоженной в Гродно Фары Витовта и главной святыней костела – копией чудотворной иконы Божей Матери Ясногурской – музей камней стал одной из главных достопримечательностей Коптевки. Сегодня он настоящий памятник архитектуры и истории. Но самое главное – это напоминание живущим о том, что необходимо почитать свои истинные корни и умерших предков. Кто знает, может, наши потомки продолжат дело ксендза Домагалы и Аллея памяти станет длиннее на несколько каменных надгробий?"
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Pczaljar
|
Костёл в которой был построен в 1854 г. и соответственно кладбище так полагаю открыто в этом временном отрезке. а до этого видимо хоронили усопших по полям, да холмам возле каждого поселения. Наверное я не открою чего то нового . Но вот как то обратил внимание что возле каждой старой деревушки есть старое кладбище на горке. Часто о нем напоминают только небольшие камни без надписей. Или находки костей при добыче песка на таких горках. Я узнавал у стариков. Один мне говорил. Раньше было кладбище у каждой деревни. После было восстание в 1830 или там в 1860-х и было запрещено царским указам хоронить на таких кладбищах (тайно хоронили повстанцев) разрешали хоронить только на кладбище приходском выделенном церковью при приходе церковном а не при каждой деревеньке.
|
|
|
Записан
|
пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена. Библия Притчи Соломона. Глава 6
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Мне кажется, как раз наоборот. Первоначально кладбища были приходскими, седую древность не берем, поговорим о деревнях, которые возникли во время волочной померы, в 1530-е - 1560-е годы. Кладбищ возле большинства из них в то время не было основано, хоронили на приходских. Но во время эпидемий холеры 1854-56, 1870-х гг. и других возить трупы через всю волость запретили, дабы не разносить заразу, и были основаны повсеместно деревенские кладбища, некоторые потом вновь заброшены. Повстанцев в 1830-е - 1860-е годы на Гродненщине погибло не так и много, а обычные люди умирали, как мухи, особенно во младенчестве, и в возрасте 30-40-50 лет от туберкулеза и других болезней, а также во время эпидемий целыми семьями, один за другим, почти в каждом доме, в итоге вымирало порой по пол деревни. Но по-традиции люди стремились хоронить своих родичей возле церкви, и чем ближе к ее стенам, так что не все новые кладбища сохранялись. Например, холерное кладбище в деревне Щербовичи (недалеко от дер. Свислочь) было заброшено, и обнаружено во время отрытия окопов в ВОВ. Упомянутые кладбища на горках в большинстве своем не такие древние. Необработанные камни было популярно ставить в 19 веке, в местности, где они были в достаточном количестве, наряду с высокими деревянными крестами (высота 3-4 метра), в пропорции примерно 50 на 50. На горках такие кресты смотрелись очень эффектно, но быстро трухнели и падали, поэтому многие предпочитали ставить на могилы камни, пусть и маленькие. А, например, в Привалке, где на полях камни встречаются редко, наряду с привезенными из города гранитными надгробиями или обычными крестами, ставили деревянные (дубовые) памятники, имитирующие дорогие каменные надгробия, и на них вырезали имена захороненных, как на камнях.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
А еврейские сельские кладбища как организовывались?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
в селах евреев наверняка хоронили на общем сельском... а вот в местечках у еврейских общин были отдельные места-кладбища.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
DVL
|
в селах евреев наверняка хоронили на общем сельском... а вот в местечках у еврейских общин были отдельные места-кладбища.
Просто я сегодня был на заброшенном чисто еврейском кладбище возле маленькой деревни, в которой до войны жили евреи.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Сегодняшняя маленькая деревня до войны вполне могла быть довольно большой, или даже местечком.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
DVL
|
Сегодняшняя маленькая деревня до войны вполне могла быть довольно большой, или даже местечком.
Судя по старой польской карте - десятка полтора дворов не наберется. Или хоронили со всей округи, или кладбище старое?.. Добавлено: 11 Апрель 2016, 12:34:20
 Добавлено: 11 Апрель 2016, 13:35:18

|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Судя по ровным надписям на камнях, думаю конкретно эти надгробия с 30-х годов. Специалисты по языку наверняка и даты увидят.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
На сельских кладбищах, которые были христианскими, раньше евреев не хоронили. Их хоронили на ближайшем еврейском кладбище. Хотя были и крещенные евреи, которых хоронили как христиан, на христианских кладбищах. В Гродненском уезде имелись до революции 2 еврейских кладбища в Гродно, одно было за Неманом, другое располагалось на месте стадиона "Неман" (третье, самое древнее, возле главной хоральной синагоги, было закрыто еще в конце 18-начале 19 века), а также были такие кладбища в Крынках (сейчас Польша), Сопоцкино (правда, Сопоцкино в Гродненский уезд и губернию до революции не входило, было частью одной из польских губерний), Скиделе, Друскениках, Лунно, Индуре, Одельске и, возможно, в некоторых других населенных пунктах, где имелись еврейские синагоги. И изо всех мест везли хоронить именно на эти кладбища. Поэтому вышеописанное кладбище либо какое-то уникальное, либо неподалеку таки располагалось местечко с синагогой и значительным еврейским населением, и это кладбище следует относить, несмотря на близость к какой-нибудь маленькой деревеньке, именно к местечку. Дело в том, что кладбище могло располагаться на значительном расстоянии, в несколько км от местечка, где была выделена или выкуплена под него земля. Но я не в курсе, были ли еврейские кладбища в таких небольших еврейских поселениях, как Колония Исаака, основанных в 19 веке. По общему правилу, во второй половине 19 века местные власти старались основать кладбища вблизи каждой крупной деревни, чтобы избежать распространения эпидемий во время перевозки умерших на дальние расстояния, поэтому могло существовать небольшое кладбище и в том районе, хотя это - вблизи Одельска, где и так имелось еврейское кладбище.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
...вблизи Одельска... Это не Одельск. Добавлено: 12 Апрель 2016, 20:33:52
Судя по ровным надписям на камнях, думаю конкретно эти надгробия с 30-х годов. Специалисты по языку наверняка и даты увидят.
Я тут немного порылся в интернетах. Судя по всему, это кладбище еврейской земледельческой колонии, а создавались они, если я правильно понял, в основном в 1-й половине 19-го века, так что должны быть и более ранние надгробия (кстати, сейчас еще пару фото вставлю). Да, было бы интересно знать перевод. Может, представителей еврейской общины это заинтересует? Вдруг чьи-то родственники найдутся... Добавлено: 12 Апрель 2016, 21:57:37
  
|
|
« Последнее редактирование: 12 Апрель 2016, 21:57:39 от DVL »
|
Записан
|
|
|
|
|
|
|
Nastulia
|
Так это уже лет 5-6 как прошло
|
|
|
Записан
|
|
|
|
master-blaster
Гродненец
 Репутация: +5/-0
Offline
Пол: 
Сообщений: 142
|
Здравствуйте! Разыскиваю захоронения своих предков. Предки проживали в д. Суховляны, что возле Скиделя. Насколько у меня есть информация, то в самой деревне кладбища нет и сейчас всех хоронят на кладбище в Скиделе. Но возможно раньше хоронили где то на других кладбищах в соседних деревнях, поэтому интересует в каких деревнях по соседству есть кладбища что бы их изучить на предмет захоронения предков?
|
|
|
Записан
|
Черезмерное пребывание в Интернете опасно для Вашего здоровья!!!
|
|
|
|