Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
две речки с непонятными названиями - Котра и Свислочь[/quote]
не претендую на достоверность, но гугл пишет такое:
Предположительно, название Свислочь имеет ятвяжское происхождение и означает болото, болотистое место, сырость. По другой версии, название Свислочь связано с рекой Висла (Республика Польша). Именно оттуда (с Вислы) двигались славянские племена на восток и заселяли территорию современной Беларуси. Третья версия – название поселения произошло от названия реки Свислочь. Историкам Свислочь известна с середины ХIII века, когда наряду с Гродненским, Новогрудским, Волковысским существовало и Свислочское удельное княжество во главе с князем Изяславом. Первое упоминание о поселении встречается в Ипатьевской летописи и датируется 1256 годом.
А. Ванагас приводит соответствия гидрониму, который называет в форме Katra, на территории Литвы: Katarė, Katrelė, и считает крайне архаичными, выводимыми из индоевропейского корня *kataro- «речка, поток, течение»[1]. По другим данным, название реки Котра является финским
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
означает болото, болотистое место, сырость От воды туман сырость. Сергей Есенин. Все наши реки связаны с болотами. Но в БелАй Руси две Свислочи. Одна у нас, другая протекает по столице. Получается, что если территорию современной Беларуси заселили племена с Вислы, то переселенцы дошли до Минска.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
КОРЧИКИ - древнее шляхетское поселение на краю Гродненской пущи. Это южный край Гродненской пущи. Хотя деревня стоит на пригорке, но уже огороды спускаются к огромному лугу, который тянется к самой Пырры, Губинке, Тополёво. Основная кормовая база для коров и лошадей всех ближайших деревень. Здесь заготавливали сено и пасли лошадей Забагоники и Коневичи. И даже Скидельские здесь косили для своих коней. Огромный луг, много солнца, невероятный простор. С понятием поселились здесь первые люди. А первым, возможно, был человек по имени Корчик. В Речи Посполитой (пока Екатерина не вмешалась) Корчики были Добрылевских, Ленковичей, Малиновских. Какие характерные назвизко. В лучшие, довоенные времена в деревне было 46 домов. В пятидесятые годы деревня опустела, разбрелась по Свету. Осталось три дома.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Кстати, согласно архивным данным Крестьянского поземельного банка в имении Корчики у землевладелицы Елены григорьевны Романюк в 1911 году купили землю (в кредит, взятый в этом самом Крестьянском поземельном банке) крестьяне деревни Рыдзели, которые создали Корчикское товарищество 7-ми домохозяев, а именно: З.К. Хваленя, Л.И. Савощеня, А.Н. Ковш, Н.А. Ковш, В.П. Ковш, В.С. Аплевич, Я.Ф. Чиж. Перед тем как принять решение выдавать кредит или нет, приезжали представители банка, оценивали угодья, насколько плодородная земля, чтобы понять смогут ли крестьяне впоследствии выплатить выданный им кредит.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
чтобы понять смогут ли крестьяне впоследствии выплатить выданный им кредит. Рыдзельские отдали кредит. И судя по зданию Поземельного Банка, который Процентщики отгрохали на улице Ленина в Гродно, можно судить, что у Банка не было сомнительной и безнадёжной задолженностей.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Рыдзельские отдали кредит. Не факт, могли не успеть (не по своей вине), так как КПБ (Крестьянский Поземельный Банк) выдавал ссуды в размере 80 % — 90 % стоимости покупаемой земли на срок от 13 лет до 51 года. Если они брали кредит в 1911 году и минимум на 13 лет, то КПБ вместе с Российской Империей к времени погашения кредита уже крякнулись... Впрочем, не понятна и судьба земельных участков, которые крестьяне приобретали, скорее всего они их потеряли (если не при Польше, то в 1939 году наверняка)... Добавлено: 07 Март 2024, 22:53:23
насколько плодородная земля а насчёт земли, не скажу, не разбираюсь в этом, но вот в КПБ её так оценили...
|
|
« Последнее редактирование: 07 Март 2024, 22:53:23 от Garodnin »
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Впрочем, не понятна и судьба земельных участков, которые крестьяне приобретали Не понятна и судьба самих крестьян, взявших кредит. Вся жизнь в лаптях, вкуснее картошки ничего не ели, но было смешное желание разбогатеть. Но не повезло Рыдзельским. Вмешалась Первая Мировая война. Мужчин мобилизовали в окопы, а стариков и баб с детьми выгнали из родной деревни и без всякой необходимости погнали как скот на Восток. Разве можно так поступать с народом? Принудительное Беженство, что может быть ужаснее? - это пятый всадник Апокалипсиса. Но награда нашла своих героев. Все, кто сделал народ таким озлобленным, умылись своей кровью в 1917 году. Ленин тут не при чем.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Если уж тут тема, посвящённая Озёрам, наверняка будет интересно какие деревни входили в Озёрские православный и католический приходы. Вот списки населённых мест православного Озёрского прихода (оригиналы и индексы ниже) (данные на 1857 год):
Добавлено: [time]Вск 10 Мар 2024 14:37:36[/time] и список по Озёрскому католическому приходу (он намного более обширный)
Добавлено: 10 Март 2024, 15:41:11
|
|
« Последнее редактирование: 10 Март 2024, 15:41:11 от Garodnin »
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Вот списки населённых мест православного Озёрского прихода (оригиналы и индексы ниже) (данные на 1857 год): Какие информативные списки. Вся история народа в них. Возьмём колонку - Народность ( Какого племени прихожане Великороссияне, Белоруссы, Мордва и пр.), где мы записаны Литовцами. 1857 год. Речи Посполитой нет. Записаны возможно российским чиновником. Не думаю, что местные крестьяне особо переживали по этому поводу. Национальные идеи не овладевали массами в те времена. Да и теперь в силу нашей Сложной истории вопросы чистоты языка, этнической принадлежности, крови, религии никого не интересуют. Миллионы людей считают себя белорусами и этого достаточно чтобы жить в одном государстве.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Какие информативные списки. Самое интересное, что в формуляре списков католического прихода (в pdf файле) в колонке народность указаны (какого племени прихожане: Поляки, Немцы, Эсты, Латыши, Татары, Евреи, Буряты и прочие), ну и народность местных жителей ука3ана "польская и литовская"
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
народность местных жителей ука3ана "польская и литовская" Да, занятно. А интересно как в других губерниях записывали народность прихожан? После того как распилили Речь Посполитую на нашей земле были созданы шесть Новых губерний Империи: Гродненская, Минская, Могилёвская, Витебская, Ковенская, и Виленская. Может в Витебской записывали прихожан как кривичи? а в Виленской как жмудины?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
а в Виленской как жмудины? А какое отношение до 1939г. имели жмудины к Виленщине?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
А какое отношение до 1939г. имели жмудины к Виленщине? Хочу узнать в какие народности записывали жителей шести Новых губерний? прихожан Северо-Западного края? 45% населения Речи Посполитой, которые стали жителями Российской империи после раздела РП? А какое отношение до 1939г. имели жмудины к Виленщине? Мы вместе с жмудинами жили в ВКЛ, потом с поляками в Речи Посполитой.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Может в Витебской записывали прихожан как кривичи? а в Виленской как жмудины? примерно всё так же ,как и в Гродненской, например Виленская губерния Лидский уезд - литовцы, евреи, есть и русские Добавлено: 11 Март 2024, 19:05:49
а вот в Пинском уезде записывали "славянской народности" Добавлено: 11 Март 2024, 20:09:20
а в Могилёвской губернии как раз были белорусы (или племени белорусского)
|
|
« Последнее редактирование: 11 Март 2024, 23:32:31 от Garodnin »
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
Хочу узнать в какие народности записывали жителей шести Новых губерний Есть интересная этнографическая карта, правда, чуть более поздняя, уже после восстания 1863-64 гг. Этнографическая карта европейской России Риттиха 1875 г.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Есть интересная этнографическая карта Интересных карт много, но каждая из них писалась в своё время и отражала отношение и ситуацию того времени, а также властей, с подачи которых их составляли. есть например Этнографический атлас западно-русских губерний и соседних областей сост. Р. Ф. Эркертом 1863г. внизу слева показано какие территории заселяли какие народности, и кого каким племенем обозначали
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
Классная карта!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Интересных карт много, но каждая из них писалась в своё время и отражала отношение и ситуацию того времени, а также властей, с подачи которых их составляли. Отлично сказано. Остаётся только дополнить, что этнографические карты составлялись по спискам приходских священников. После разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли земли, на которых были созданы шесть Новых губерний Российской империи (Виленская, Ковенская, Гродненская, Минская, Могилёвская, Витебская) с рабочим названием Северо-Западный край. Вот эти шесть губерний и есть историческая Литва.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Вот эти шесть губерний и есть историческая Литва. Этих губерний было достаточно, чтобы стать лучшей версией Литвы, со столицей в Полоцке.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
со столицей в Полоцке Почему не в Новогрудке?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Почему не в Новогрудке? Жили- были дед и баба и было на Руси три города в которых византийские мастера из Царьграда построили Софии, величественные храмы. Чтобы, значит, всяким несознательным кривичам наглядно вбить в подсознание христианские ценности. В Новогрудке Софии не построили. Ятвяги не сдавались, поэтому иезуиты их уничтожили. Дешевле было уничтожить. Любите врагов ваших.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
Почему не в Новогрудке? Жили- были дед и баба и было на Руси три города в которых византийские мастера из Царьграда построили Софии, величественные храмы. Чтобы, значит, всяким несознательным кривичам наглядно вбить в подсознание христианские ценности. В Новогрудке Софии не построили. Ятвяги не сдавались, поэтому иезуиты их уничтожили. Дешевле было уничтожить. Любите врагов ваших. Зачем ориентироваться на чуждую идеологию, сиречь религию?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
TomPavel
Новенький
Репутация: +2/-0
Offline
Сообщений: 3
|
Касса Стефчика в Езёрах, президентом которой был Томаш Кроль, Школа в Азёры, Школа в Оречвиче
Добавлено: 28 Март 2024, 11:53:32
Добавлено: 28 Март 2024, 13:57:14
Добавлено: 28 Март 2024, 16:01:54
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Касса Стефчика в Езёрах, президентом которой был Томаш Кроль, Школа в Азёры, Школа в Оречвиче Потрясающие фотографии. Wspaniałe!!! Откуда Вы, пан TomPavel?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
Почему не в Новогрудке? Жили- были дед и баба и было на Руси три города в которых византийские мастера из Царьграда построили Софии, величественные храмы. Чтобы, значит, всяким несознательным кривичам наглядно вбить в подсознание христианские ценности. В Новогрудке Софии не построили. Ятвяги не сдавались, поэтому иезуиты их уничтожили. Дешевле было уничтожить. Любите врагов ваших. Жили- были дед и баба и было на Руси три города в которых византийские мастера из Царьграда построили Софии, величественные храмы. Чтобы, значит, всяким несознательным кривичам наглядно вбить в подсознание христианские ценности. В Новогрудке Софии не построили Так была ещё и 4-я София, в Гродно, конечно, с оговоркой… Софийский собор, а ранее костёл Фара Витовта был «передан» в 1804 году православным, так как эти территории вдруг стали собственностью российской империи, в Гродно прибыли войска (солдаты в большинстве были православные), а православных храмов там в то время не было, (затрудняюсь сказать про Каложу, может в разрухе в то время была), поэтому сделали Гарнизонным Собором Фару Витовта (назвав собором Святой Софии, чтобы солдатики могли отмаливать грехи Монументальный храм, был визиткой Гродно, может когда-то восстановят..... Добавлено: [time]Чтв 28 Мар 2024 09:53:32[/time]
Добавлено: [time]Чтв 28 Мар 2024 11:57:14[/time] Добавлено: [time]Чтв 28 Мар 2024 14:01:54[/time]
|
|
« Последнее редактирование: 30 Март 2024, 19:57:38 от Garodnin »
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Монументальный храм, был визиткой Гродно, может когда-то восстановят.... А в какой конфессии его восстанавливать? Дюже православные будут против Фары.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Garodnin
Молодой Гродненец
Репутация: +9/-0
Offline
Сообщений: 30
|
А в какой конфессии его восстанавливать? Дюже православные будут против Фары. Хороший вопрос! Если исторически подходить, так восстанавливать надо как костёл, коим Фара Витовта была с 1389 года. То, что православные будут против это понятно, но тут есть ещё проблема. До 1793 года Фара Витовта была главным католическим храмом Гродно, но после очередного пожара и разрушения в 1793 году этот статус перешёл костёлу Франциска Ксаверия, тоже на Советской площади, и статус Фарного этот костёл имеет до сих пор. Поэтому может и католики не сильно будут рады восстановлению Фары Витовта и передачи ему права главного костёла города.
|
|
« Последнее редактирование: 01 Апрель 2024, 13:49:29 от Garodnin »
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Монументальный храм, был визиткой Гродно, может когда-то восстановят Восстановить визитку Гродно конечно можно. Да только будет ли это той зовущей мечтой, той пленительной целью, которая встряхнёт жителей древнего Гродно, подвигнет гродненцев на преобразования, на свершения , возрождения Идеального города?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DVL
|
Да только будет ли это той зовущей мечтой, той пленительной целью, которая встряхнёт жителей древнего Гродно, подвигнет гродненцев на преобразования, на свершения , возрождения Идеального города? А что вообще может стать такой мечтой? Да и идеальный город - это скорее фантазия, а не мечта.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
А что вообще может стать такой мечтой? Всеохватывающий дизайн. В информационном обществе, которое пришло на смену индустриальному главным будет раскрыть свои способности. Если у каждого будет своё дело, то некому будет кричать "Дорогу королю".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|