ятвяг
|
В Каложском парке в 2003 году установили памятный камень Давыду Городенскому с надписью "Славутаму абаронцу Гродна ад крыжацкай навалы ад удзячных нашчадкау". После слов "крыжацкай навалы" можно было наверно поставить точку. Благодарные потомки установили памятник спустя 677 лет после смерти Давыда, его место захоронения потеряли и деревню Давыдишки переименовали в Вертелишки. Переименовали административным путём во времена Речи Посполитой (может и раньше), когда на эти земли начал распространяться католицизм. Народ перегоняли из православия в унию, из унии в католицизм и Давыда постарались забыть, как не не соответствующего тогдашней государственной идеологии. В деревне Вертелишки находилась конница Давыда, за речкой Лозовка (не сохр.) стоял головной отряд в дозоре, который впоследствии дал название деревне Головничи. Головничи находились на земле Давыда (1287-1326) и камень с датой 1561 год, установленный перед деревней не совсем точно определяет её возраст.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Лиляна
Новенький
Репутация: +1/-0
Offline
Сообщений: 7
|
Может есть информация о д. Глушнево, Бабино, Заберезино? Здравствуйте, я несколько лет занимаюсь генеалогией и, в частности, деревней Глушнево, родиной моей и моих предков. Если Вас интересует генеалогическая сторона, могу помочь, подсказать. Написала Вам в личку, но Вы не ответили, хотя на форуме были. :)Тешу себя надеждой, что, возможно, не заметили мое послание... Если Вам это не интересно, пожалуйста, не сочтите за труд, напишите об этом. Деревенька такая маленькая, и я практически не встретила человека, как-то с ней связанного
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
ПИЛЮКИ. За Вертелишками и Головничами, левее республиканской дороги Р-145 Гродно-Острино -... Деревня православная, с непонятным названием и своим кладбищем - всё указывает на то, что деревня достаточно древняя. Название, возможно, от первого переселенца, которое со временем исказилось в жаргонном выражении. Пилюк, Паулюк, Пилип... В деревне две улицы. Вторая появилась в 60-х годах - на зауменни стали строить дома Трусь Владимир, Калюта Владимир, Киреня Семён, Калюта Леонид, Адаменя Сергей и др. Теперь эта улица стала главной, во всяком случае нумерация домов начинается с неё. Раньше на зауменни стоял один дом Адамени Ивана. Был он выше всех и звали его Вельки Иван. Улицы заасфальтированы, бетонные заборы, перед деревней и за деревней установлены православные кресты. По традиции с языческих времён. Самая старая дорога распахана. Она так и называется -старына. По старыне ходили в магазин в Головничи (не сохранился), в школу в Вертелишки. По ней, много веков назад шёл человек и пройдя верховое болото (осушено), основал поселение.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
на зауменни может на загуменни? обычно так говорят, т.е. территория "за гумном"
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
ятвяг
|
А мне слышится Ў нескладовае. Заўменне - за имением. Дорога для хозяйственных целей, рядом с адрынами. Возили по ней необмолоченные снопы, дрова, лес, сено и т.д. Когда не хотели привлекать к себе внимания пользовались заўменнем. Когда возвращались с охоты, рыбалки. Как правило, в настоящее время распаханы.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Ну... хм... согласно этой теории наверно в каждой белоруской веске каждый селянин считал себя не менее чем барином... и каждый свой двор соотвественно-имением Ну а гумна в каждом дворе наверно не было, а если случайно и было, то как то по другому называлось... P.S. Этнографию и этнологию выкинем... предметы для изучения и понимания темы не важные... Но если не полениться и написать в поисковик яндекс или гугл... http://www.skarnik.by/tsbm/23542
|
|
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2016, 23:55:45 от Almer »
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
Mikola gorodenski
|
.....тут еще одно значение слышащего Вами слова па беларуску.... ......Заўменне вырабляць прылады працы неандэрталец набыў назву Homo habilis або«чалавек умелы» ........................... Текст взят от силь.... Категория: История Работа на тему: Першыя этнічныя супольнасці і дзяржаўныя ўтварэнні на беларускіх землях Тип: Реферат http://edportal.net/referaty/istoriya/114357/
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Может ЗАГУМЕННЕ (за гумном) трансформировалось в ЗАЎМЕННЕ. У нас более широкое распространение получила хозяйственная постройка, которая называется адрына , а не гумно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
Адрына и гумно это не совсем одно и тоже. Гумна использовали, кроме хранения необмолоченных снопов , также и для обмолота (в отличие от адрын) В богатых дворах в гумно можно было въехать возом гружёным снопами, в Польше такие сооружения называют стодолами. В нашых вёсках были адрыны i былi гумна адначасова, это не разные названия одного и того же сооружения. Адрына меньше в размерах и в ней не молотили , ток устраивали под открытым небом. После волочной померы , калi упарадкавана была, памiж iншым, i планiроука вёсак, загуменьнi былi в каждой деревне. В старые времена хлевы и гумна стояли через улицу от хат, за ними шла еще одна хозяйственная, непарадная улица или лучше сказать дорога. Вот эти места и назывались загуменьнями. И продолжают называться по привычке, хотя гумна нигде уже не сохранились. Планировка такая кое где ещё встречается
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
За Пилюками все деревни молодые: Гойки, Дворцы, Борки, Сыпаная Гора, Пундишки. Деревни Гойки (жители: Манкевичи, Василевичи, Коробовичи) и Борки (Даяновские...) не сохранились. Лесные деревни имеют по два названия. Первое - официальное, на картах. Второе -народное, от прозвища жителей. Сыпаная гора - Перелайки. Пундишки - Свёклы. Каменистое называют Маркишами. Дворцы -Шашками. Последнее название возможно из-за популяции шашков - пушных зверков , любителей домашней птицы. Шашок, он же хорёк. Местные названия очень устойчивые. В 80-х годах писали письма родителям с армии: Вертелишский с/совет, деревня Перелайки. Доходили без проблем.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
komat
|
РЫДЕЛИ. Рыделями называли воинов-крестоносцев, немецких рыцарей. Грабительские налёты были обычным делом, как рыцарей так и наших князей. Деревня могла быть местом поселения пленных крестоносцев, или они здесь нашли приют и залечивали раны после неудачного похода. Потом обжились, семьями обзавелись, приняли литвинское подданство. Если гены далёких предков объясняют характер и поведение, то деревня была задиристой, дружной, воинственной. И ремесленной. Были заказы у столяра и два кузнеца в довольно небольшой деревне не сидели без работы.
Вот еще немного по Рыделям (Рыдзелям). в частности по Главицких. Церковь Александра Невского - памятник архитектуры ампир. Построена в 1854 г. из кирпича по проекту архитектора Фардона Я.М. в бывшем владении и за средства помещицы Свечиной на месте деревянного храма. При ней успели возвести только стены, вскоре она уехала во Францию. И тогда жители Вертелишек на свои средства, своими силами начали достраивать храм. 12 сентября 1854 г., в день перенесения мощей Александра Невского, церковь была освящена. В церкви хранится уникальная святыня - икона пророка Ильи, в 1893-м году ее подарила храму молодая семья Главицких из деревни Рыдели. В этой многодетной семье один за другим умирали дети. И тогда родители приняли обет - подарить самую дорогую ценность дома церкви во имя выздоровления ребятишек. Икона оберегала храм во все времена. Адрес - Церковь Александра Невского: Республика Беларусь, Гродненская обл., Гродненский район, дер. Вертелишки
|
|
|
Записан
|
Кондиционеры и вентиляционные системы для квартир, офисов, домов.
|
|
|
ятвяг
|
Через аг. Озёры проходит республиканская дорога Р-145 Гродно-Острино-Радунь- гр ЛР (Дотишки). До войны дорога называлась "тракт Пилсудского". Теперь проходит по трём административным районам Гродненской области -Гродненскому, Щучинскому и Вороновскому. В Гродненском районе проходит также по населённым пунктам: Путришки, Вертелишки, Головничи, Стриевка. Раньше проходила через деревни Большая каплица, Малая каплица и Борки. Большую и Малую каплицы снесли и жителей переселили в Гродно на улицы Репина, Пестрака, Брикеля, когда Азот расширял санитарную зону. А деревня Борки просто осталась в стороне, когда дорогу спрямили, построив в 1979 году новый участок от 16 километра (поворот на ферму) до 18 километра (поворот к конно-спортивному комплексу). Протяжённость всей дороги 110.4 километра. Начало дороги (км. 0,000) соответствует знаку нулевого километра, который установлен на площади Ленина, у Облисполкома. Непонятно зачем его здесь установили. Историческим центром всегда была Советская площадь. Много веков эта площадь использовалась как рынок. Здесь была Ратуша. Сюда вели все дороги (по трём улицам: Виленской, Озёрской, Мостовой) сюда съезжались послы и шляхта (в замок), торговцы и ремесленники (на рынок). Здесь сходились теперешние дороги М6, Р42 и Р-145. Если точнее, то дорога с Озёр и дорога со Смоленска сходились немного раньше, перед Бригитским монастырём.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
tomasz
|
Центром города (населённого пункта) для определения расстояний принято считать главпочтамт (почтовое отделение) В случае Гродно это Дом связи. Все остальные, так называемые "нулевые километры", имеют символическое значение.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Куда власть сказала, туда и поставили нулевой километр. А власть у нас на площади Ленина. Это раньше считали расстояние от главпочтамта, теперь от Облисполкома.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Точно
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
Mikola gorodenski
|
ЯТВЯГ........при чем тут Маркса, когда того здания и в помин-то не было???
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Так и я об этом. Здание почты можно построить где угодно. На Ожешко, на Карла Маркса, завтра на Девятовке. А площадь никуда не денется, всегда на месте.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Mikola gorodenski
|
Ну да, только торговые ряды с гостиным двором и ратушей снесены.... ...тогда знак нулевого километра смотрелся бы, как памятник этим сооружениям (см. знак Фары Витовта). Кстати, Антоний, как раз и перемещал весь административный и культурный центр города к площади, где сейчас и находится знак...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Много веков Гродно находился в границах Немана и Городничанки. Антоний был первым, кто перешёл эту границу. На правом берегу Городничанки, в чистом поле он построил новый Гродно. Кто сделал больше для Гродно чем он? Никто. А ему даже памятника нету от благодарных нашчадкоў.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
ТИЗЕНГАУЗЕНСКИЙ КАНАЛ. Реки Пырянка (Пырья, Пырра) и Котра соединяют озеро Белое с Неманом. Извилистое русло Пырянки создавало определённые трудности для транспортировки плотов, поэтому Антоний Тизенгауз спрямил речку, прокопав для неё канал от озера до деревни Пыра. Зимой лес рубили, складировали на берегу озера и ждали разлива. Валютной выручкой от продажи леса Антоний расплачивался с иностранными рабочими, которые строили мануфактуры. Леса здесь было очень много и в массовом сознании лес всегда был неисчерпаемым ресурсом. Торговали лесом во времена ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи. А поскольку Неман экспортная река, то потихоньку и по течению мы от леса избавились. А заодно от мёда, воска, меха пушного, смол корабельных. Белорусским лесом торговала Польша, Россия, Германия. Пуща называлась Гродненской, Озёрской, Стриевской. В Стриевке находился двор королевского лесничего.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
Памятник Антонию Тизенгаузу в Гродно находится в соборе Франциска Ксаверия (поезуитском) Установлен довольно давно
|
|
|
Записан
|
|
|
|
vit-k
|
может кто что расскажет про Коневичи.
|
|
|
Записан
|
Ищу работу -подработку Водителем кат.В-С-Е-Д
|
|
|
iren
Молодой Гродненец
Репутация: +3/-0
Offline
Сообщений: 21
|
Приятно удивлена, увидев тему про Забагоники. Председатель колхоза Сухоцкий Аким Владимирович мой дедушка. Очень умный, начитанный и крепкий мужчина. Председателем никто не хотел быть, т.к. председательствовали пару дней, бандиты убивали всех выбранных. Для того чтобы выжить дедушка спал на дерюжке (покрывало) в огороде в крапиве. Помню единственный телефон в деревне - у дедушки. Люди приходили за советом, всех выслушивал. Каждый вечер смотрел новости. Всю жизнь вел дневник жизни, который лежал на полочке за телефоном и любой мог почитать. Сухоцкий Иван Акимович и Сухоцкий Николой Акимович мои дяди. Спасибо вам за доставленное удовольствие.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ятвяг
|
Первые колхозы были в каждой деревне. Председателя выбирали самого лучшего на общем собрании. Председатель пахал наравне со всеми и колхоз имел большие перспективы. Потом Хрущёв объединил колхозы, председателей стали присылать из района. Они катались на бричках. Потом пересели на джипы, обзавелись секретаршами, заместителями по идеологической работе, графиками посева и уборки, а хлеб стали покупать за границей. И оправдание придумали - находимся в зоне рискованного земледелия.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Va_bor1
|
ятвяг Ян, не жги , а то звольняць ...
|
|
|
Записан
|
типа юрист с 25 летним стажем
|
|
|
tomasz
|
Когда Хрущёв начал покупать хлеб за и границей ( в1963г) колхозники, имевшие до той поры только "большие перспективы" с "самыми лучшими" председателями, стали иметь что перехватить на зубы. Впрочем как и все советские люди.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Va_bor1
|
Когда Хрущёв начал покупать хлеб за и границей ( в1963г) колхозники, имевшие до той поры только "большие перспективы" с "самыми лучшими" председателями, стали иметь что перехватить на зубы. Впрочем как и все советские люди.
Да беда не в ЛЮДЯХ, даже ноне как сеять, сколько сеять, что сеять и КОГДА сеять спускают с Минска в область, те на районы, а те уже председателям( дирикам СПК ноне)...и Попробуй не отрапартуй вовремя. И пофиг, что садят в марте, а в начале мая снег и всему пипец...потом сеялки пересеют. такое ведение хозяйства доведет...кстати ноне кукурузы тоже что то очень много сеят. Кто что может слышал о легенде , что в окрестностях Гродно был где то замок на острове ?
|
|
|
Записан
|
типа юрист с 25 летним стажем
|
|
|
ятвяг
|
Беда к нам пришла в виде экспериментов Хрущёва. Преимущество коллективного труда первыми увидели умные евреи. Именно колхоз выбрали евреи как форму организации сельского хозяйства. Наши ПЕРВЫЕ колхозы и еврейские кибуцы это тоже самое. И никто в Израиле не пытается уничтожить кибуц и создать фермерское хозяйство. Только у нас коллективизация вызывает резкое сопротивление и рассматривается как величайшее преступление.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Потому что она подкреплялась в советские времена политическими лозунгами и указами, а не обоснованными сельскохозяйственными разумными действиями. Кроме того, у евреев никто не додумывался бесплатно изымать выращенную в кибуцах продукцию, а в совке это делали с лозунгами "Даешь!" и криками "Ура!".
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
|