Докладная записка секретаря ЦК КП (б)Б П.К. Пономаренко секретарю ЦК ВКП (б) И.В. Сталину
"Об оборонительных мероприятиях в пограничной полосе Белорусского особого военного округа "
г. Минск 11 марта 1940 г.
На оборонительные мероприятия в новой неукреплённой пограничной полосе отпущены большие средства. Весной начнутся интенсивные строительные работы.
Изучение состояния старых укреплений на границе с бывшей Польшей и положение дела с подготовкой к строительству оборонительных сооружений в новой неукреплённой пограничной полосе привели меня к некоторым выводам, о которых считаю своим долгом сообщить Вам.
1. Старые укреплённые районы представляли собой нить-цепочку капитальных укреплений, не заполненные никакой системой искусственных препятствий по глубине и по фронту. Завалы, надолбы, эскарпы, заболачивание, проволочные заграждения и другие искусственные препятствия нигде не были применены. Укрытия и пункты управления имелись в чрезвычайно редких случаях. Все капитальные укрепления не были как следует закончены. В них всегда чего-нибудь не хватало.
Долговременные огневые точки строились по шаблону - против 6-дюймовых или против 8-дюймовых пушек. Дотов же лёгкого типа, способных противостоять артиллерии мелких калибров и пулемётному огню, не строили. В результате даже в тех местностях, где противник не мог из-за леса или болот применить тяжёлую и даже среднюю артиллерию, а мог только оперировать с артиллерией небольших калибров и пулемётным огнём, всё равно доты строились по одному шаблону против 6- или 8-дюймовых пушек.
Капитальные укрепления имеют огневое, механическое, вентиляционное, электрическое и радиооборудование. Между тем гарнизоны дотов не были достаточно укомплектованы, обучены и натренированы.
Таким образом, приходится признать, что старые укрепрайоны представляли собой вовсе не районы, а линию не вполне законченных долговременных огневых точек, не связанных в систему обороны по глубине дополнительными более мелкими сооружениями и искусственными препятствиями.
Командующий, штаб и командиры мирились с этим, считая, что полное окончание дотов - снабжение их материальной частью - техникой, а также создание системы искусственных заграждений, дополняющих доты и создающих непрерывность линии обороны и её глубину, будет произведено в так называемый мобилизационный период и в период развёртывания.
Некоторые благодушно настроенные командиры и военные инженеры эту мысль выражали так: "Как только министры начнут ссориться, так мы и начнём укреплять, а потом пока произойдёт мобилизация и развёртывание, мы всё и сделаем".
Мысль, конечно, совершенно нелепая, исходящая из неправильных представлений о неизменности по времени мобилизационного периода для всех войн, и совершенно не учитывающая возможность более или менее внезапного нападения, или нападения, опережающего готовность оборонительной полосы.
2. В округе не существует генерального плана системы укрепления погранполосы, как его, между прочим, не существовало никогда. И сейчас вопрос создания оборонительной системы понимается упрощённо, в виде той же нити капитальных укреплений по границе без какой-либо системы искусственных препятствий и вспомогательных сооружений по глубине и фронту.
3. Следует отметить, что никаких серьёзных длительных инспекционных поездок, глубоких рекогносцировок пограничной полосы, серьёзного изучения характера местности, рельефа, подходов и т.д. не производится, хотя вообще выездов коротких и бесполезных совершается множество.
Нужно сказать, что Генеральный штаб и управления РККА, почти не проявляли внимания к тому, что будет возведено, где будет возведено, насколько то или иное сооружение будет эффективным в той или иной местности. Правда, они всегда могли сказать, что просмотрели материалы, даже каждую точку рассматривали, утверждали, но всё это на карте, по бумаге. А не помешало бы товарищам из Генштаба вспомнить, что например, в подобных случаях начальник германского генерального штаба Шлиффен, разрабатывающий мероприятия против Франции, каждое лето с большой группой наиболее подготовленных офицеров Генерального штаба на длительное время выезжал в местность, предполагавшуюся как плацдарм войны. Вместе с этой группой генштабистов он не только разыгрывал там, на местности, различные варианты наступления, но и тщательно изучал с ними местность и намечал систему организации обороны.
История сооружений линий Мажино и Маннергейма и др. говорит о том, что там при проектировании и строительстве длительное время работали виднейшие инженеры своей и даже других стран, наиболее подготовленные офицеры, при обязательном участии ответственных консультантов из генштабов.
А у нас виднейшие специалисты - военные инженеры занимают кафедры, читают лекции по фортификации, но никакого практического участия в разработке и строительстве сооружений не принимают. Из Генштаба иногда, очень редко, приезжают работники не выше начальника отделения, бывают короткое время, поэтому положения изучить не могут и по ходу дела никаких корректив не вносят.
Какие предложения я считаю необходимым внести?
1. Надо составить генеральный план системы оборонительных сооружений погранполосы, включающий не только линию капитальных долговременных огневых точек, но и искусственные препятствия, более мелкие огневые точки, командные пункты, систему связи и сообщений, что в совокупности и создаст систему обороны в глубину и по фронту.
Может быть, этот план будет планом не одного 1940 г., однако такой план должен существовать и методически реализовываться. Этот план должен быть составлен с участием ответственных представителей Генерального штаба. Они, эти представители, должны увязать план не только с планом прикрытия, но и с оперативным планом, или хотя бы его наметками и операционными направлениями. Конечно, исходя из характера сложившихся взаимоотношений с соседом, учитывая наличие пакта о ненападении, эта работа не должна иметь элементов демонстративных и производить впечатление лихорадочной поспешности, тем не менее, работа эта должна вестись непрерывно, систематически, с большим упорством и использованием всех местных ресурсов.
2. Пограничная полоса должна быть разбита на укреплённые районы уже сейчас. Должны быть назначены коменданты укреплённых районов с небольшим штатом, хотя там и нет сейчас никаких сооружений. Это будет небольшая группа, знающая местность вдоль и поперёк. Комендант будет вмешиваться и добиваться устранения тех или иных недостатков, причём это будет делаться на основе точного знания местных условий. Комендант сможет привлечь в каждом отдельном случае соответствующих специалистов для консультации о характере и системе необходимых других оборонительных мероприятий и вместе с воинскими частями, в ряде случаев с привлечением местного населения, может реализовать эту систему мероприятий. Он будет заботиться о наличии и обучении гарнизона оборонительных сооружений.
3. Современные, особенно мощные доты представляют сложный механизм. У них система артогня, электричество, аккумуляторы, вентиляция, радио, газоотсос и т.д., поэтому должно быть обращено особое внимание на подготовку гарнизонов этих дотов. На первое время там, буквально, нужны инженеры. Всё должно быть отлажено, отрегулировано, личный состав натренирован, иначе, к примеру, в процессе боя люди могут задохнуться от газов собственного же оружия в случае порчи газоотсоса. Технический состав дотов целесообразно было бы готовить в школах, так, например, в школах флота готовят младших командиров.
4. Наконец, необходимо решить вопрос о Барановичском укрепрайоне. Там есть из хорошей немецкой стали броневые купола-башни, узкоколейки и другое имущество, их необходимо снять, перевезти и использовать.
5. Вопросы, вытекающие из этой записки в объёме возможном для выполнения силами округа, мною будут поставлены перед Военным советом округа.
Секретарь ЦК КП (б) Белоруссии Пономаренко
Национальный архив Республики Беларусь. - Ф. 4п. - Оп. 21. - Д. 1873.-Л. 112-117.
Немного об уничтожении ДОТа
Из руководства для инженерных войск. Подрывные работы. Издательство Минобороны СССР. 1959 год.Подрывание железобетонных оборонительных сооружений, занимаемых гарнизонами, производят заранее подготовленными зарядами ВВ нормальной мощности, подкладываемым к амбразурам или к входам. Вес указанных зарядов принимается равным 10-12 кг.
Более значительное разрушение оборонительных сооружений противника с одновременным поражением занимающих их гарнизонов достигается пробиванием покрытий и стен подкладываемыми снаружи сосредоточенными зарядами. Расчет зарядов производят исходя из условий выбивания бетона. Также учитывается наличие противооткольной одежды с внутренних сторон покрытий и стен.
В виду большой толщины покрытий и стен железобетонных оборонительных сооружений и наличие мощной арматуры и грунтовой обсыпки, вес наружных зарядов для их подрывания получается весьма большим. В целях уменьшения веса зарядов, для закладки последних целесообразно использовать воронки в конструкциях сооружений, образованных взрывами артиллерийских снарядов и авиабомб. При слоистых конструкциях покрытий и стен оборонительных сооружений, наружные заряды расчитываются по условиям разрушения более прочного нижнего слоя, толщина которого принимается равной суммарной толщине всех слоев.
Думаю, что и немецкие штурмовые группы использовали такие способы при подрывах ДОТов в 1941 году.

Добавлено: [time]Срд 24 Окт 2012 19:03:50[/time]
МЕТОДЫ БОРЬБЫ НЕМЦЕВ С ДОТПри атаке огневых точек укрепленной позиции немцы применяют следующие методы:
1) блокировка ДОТ танками;
2) артиллерийский огонь непосредственно по амбразурам;
3) использование огнеметов для выжигания гарнизона ДОТ через имеющиеся в ней отверстия (амбразурные и наблюдательные щели, вентиляционные каналы).
Для действия против ДОТ немцами создаются специальные блокировочные отряды из саперов. Такой блокировочный отряд составляется из 30-35 человек, которые разбиваются на две V группы: штурмовую (20-25 человек) и резерв (10-15 человек).
Штурмовая группа в свою очередь делится на 4 подгруппы:
Первая подгруппа - ударная (4-5 человека) - вооружена винтовками, ручными гранатами и ножницами для резки проволоки.
Вторая подгруппа - дымовая (3-4 человека); ее задача - поставить дымовую завесу при подходе к ДОТ подрывной и огнеметных подгрупп. Вооружена эта подгруппа винтовками, ручными гранатами и дымовыми шашками.
Третья подгруппа - подрывная (5-6 человек) - вооружена винтовками, ручными гранатами и 3-килограммовыми пироксилиновыми шашками.
Четвертая подгруппа - огнеметная (7-8 человек) - вооружена винтовками и двумя огнеметами: один малый, переносимый вручную, и один-тяжелый, перевозимый на специальной тележке.
Резерв блокировочного отряда подразделяется на такие же подгруппы, кроме огнеметной (последняя в состав резерва не входит).
Наступление блокировочного отряда осуществляется следующим образом:
Перед атакой проводится бомбардировка ДОТ с воздуха. После налета авиации открывается по ДОТ артиллерийский огонь. Для обстрела ДОТ прямой наводкой с дистанции 300-400 м немцы применяют полковую артиллерию (75-мм легкие пехотные полевые орудия, 15-см тяжелые пехотные полевые орудия обр. 1933 г., 37-мм противотанковые пушки) и 88-мм зенитные пушки.
Артиллерийский огонь прямой наводкой ведется с целью - прямым попаданием в амбразуру, вывести из строя вооружение и гарнизон ДОТ.
Под прикрытием артиллерийского огня и станковых пулеметов блокировочный отряд небольшими перебежками пытается достигнуть проволочного заграждения перед ДОТ.
Дымовая подгруппа ставит непосредственно перед ДОТ дымовую завесу. Ударная подгруппа проделывает проходы в проволочных заграждениях и пропускает подрывную подгруппу, которая подползает к ДОТ с целью разрушить выходящие на поверхность части сооружения (броню, стволы орудий, вентиляционные отверстия). Через образовавшиеся в амбразурах после взрывов отверстия подрывники забрасывают защитников ДОТ ручными гранатами. С тыла, под прикрытием дымовой завесы, подбирается огнеметная подгруппа, которая выжигает входные двери казематов.
Из опыта немецких саперов:"
150-килограммовый заряд, спущенный через перископное отверстие разворачивал стены сооружения в стороны. В одном месте бетонная крыша была отброшена от дота и перевернута. Бетон растрескивался по слоям трамбования. Междуэтажные перекрытия во всех случаях разрушались полностью и погребали под своими развалинами находящийся в нижних казематах гарнизон"
