sembat
|
Лесопосадка между дорогой и фортом была около метра высотой Может и это 1978-79г? 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
Где вы польских харцеров видели в 1978м?!!! Они были бы приравнены к польским защитникам города 1939 г. "самой гуманной" советской властью и репрессированы )))) Это 1992 минимум и выше...
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
29td
|
камера в руках человека всё же больше на 1990-й смахивает. как по мне
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Где вы польских харцеров видели в 1978м?!!! Они были бы приравнены к польским защитникам города 1939 г. "самой гуманной" советской властью и репрессированы )))) Это 1992 минимум и выше...
Сразу видно ты ещё молод. Именно в 1978 году я отдыхал в пионерском лагере "Дружба" с такими польскими пионерами. Они приезжали каждый год во вторую смену. А вот ещё фото 12.07.1990 года:  Сравни высоту деревьев.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Beton
|
А что, если и эти отверстия - их рук дела. Нужен был целый металлический короб, подходящий по размерам, они и попытались его снять. Тем более, что при современных инструментах и механизмам, это работы на пол-дня . Но что-то у них там изменилось, и снимать именно на этом доте не стали. Выходит, что специалисты с ИКК "Линии Сталина" объехали некоторые ДОТЫ 68 Укрепрайона даже на территории Польши?  На некоторых сооружениях имеются аналогичные отверстия в районе амбразур. На представленной фотографии они хорошо видны. По всей видимости, пытались достать. Данный артиллерийский полукапонир расположен в опорном пункте между деревнями Бартники и Волкуш.  
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Я не думаю что ЛС ездила в Польшу, да и им бы вряд ли дали бы возможность что то там вырезать, а тем более вывозить, ЕМНП поляки еще а начале 2000-х собирались их включать в списки историко-культурного наследия, а может и включили.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
Beton
|
Я не думаю что ЛС ездила в Польшу, да и им бы вряд ли дали бы возможность что то там вырезать, а тем более вывозить Я полностью согласен с Вашей версией. Значит, шурфы сверлили не они. Остается вариант с немцами и нашими военными. Добавлено: 19 Октябрь 2015, 14:21:00
И второе. На счёт отверстий в бетоне от сверла.Когда в 2008-10гг Сергей Аркадьевич узнал, что для строящейся образцово-показательной линии Сталина нужны экспонаты, и их представители приезжали даже в Гродно, и присматривались, как вытащить бронеколокол из бетонного массива форта, он ускорил дело, о включении всех фортификационных объектов( и 68 УРа то же) в список исторического наследия. И то, что не удалось сделать на наших фортах, они сделали на Полоцком УРе - сняли бронеколокол с их дота и перевезли под Минск. На сколько я помню, именно так мне рассказывали. А что, если и эти отверстия - их рук дела. У меня имеются статьи под названием " Если бы ДОТы могли говорить" из газеты "Перспектива". В номере 60 были опубликованы фотографии как раз полукапонира № 10. Так вот дата выхода того самого номера 9 августа 2007 года. На снимках видно, что отверстия уже просверлены. Специалисты музея ЛС, исходя из информации С.А. Пивоварчика, приезжали к нам в 2008 году. Выходит, шурфы до их посещения уже были.
|
|
« Последнее редактирование: 19 Октябрь 2015, 14:21:00 от Beton »
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Я просто выдвинул одну из версий, что бы мы не зацикливались на немцах. Кому понадобилось вырезать кусок бронекоробки на 13 форту? Ведь совсем недавно она была целая:  Это не поленились притащить оборудование, что бы вырезать кусок металла. Дверь плотно завалено бетоном, и её вытащить очень и очень сложно. Так что чем больше лет от строительства ДОТов, тем больше версий кто это мог сделать и зачем...
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Mikola gorodenski
|
.....теперь, с включением в охранку, должен фиксироваться каждый шаг проводимых работ... А интересно - выполнены ли все натурные обследования существующих объектов. Ведь по-положению,...вроде таково должно быть.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Beton
|
Я просто выдвинул одну из версий, что бы мы не зацикливались на немцах. Я как и Вы выдвигаю версии. Все покрыто мраком бетоном и тайной.  А интересно - выполнены ли все натурные обследования существующих объектов. Некоторые ДОТы посетили и установили охранные таблички.  
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ljvbybr
|
В начале 70-х годов создавались укрепрайоны на границе с Китаем. Вероятно была дана команда местным военным для оказания материальной помощи строителям этих укрепрайонов. Строили ведь хапспособом в СА.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
gak
|
Бурение 2-3 см. сверлом А электричество где брали? Не знаю на сколько автор статьи осведомлён, но как вариант: 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
В начале 70-х годов создавались укрепрайоны на границе с Китаем. Вероятно была дана команда местным военным для оказания материальной помощи строителям этих укрепрайонов. Строили ведь хапспособом в СА. Эти укрепрайоны, как мне рассказывали очевидцы, в основном представляли собой несколько рядов основательно закопанных в землю тяжелых танков устаревших конструкций типа КВ, ИС-2, ИС-3 и т.д. А здесь, мне кажется, всему виной были спущенные сверху завышенные планы для воинских частей на сдачу металлолома. Время, думается, сравнительно недавнее: 1980-е или даже начало 1990-х. Впрочем, что-то, по мере надобности, демонтировалось во все времена, как, например, металлические двери, которым находили применение в других местах, поскольку, действительно, военные часто строились так называемым хозспособом: что где нашли, договорились, обменялись, что пожертвовали предприятия, то и использовали для стройки новых объектов, без специальных финансовых затрат.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Бурение 2-3 см. сверлом А электричество где брали? Не знаю на сколько автор статьи осведомлён, но как вариант:  В наших дотах планировалось использование бензоэлектрических агрегатов АЛ-6/2 и АЛ-12/2. Напряжение, вырабатываемое этими агрегатами 120 В. ( как впрочем почти во всём СССР в те времена, вплоть до 60-х нач. 70-х гг использовалось 127 В, только в сельских районах использовалось 220 В) Стандарт в Германии - 220 В. Цитата:" " Освещение в ДОТ и убежищах осуществлялось от районной сети по воздушной линии. Вводы в сооружения, а также внутренняя сеть проложены в газовых трубах. Бесперебойная подача энергии обеспечивалась самостоятельным источником электроэнергии в виде аккумуляторов, установленных в помещении колодца. Система сети допускала переключение освещения на питание от аккумуляторов ..." Инженерное оборудование немецких опорных пунктов на границе Восточной Пруссии «Военно-инженерный журнал», № 4, 1945 г. " Ещё одна информация. В Польских ДОТах использовалось напряжении 24-40В. Т.е. самое безопасное.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Beton
|
как, например, металлические двери, которым находили применение в других местах, Вы на 100% правильно сказали. Возле дома в д. Тартак при строительстве погреба были использованы двери одного из ДОТов 68 Укрепрайона. 
|
|
|
Записан
|
|
|
|
29td
|
здорово!!! целенькая дверь. можно было бы и на место вернуть, договорившись с хозяивами
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
В дотах Минского УРа целых бронедверей очень много. И почему-то никто их не снимает. Даже резиновые уплотнители этих дверей на своих местах...
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
29td
|
дааа... лучше чем написал человек на S13 я не скажу: Iron Tooth Как показало время, на курганах славы, под которыми никто не похоронен, на послевоенных танках на постаментах, на прочих бутафорских памятниках и всяких «линиях Сталина» и на траншеях, в которых никто не воевал, никакого патриотизма воспитать не получается. Ну разве что можно взрастить этакого любителя георгиевской ленточки на подержанном немецком автомобиле, который по большому счету про войну и сказать ничего не может. Ни дат, как правило, не знает, ни событий, не интересуется историей, зато за казенный счет замечательно «типа помнит и гордится». Но этот типаж скорее вызывает жалость своим скудоумием, чем желание что-то обсуждать с ним. Радует одно — постепенно их становится все меньше и меньше.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Nieznany Zolnierz
|
п.с. они собираются заливать там Доты  ? из текста не совсем понятно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
"Что нам стоит ДОТ построить?! Нарисуем-будем жить!" "Патриотизм у власти зачесался", под это дело можно и деньжат "распилить", или как сейчас говорят, те, что "пилят"-"освоить".
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Начал внимательно перечитывать книгу М.А. Денисовой "От Ятвязи до Гонёндза". Очень много чего хотелось бы уточнить и понять. И что бы не создавать новой темы, решил все вопросы отписывать здесь. Может совместными усилиями( мозговым штурмом) попытаемся докопаться до правды. Знаю что и автор иногда заходит на форум, может и она даст ответы на некоторые вопросы. И так начну. Стр.стр.5. "...В Бресте и Гродно были проведены парады. В Гродно совместный парад вместе с немецкими генералами принимал будущий маршал и дважды герой Советского союза Василий Иванович Чуйков, тогда комкор"Это подтверждённый факт? У автора есть архивные документы? Или информация из интернета? Стр.23. "...По воспоминаниям Н.А.Чернущика, который был шофёром в 71-м Управлении начальника строительства, он с ноября 1939 года возил снятые с танков башни. Их устанавливали на границе, на подготовленные бетонные основания. Вся работа проводилась ночью и без света"Мог ли Н.А.Чернущик в ноябре 1939 года возить башни и если да, то куда он их устанавливал? Ведь на стр. 9 есть такая информация:"...26 июня 1940 года по докладу К.Е. Ворошилова и Б.М. Шапошникова, И.В. Сталин утвердил проект строительства укреплённых районов в Белостокском выступе..." Т.е. начало строительства УРа - 1940 год? Куда тогда возили танковые башни, а главное, куда устанавливали. На сколько я знаю, ни на одном из ДОТов 68 УРа нет забетонированных башен от танков... Стр. 23 : " ...по железной дороге( узкоколейной) привозили так же гранитный щебень из Волыни, Урала, Кавказа. Его использовали для строительства наиболее важных объектов"Это что правда? Щебень с Урала и Кавказа? Я понимаю, своих камней не хватало, хотя работало много камнедробилок разных конструкций( есть информация в книге). А в Белоруси не было где взять щебень? Кстати меня этот вопрос интересует ещё и по ПМВ. Где брали щебень для строительства фортов Гродненской крепости? Раньше я думал, что хватало камней и камнедробилок. Теперь понимаю, что возможно и не хватало....
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Наблюдал по жизни, что подсыпка полотна железной дороги проводилась привозным щебнем. Видимо, это намного дешевле, чем собирать на поле и дробить камни. Щебень привозной сейчас идет и на производство железобетонных конструкций, практически то же самое, что и для раньше для УРа. Сейчас также везут с Украины, но больше добывают в самой Беларуси: в Микашевичах Лунинецкого района Брестской области и где-то под Гомелем на крупных месторождениях природного строительного камня: см.: http://granit.by/. В Беларуси есть много разведанных, но законсервированных месторождений. Выглядят они так: слои камня залегают на глубине от 9 до 65 метров (примерно так в Микашевичах), их разрабатывают карьерным способом: убирают сверху грунт, закладывают взрывчатку и взрывают, потом грузят экскаваторами на Белазы и везут в дробильно-сортировочный цех на дробление необходимых фракций. Карьер огромный, около 2х3 км. Но при царе камни собирали на полях, подвозили телегами и, видимо, дробили на месте. Помнится, было об этом в книге Черепицы. Впрочем, скорее всего, и в 1940 камни возили, чтобы быстрее построить. Я помню, что еще в начале 1980-х вокруг некоторых дотов лежали кучи камней. Сейчас их уже нет, видимо, развезли по стройкам.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Прежде всего нужно принимать во внимание, что книга как я понял писалась при отсутствии интернета, и тем более возможности посетить Гродненский форум, потому информация о парадах судя по всему сильно устаревшая, примерно как наша лет 5-7 тому назад. ...По воспоминаниям Н.А.Чернущика, который был шофёром в 71-м Управлении начальника строительства, он с ноября 1939 года возил снятые с танков башни. Их устанавливали на границе, на подготовленные бетонные основания. Вся работа проводилась ночью и без света" Мог ли Н.А.Чернущик в ноябре 1939 года возить башни и если да, то куда он их устанавливал? Ведь на стр. 9 есть такая информация:"...26 июня 1940 года по докладу К.Е. Ворошилова и Б.М. Шапошникова, И.В. Сталин утвердил проект строительства укреплённых районов в Белостокском выступе... Есть вероятность что возил, но только на "старой линии", вполне по срокам попадает. Все детство провел в Скиделе у ж.д., в 80-е эшелоны со щебнем шли, куда не знаю, но их было много, это я точно помню, может быть линию ж.д. где-то перешивали, но вагоны были постоянно. Тут соглашусь с Александром, в промышленных масштабах быстрее было привезти откуда-то в больших объемах, чем наколоть на месте, тем более, как показывает практика, приходилось колоть вручную, т.к. дробилок не хватало.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
Есть вероятность что возил, но только на "старой линии", вполне по срокам попадает. И у Сергея Аркадьевича есть та же информация:" По воспоминаниям Н.А. Чернущика,который работал шофером в 71-м Управлении начальника строительства Гродненского укрепленного района, он с ноября 1939 года возил снятые с танков башни." http://www.elib.grsu.by/katalog/482452pdf.pdfНе о какой старой линии не идёт речь. Именно Гродненский УР ! 71 УНС, Гродно. Тут надо разбираться. Кстати на счёт "старой линии". Цитата:" Работы ( на Минском УРе)прекратились после сентября 1939 года, недостроенные объекты были ликвидированы, а построенные законсервированы." Добавлено: 15 Ноябрь 2015, 21:22:52
Ещё вопрос. стр. 35. " ...На станции Келбасино было много складов:склад ГСМ, бензоколонка, материальный склад. Отсюда и со ст. Лососна грузы возились машинами до узкоколейки"Я, когда искал остатки этой узкоколейки, решил, что она как раз и доходила до этих складов. Было логично, привозят грузы нормальными составами, разгружаются. И уже малыми партиями, по узкоколейке, отправляются к строителям ДОТов. А оказывается зачем-то сделали промежуток и лишнее звено - машины. Это что, правда? Если да - то зачем? Где логика?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
sembat
|
А третью фотку чего не загрузил? 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
citros
|
В книге "Лагеря советских военнопленных в Беларуси" есть информация о лагере в Кульбаках. Автор ссылается на архивные источники. Там действительно был лагерь?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Я слышал не про лагерь, а про место уничтожения фашистами военнопленных и населения. Речь шла о бывшем земляном форту крепости Гродно 1880-х-1890-х гг. Там даже был установлен поклонный крест после войны, в 1960-е годы крест убрали, форт срыли в связи со строительством военного городка в Лапенках. Сохранились лишь следы форта, отдельные элементы фортификации. Кульбаки и Лапенки также рядом, как и Колбасино, Фолюш и Лососно (этими тремя названиями назывался один и тот же лагерь военнопленных на Фолюше).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|