ФитилЬ
|
Никто не видел как копают колодцы?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
GRODNO Unser Siegeszug im Osten 21 cm Geschütz in Feuerstellung TOP-Erhaltung un Это из этой серии? Добавлено: 27 Март 2016, 19:56:13
Ещё классное фото: http://oldgrodno.by/main.php?g2_itemId=76228Подретушировал как смог.
|
|
« Последнее редактирование: 27 Март 2016, 19:56:13 от sembat »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Там первый паспорт (Swislocz) настоящий, второй, более светлый, видимо, какой-то искуственно застареный новодел, копия, муляж. Кто-то распечатал на принтере, скопировал откуда-то надписи и налепил одну и ту же печать везде, где только можно. Фотография левая, не для паспорта, хотя и старая.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
sembat
|
Такого ракурса не видел - строительство временного ж/д моста 1915 Да, действительно не было. +1
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Может и не Гродно, но в тему:
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
Все стрелянные ))
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
Не было:
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
sembat
|
Судя по тому что я вижу, с прошлого года почти ничего не изменилось: А что, круглая дата прошла, будем ждать следующей...
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
Вот такой у нас "государственный патриотизм", на круглые даты заточен ))) А "союзно-государственный"-под который делали "распил" денег на памятник 1МВ в Сморгони под еще более круглые и редкие даты ))). Нет денег-нет патриотизма
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
Almer
|
вторя строка вроде как "воинские обозы на рыночной площади в Сопоцкино под Гродно" Я знаю английский, чешский и польский.. а по немецки догадываюсь в свете своих знаний и объема изученного материала по военной истории и терминов.
|
|
« Последнее редактирование: 23 Август 2016, 22:25:25 от Almer »
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
|
tomasz
|
вторя строка вроде как "воинские обозы на рыночной площади в Сопоцкино под Гродно" Kriegsbeute - точнее "военные трофеи" , Веute - буквально "добыча". И Сопоцкин они обозвали селом
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
Almer
|
Есть вероятность, что это встреча Пилсудского в Гродно 20 апреля 1919 г., т.к. как раз в это время польские войска двинувшись с реки Щара, заняли Слоним, Лиду и Вильно. Где-то 21-22 апреля Пилсудский прибыл в Вильно, что бы как урожденный житель виленщины обратиться к населению с призывом поддержать польскую армию.
Вероятно по дороге он остановился в Гродно где его приветствовал гарнизон города. На фото видны немцы, что логично, т.к. они еще были в городе и передавали дела...
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
image
|
Интересует такой вопрос. В 1915 г. из лкрестностей Гродно эвакуировалось только православное население,опустели только деревни с белорусским населением ? И когда народ стал возвращаться из эвакуации, до которого года.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Цитата из нашей книги:" По воспоминаниям местного старожила из деревни Горница, Кравцевича Д.А., его родителей, как и почти всех жителей, в 1915 г. отправили в Россию, предварительно выплатив компенсацию за утерянные строения, деревья. Семья его родителей «попала» в Арзамас, а его соседи «доехали» только до Шклова. Часть семей спрятались в лесу, но казаки находили их и отправляли в Россию. Дома в деревне так и не были уничтожены, поэтому большая часть местных жителей в начале 1920-х вернулась на свою родину." Могу спросить у него до какого года ещё возвращались местные... Кстати их дом, когда они вернулись из Арзамаса, был занят другими людьми. Но они подали в польский суд( именно так, цивилизованно, им сказали поступать) и их дом был возвращён им.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
image
|
Мой дедушка попал в Петроград, бабушка в Самару. Мне неизвестно, когда они вернулись, ноточно до 1925 года.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Mikola gorodenski
|
Мои в Омск, Самару, Казань.... Возвращались в основном до 1923г.... А кого интересует подробнее ...- в Белостоке выходили и ранее и недавно "Бежанство".....можно найти в коммуникате.......
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Almer
|
Про беженцев сейчас готовлю статью Смолянинова на "Рубоне", через неделю должна быть. Мои в Тамбовскую губ. попали. Вообще, был в среду в отделе военной истории НАН РБ, уточнял кто какие направления в Беларуси по 1 МВ изучает, в Гродно по беженцам с Гродненщины занимается Корнелюк.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
|
Almer
|
Интересный и опасный вопрос "беженства" в 1МВ я так понял из разговора со Смолениновым. В двух словах ситуация была такая: Сначала, все назад! Всем платим! Заполняем анкеты, хотите ехать или нет. Белорусы писали: "хотим при условии компенсаци и только не в Сибирь", причем "не в Сибирь" писали все, судя по всему уже были научены историями дедов с 1863 года и позднее. Потом когда казаки начали сжигать деревни, люди поняли, что война войной, но если казаки сожгли "родную хату" то возвращаться некуда будет. А до-того имелся хоть какой то шанс, оставались дома-постройки, и хотя бы 50% могли куда то вернуться, пусть и не на территорию РИ, но в СВОЙ ДОМ. Вообщем когда началась практика "выжженой земли" люди зароптали (а слухи с 1914 до августа 1915 г. вполне естественным образом дошли до населения посредством общения с продвигающимися беженцами из-под Варшавы и их "перспективами"). Люди начали этих переписчиков и военных предствителей посылать на.... В итоге, как видно из материалов Смолянинова, царь приказал отменить практику "выжженой земли" и принудительное отселение населения вглубь Р. Так как судя по всему государство просто было не способлно всех обеспечить как "рекламировалось". Проблемы переселенцев из-под Гродно начиались уже под Минском, не говоря уже о "счастье" принять постояльцев у администрации центральных и заволжских районов РИ.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
tomasz
|
Интересует такой вопрос. В 1915 г. из лкрестностей Гродно эвакуировалось только православное население,опустели только деревни с белорусским населением ? И когда народ стал возвращаться из эвакуации, до которого года. Этот вопрос тянет на создание отдельной темы, а то и двух. Одна часть это "эвакуация" в 1915 г. в глубь Росии, другая часть репатриация на территории оказавшиеся после1918г в составе II Речи Посполитой. Эти вопросы серьёзно у нас до сих пор никто не исследовал. Институт Истории НАН РБ- то ещё болото. Много публикаций о тех событиях (особенно к столетию) вышло на Белосточчине, там дзеячы беларускай дыяспары всегда уделяли много внимания тем событиям, имевшим последствия, которые оказывают влияние по сей день. Тут уже упоминали Коммуникат, также на радыё"Рацыя" выходило много передач с уникальными архивными записями воспоминаний участников тех событий. По официальной российской статистике было вывезено 3 300 000 человек из них 800 000 поляков, 200 000 евреев, остальные 2 300 000 составляли белорусы и украинцы. По данным БелЭН только белорусских беженцев было более 2 292 000 чел. По оценкам Рады БНР было вывезено 2 млн. белорусов, преимущественно православных. Разница в цифрах объясняется видимо тем, кого считали белорусами царские власти, польские или, к примеру, урад БНР. Царские власти к тому же не различали православных белорусов и украинцев , особенно на Полесье.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
image
|
Проблема беженства населения на восток в первую мировую просто замалчивалась. Например я про нее узнал только от родственников, нигде не попадалось про это прочитать, даже с проявлением интернета информация не на виду, можно даже написать что она "непопулярна", как непопулярно вообще вспоминать про первую мировую войну, которцю в ее годы называли даджен "Второй Отечественной". Но вот стоит только задууматься - даже по приближенным данным из Гродненской губернии было эвакуировано 750 тыс человек. Сейчас население Гродненской области 1 миллион. Представляете масштаб эвакуации ? Мне кажется что просто очень много событий произощло, но про события связанные с нашими предками стоит помнить не меньше чем про то, что происходило у соседей.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tomasz
|
Идею устроить на оставляемых российской армией территориях выжженую землю " как в1812г" продвигал великий князь Николай Николаевич -до августа 1915г Главнокомандующий, дядя Николая I, автор катастрофы русской армии лета1915г. Принудительно выселяли крестьян Холмской и Люблинской губерний Царства Польского, а также Ковенской , но такого как в Гродненской губернии не было нигде, тут решили выселить всех поголовно. Особого насилия не применялось -проводили пропаганду, пугали ужасами немецкой оккупации, в основном этим занимались попы в церквях . Православная церковь тогда была по сути государственным институтом. Католические священники в этой компании не участвовали, поэтому польских крестьян выехало значительно меньше. Белорусы двинули целыми деревнями, ещё во многом движимые стадным инстинктом-"як i усе". Возвращаться стихийно начали, видимо, сразу же после Брестского мира. Мои деды были в беженстве в Самарской губернии, но когда происходили события советско- польской войны они уже были дома в роднай вёсцы, значит до 1920г уже вернулись. В худшем положении оказались те , кто задержался дольше, в Поволжье особенно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|