Da_Mo
|
ЗАГАДКА УКРАИНСКОЙ ДУШИ или Особенности менталитета украинцев 2007-05-03
1 ЧАСТЬ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО И «ЗАПАДНОГО» МЕНТАЛИТЕТА
Чем славянские народы отличаются от других? Чем славянские народы отличаются друг от друга, прежде всего украинцы от русских? Насколько менталитет нации влияет на характер ее мотивации к труду? На первый вопрос имеется уже достаточно много литературы. А вот особенности мотивации украинского персонала мало изучен и требует особого рассмотрения. В последнее время все больше экспертов и практиков убеждаются, что простой перенос западных «книжных» методов на украинскую почву часто дает сбой, вызывает иронию, конфликт или сопротивление в коллективе… Авторы статьи также, опираясь на свой опыт, склонны признать, что украинская система мотивации труда должна строиться на иных основаниях, нежели российская и западная (германская, американская и т.п.). Следует учесть, что автор не претендует на истину в последней инстанции и излагает только свое мнение, основанное на профессиональном опыте и анализе немногочисленных источников…
Что является основополагающим для менталитета «западного» работника? Вебер, исследующий влияние строя мышления на общественную жизнь в своей известной работе “Этика протестантизма…”, доказывает, что истоки капитализма коренятся именно в этике протестантизма. Напомним основные и фундаментальные моменты теории Вебера: Основной этический принцип протестантизма предопределял человеку реализовать свое призвание. “ Реализация призвания в повседневной жизни, строился на рационализме, на таком способе действия предприимчивого человека, который “планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели”. В целом, все это определило дух капитализма. Собственно понятие "дух капитализма" выступает у Вебера как определение такого строя мышления, которому характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии.
Вебер показывает, что стремление к призванию, достижению – исключительно капиталистическая особенность. Капиталистическая этика предполагает определенный идеал. Человек, соответствующий этому идеалу, должен обладать рядом качеств и пройти предписанный путь. Прежде всего “капиталистический” человек характеризуется трудолюбием и бережливостью. С помощью этих качеств он посвящает себя делу и получает определенный результат – решает проблему своего жизненного обеспечения. По деловитости его принимают “в свои”. А как высшую награду он получает признание других людей. Именно в этом и осуществляется самоактуализация человека, говоря современным языком.
Таким образом, М. Вебер и А. Маслоу дали описание мотивационного принципа западного человека: · необходимо стремиться к достижению (целеполагание); · необходимо полагаться только на себя, свои силы – проявлять “частную инициативу”; · к достижению нужно стремиться поэтапно, реализуя постепенно свои потребности (планирование); · действия должны быть рациональными, т.е. индивид должен четко определить, к чему он стремится и какими средствами; · “рациональность” принимается западным индивидом как “правильный” способ действия. В начале ХХ века Фредерик Тейлор и Генри Форд, гениально почувствовав данный принцип, разработали основу системы мотивации труда в западном обществе, построив его на индивидуальной стимуляции. Однако данный принцип столкнулся с рядом трудностей в других культурах (например, японской), где он оказался неприменим.
А как в России? Индивидуальная стимуляция труда, как оказалось, слабо применима в России. Это вызвано тем, что организация потребностей в российском обществе имеет иной этический строй, нежели на Западе. Так же, как и “правильный” способ действия является не “рациональным”, а иным. Организация потребностей в российском обществе (этический строй) возник не на фундаменте протестантской этики, а на базе православной, заложившей совсем иную нравственную основу. Образно и ярко ее формулирует Серафим Саровский: “Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа”. Российская нравственная парадигма предполагает обретение самоактуализации не в удовлетворении потребностей, а в сдерживании страстей, источников греха: “мир душевный приобретается скорбями”.
Главное отличие – русская мораль ориентирована на сдерживание энергии; западная мораль – на снятие факторов, сдерживающих активность, свободу действий. Православные мыслители часто описывают борьбу с восемью основными “смертными” грехами, которые на Западе являются цепочкой потребностей (“чревообъястным”, “блуда, или любострастия”, “сребролюбием”, “гневом”, “печалью”, “унынием”, “тщеславием”, “гордыней”), тяжесть которых возрастает от низших к высшим. Три из этих «грехов»-потребностей - гордыня, тщеславие, и сребролюбие,– водоразд
|