| Da_Mo | 
 ЗАГАДКА УКРАИНСКОЙ ДУШИили Особенности менталитета украинцев
 2007-05-03
 
 1 ЧАСТЬ
 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО И «ЗАПАДНОГО» МЕНТАЛИТЕТА
 
 Чем славянские народы отличаются от других? Чем славянские народы отличаются друг от друга, прежде всего украинцы от русских? Насколько менталитет нации влияет на характер ее мотивации к труду?
 На первый вопрос имеется уже достаточно много литературы. А вот особенности мотивации украинского персонала мало изучен и требует особого рассмотрения. В последнее время все больше экспертов и практиков убеждаются, что простой перенос западных «книжных» методов на украинскую почву часто дает сбой, вызывает иронию, конфликт или сопротивление в коллективе…
 Авторы статьи также, опираясь на свой опыт, склонны признать, что украинская система мотивации труда должна строиться на иных основаниях, нежели российская и западная (германская, американская и т.п.).
 Следует учесть, что автор не претендует на истину в последней инстанции и излагает только свое мнение, основанное на профессиональном опыте и анализе немногочисленных источников…
 
 Что является основополагающим для менталитета «западного» работника?
 Вебер, исследующий влияние строя мышления на общественную жизнь в своей известной работе “Этика протестантизма…”, доказывает, что истоки капитализма коренятся именно в этике протестантизма.
 Напомним основные и фундаментальные моменты теории Вебера:
 Основной этический принцип протестантизма предопределял человеку реализовать свое призвание.
 “ Реализация призвания в повседневной жизни, строился на рационализме, на таком способе действия предприимчивого человека, который “планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели”. В целом, все это определило дух капитализма. Собственно понятие "дух капитализма" выступает у Вебера как определение такого строя мышления, которому характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии.
 
 Вебер показывает, что стремление к призванию, достижению – исключительно капиталистическая особенность. Капиталистическая этика предполагает определенный идеал. Человек, соответствующий этому идеалу, должен обладать рядом качеств и пройти предписанный путь. Прежде всего “капиталистический” человек характеризуется трудолюбием и бережливостью. С помощью этих качеств он посвящает себя делу и получает определенный результат – решает проблему своего жизненного обеспечения. По деловитости его принимают “в свои”. А как высшую награду он получает признание других людей. Именно в этом и осуществляется самоактуализация человека, говоря современным языком.
 
 Таким образом, М. Вебер и А. Маслоу дали описание мотивационного принципа западного человека:
 ·    необходимо стремиться к достижению (целеполагание);
 ·    необходимо полагаться только на себя, свои силы – проявлять “частную инициативу”;
 ·    к достижению нужно стремиться поэтапно, реализуя постепенно свои потребности (планирование);
 ·    действия должны быть рациональными, т.е. индивид должен четко определить, к чему он стремится и какими средствами;
 ·    “рациональность” принимается западным индивидом как “правильный” способ действия.
 В начале ХХ века Фредерик Тейлор и Генри Форд, гениально почувствовав данный принцип, разработали основу системы мотивации труда в западном обществе, построив его на индивидуальной стимуляции. Однако данный принцип столкнулся с рядом трудностей в других культурах (например, японской), где он оказался неприменим.
 
 А как в России?
 Индивидуальная стимуляция труда, как оказалось, слабо применима в России. Это вызвано тем, что организация потребностей в российском обществе имеет иной этический строй, нежели на Западе. Так же, как и “правильный” способ действия является не “рациональным”, а иным.
 Организация потребностей в российском обществе (этический строй) возник не на фундаменте протестантской этики, а на базе православной, заложившей совсем иную нравственную основу. Образно и ярко ее формулирует Серафим Саровский: “Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа”. Российская нравственная парадигма предполагает обретение самоактуализации не в удовлетворении потребностей, а в сдерживании страстей, источников греха: “мир душевный приобретается скорбями”.
 
 Главное отличие – русская мораль ориентирована на сдерживание энергии; западная мораль – на снятие факторов, сдерживающих активность, свободу действий.
 Православные мыслители часто описывают борьбу с восемью основными “смертными” грехами, которые на Западе являются цепочкой потребностей (“чревообъястным”, “блуда, или любострастия”, “сребролюбием”, “гневом”, “печалью”, “унынием”, “тщеславием”, “гордыней”), тяжесть которых возрастает от низших к высшим.
 Три из этих «грехов»-потребностей - гордыня, тщеславие, и сребролюбие,– водоразд
 |