ВКЛ было страшно правовым государством: там было до фига самых разных судов (гродские, замковые, падкаморские и т.д. и т.п.), и все свои вопросы население решало через суды. Юрист была одна из востребованных профессий у шляхты. Нам такое и не снилось.
Правовым, да, но еще не было замкнутой бюрократической системы, работающей на себя и имеющей власть, а "бумажная действительность" не пыталась заменить собой реальную.

Да и не было тогда такого понятия.

Очень хочется знать о белорусской системе образования.
Так это Вам сюда
http://www.minedu.unibel.by/, на сайте Министерства разнообразная информация.

А если серьезно, то одна из функций государства (а в нашем случае скорее задача) это воспитание и сохранение не только духовных ценностей, но и проведение государственной культурной политики. То, что в свое время пытались ввести беларуский язык в учебных учреждениях, вести на нем документацию, по моему, было правильным моментом. И надо понимать, что речь идет не о каком то притеснении русскоязычного населения, а о воспитании наших детей беларусами, людьми с национальным самосознанием. Но нет...А вообще, по этому поводу достаточно метко высказался Константин Тарасов, писатель и журналист:
Так называемая элита, то есть те люди, которые были лучше обеспечены, имели в руках власть и возможность принимать решения, начинают от него отказываться. После потери языка и утраты трона для собственного монарха (в те времена сакрально олицетворяющего державные претензии данного народа) говорить о сохранении белорусского государства, в сущности, просто нелепо. Простой народ продолжал существование в прежних деревнях, пользовался прежним своим языком и культурой, кормил и обеспечивал прежних своих владельцев. От того, что менялись стоящие над народом элиты и их культурная ориентация – сначала на польские, впоследствии на русские, православные на протестантские, затем на католические – для народа ничего не менялось. Это – одновременная жизнь разных обществ на одной и той же земле. Неважно, что народ мог называться кривичским или литвинским, или нальшанским, или дрыговицким и так далее. Элита свой белорусский народ предала. Вольно или невольно – не суть важно.
В целом, интересное интервью, пусть достаточно давнешнее, но от этого не менее актуальное:
http://3dway.org/node/405