Aleksandr_Sever
|
Июль, 1915 год. В церкви деревни Свислочь (недалеко от Немана возле Квасовки) и в Свято-Георгиевской церкви в Котре, а также в Скиделе батюшки собрали народ и сказали: собираемся и едем на Россию: Тамбов (а кое-кто в Липецк, в Калугу). Люди со всем самым ценным скарбом уезжали, а сзади шли казаки и сжигали деревни. Так это было в Щербовичах (Свислочский приход, ныне Глядовичский сельсовет уже Мостовского района), где деревня выехала полностью, и была сожжена казаками (возрождали ее уже в 1920-1921 на новом месте - на террасе повыше от обреза реки, на старом месте ныне сады); в Мазановцах из 200 жителей осталось 2 семьи, деревня была сожжена. Потом тех, кто остался, сельчане не любили - обвиняли, что дома себе построили из кирпичей из их печных труб и т.д. и т.п. Католиков там не было, одни православные. Многие из жителей деревни остались навсегда в России - там и умерли, другие, наоборот, родились в России в 1915-1920 и приехали вместе с родителями на историческую родину во время и после окончания советско-польской войны. Мой дед родился в Тамбове в 1916. Возвращались сюда - а тут нищета. Сельхозпродукты за бесценок, промтовары очень дорого. Школы на польском. Белорусы - быдло. Землю - осадникам (польским ветеранам). Белорусов не брали работать даже на почту - все мало-мальские оплачиваемые должности - полякам. Кому не нравится - в концлагерь в Березу-Картузскую. Евреев тоже в Польше очень сильно ущемляли. Существовала целая система ограничений, антисемизм проповедовался не только бытовой, но и на государственном уровне. Да и большинство евреев было нищими, и польскую власть им любить было не за что. В 1939, как только узнали, что советская армия перешла границу, искренне радовались, а кое-кто взялся за оружие. За 2-3 дня до прихода Красной армии перекрыли ряд дорог, ж/д мост в Лунно (чтобы помочь Красной армии и не допустить отхода польских войск на Гродно), в самом Скиделе объявили советскую власть и подняли красные флаги. Восстание было народным и интернациональным - в нем участвовали плечом к плечу и белорусы, и евреи. Поляки успели зверски подавить мятеж - десятки погибших, сотни пострадавших, пленных заставляли жрать землю, сожгли дома участников. С приходом Советов местные мстили за погибших в Скиделе. Не пришлые советы, а свои с красными повязками и винтовками собрали в округе осадников и расстреляли - по всей территории Скидельщины. Красноармейцев встречали как освободителей. Опора у советской власти была надежная - широкая поддержка бедного сельского населения и городского-местечкового еврейства (в Гродно, например, вовсе не поляки, а евреи, как известно, были в большинстве), они восприняли советскую власть как свою, родную. Поэтому слово "оккупация" - это не про нас. Отсюда и партизаны - те же самые свои люди, поддерживающие советскую власть. Социальная основа партизанского движения объективно была. И это были идейные люди, а не бандиты, как некоторые пытаются их представить. Я сам не разделяю коммунистическую идеологию, осуждаю репрессии и многое другое из политики новой власти, но из истории страницы прошлого не выкинуть, пишу, как было на самом деле.
|