Safe_from_harm
Гость
|
Следуя ''лучшим традициям'' масс-культуры, рок-культура выработала и навязала своим приверженцам жесткие стиле-поведенческие шаблоны – девиантность, малораз-витость, склонность к алкоголизму и наркомании, кожаные аксессуары и одежда, несу-разные прически, мотоцикл, – по которым, как считалось, их можно было отличить в толпе обывателей и сразу понять их мировоззренческие установки. Всё же называть массовой рок-культуру, какой она была в СССР в 80-е годы, нельзя – в ней наличест-вуют элементы закрытости и элитарности, свой язык и свое отношение к окружающей действительности. По крайней мере, до тех пор, пока рок-музыка и соответствующие клубы находились в советской стране под запретом, а сами рокеры подвергались опале, их музыкальное творчество получало постоянную подпитку и развивалось по нарас-тающей. С распадом СССР и уходом в небытие идеологического пресса, так стесняв-шего рок-музыку (а на деле стимулировавшего ее развитие), необходимость в выраже-нии социального протеста угасла сама-собой, строй в стране сменился на демократиче-ский (со всеми его ''плюсами'', о которых грезили узники СССР, а также – с колоссаль-ными ''минусами'', о которых они по своей недальновидности и не подозревали), и про-тестная рок-культура незаметно сошла на нет. Пафос революции и экзальтированные мечтания о разрушении политического строя, питавшие рок с 60-х, были оттеснены в безобидное пространство политических ток-шоу на телевидении, а также обратно ''на кухни'', откуда они вырвались в годы перестройки и где теперь поддерживались только в беседах консерваторов. К этому времени подросло новое поколение молодёжи – менее скованное, больше ориентированное на praxis и обеспечение собственного безбедного существования, не-жели на абстрактные идеалы ''всеобщего счастья через мировую революцию''; поколе-ние, знающее не понаслышке цену рыночной экономики с ее повальным жульничест-вом и системой криминального ''крышевания'' бизнесменов – и потому в какой-то сте-пени более трезвомыслящее и лишенное иллюзий. С другой стороны, это поколение умудряется сочетать в себе и детскую инфантильность, и некоторую наивность, и, на-конец, тягу к настоящей (не политизированной) романтике – возможно, как обратную реакцию на чёрствость и жестокость окружающего мира, где всё покупается за деньги. К сожалению, наше поколение, в отличие от отцов, привыкших существовать в услови-ях идеологического давления и научившихся тайком обманывать систему (вспомним записи ''на ребрах'', пиратские аудио-кассеты из-за кордона, самиздат), – наше поколе-ние уже не умеет читать между строк, оно воспитано в открытом демократическом об-ществе и потому часто обманывается, попадаясь на удочку бесчестных дилеров масс-культуры. Отсюда такая популярность легкой, по-детски наивной (и столь же прими-тивной), псевдоискренней поп-музыки – всех этих ''Иванушек'', ''Рук вверх'', ''Smash!!'', ''Глюкозы'' и пр. Пытаясь привлечь потребителя своим наигранным жизнерадостным настроем, нарочитой простотой и незамысловатостью текстов, поп-музыка не скрывает своей тотальной коммерческой направленности, когда главной целью всяких творче-ских усилий становится финансовая прибыль от продаж. Естественно, это вызывает гнев и презрение у настоящих рокеров. Я говорю ''настоящих'' потому, что сама рок-музыка, в своем исконном виде уже ис-чезнувшая со сцены и полностью утратившая былое влияние, с приходом рынка тоже начала постепенно пропитываться ''тлетворным духом капитализма'' – что называется, ''опопсевать''. Возникли музыкальные коллективы, по сути являющиеся типично попсо-выми, но старающиеся это скрыть и эксплуатирующие ''музейные наборы'' рокерских ценностей – ''Король и шут'', ''Ленинград'', ''Би-2'', ''Агата Кристи'', Земфира. У сохра-нившихся поныне ''динозавров'' русского рока – например, ''Алисы'' – весь антисоци-альный пафос уже давно выветрился, и теперь, наряду с новым (модными религиозны-ми идеями, буддизмом, как у БГ), в их творчестве искусственно поддерживается доми-нировавший когда-то мотив подростковой беспричинной агрессии, озлобленности на весь мир; только если ральше имелся вполне конкретный и осязаемый враг – система, – то теперь, когда нападки на государственный строй выглядят бессмысленно и не нахо-дят отклика (особенно в свете попыток самой системы приручить рок-музыкантов, за-маслить их и заманить в сферу безобидной масс-культуры – хотя бы через вручение наград наиболее заслуженным их представителям, что было бы совершенно невозмож-но лет 15 назад!), неутоленная ярость рокеров и их стремление к сепаратизму обруши-ваются на лиц иной национальности, иных музыкальных пристрастий, в конце концов, даже друг на друга (массовые драки, поножовщина, убийства на рок-концертах – обыч-ное дело; текущий год начался с бессмысленного жестокого убийства в Екатеринбурге на концерте группы ''ГрОб'' – ''Гражданская Оборона'', чем музыканты, судя по их ин-тервью, остались весьма довольны, расценив происшедшее как знак особой популярно-сти). Рок, утративший свой главный идеологический стержень и чувствующий свое не-удержимое падение вниз, в пучину деградации и ''опопсения'', сегодня становится очень опасной деструктивной силой. © Ampix
|