обе крайности не хороши.
если ребенок летний, то так получается в любом случае.

не обязательно. Вот в нашей параллели три группы, и они сформированы именно с учетом возраста: в нашей до нового года прошло более 10 дней рождений, за январь еще около 5. То есть у нас весенне-летних всего 3 в группе, и они пока еще довольно явно отличаются от общей массы: и по размерам, и по речи, и по усидчивости и способности к обучению. Возможно, поэтому в нашей группе по итогам года самые высокие показатели по параллели были. Еще одна группа-- средняя по возрасту, и еще одна-- где все малыши, весенние и летние, там совсем по-другому всё, даже воспитателя, которые кружки ведут, говорили, что там абсолютно иначе идет работа: там она 40 минут детей раскачивает и 10-15 минут идет работа. В нашей группе дети буквально с первых минут занятия уже принимают довольно интенсивный темп работы.
Не знаю, идти в слишком маленькую группу-- это ну очень уж тормозить развитие. Существует понятие зоны ближайшего развития (по Выготскому):
Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Ученый считал, что ЗБР определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. Она связана с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения.То есть помещая ребенка в среду с предшествующей зоной БР, мы будет останавливать, тормозить развитие высших психических функций (память, мышление, восприятие, речь). Думаю, ни для не секрет, что младшие дети часто развиваются вместе со страшими детьми, т. е. относительно быстрее старших.
Формирование навыков, усложнение функций, наращивание темпа, усиление активности-- все эти процессы имеют максимальную интенсивность в самые первые годы, 3-5 лет, и с каждым годом интенсивность этих процессов падает. Так стоит ли терять даже один год?