Как вы думаете, Флер , насколько согласуется приведенная вами цитата с жизнью великого императора и не менее великого философа?
Спасибо, Ветер перемен, за вопрос по существу.

Отречение от всего (внешних благ; всего того, что препятствует духовному развитию человека) – сущность человека. И Вы правы, что у М. Аврелия не было внутренней духовной пустоты, его знания только углубляли его миропонимание. Его знания были им полностью прочувствованы и глубоко осознаны. Но ведь люди разные. Для одних, как Аврелий, знание – это путь, духовное развитие и желание разобраться в различных вопросах, для других знание – это возможность выделиться, быть лучше, быть выше, быть значимее. И тогда такое знание, его расширение пользы не приносит человеку, он вроде знает (хорошо запомнил), но не понимает глубоко. А непонимание именно у таких людей порождает раздражение, разочарование, порой страх (как у древних людей). Да и сегодня обрушившееся отовсюду на человека знание, может его запутать или разозлить. Именно об этом я хотела сказать.

Поэтому и существовало ранее в культуре Табу. Не могу не поделиться ещё одной цитатой стоиков «Истинная свобода заключается лишь во внутренней, духовной независимости человека, и чтобы обрести такую свободу, человек не должен желать того, что не находится в его власти».
А как определить, помогают или не помогают в осознани себя?
Извините Tau55, Ваш вопрос только сейчас заметила

Думаю ответ можно прочитать выше, но ещё добавлю. Когда знания помогают в осознании себя, человек, видимо, счастлив и добродушен
