Наблюдал по жизни, что подсыпка полотна железной дороги проводилась привозным щебнем. Видимо, это намного дешевле, чем собирать на поле и дробить камни. Щебень привозной сейчас идет и на производство железобетонных конструкций, практически то же самое, что и для раньше для УРа. Сейчас также везут с Украины, но больше добывают в самой Беларуси: в Микашевичах Лунинецкого района Брестской области и где-то под Гомелем на крупных месторождениях природного строительного камня: см.:
. В Беларуси есть много разведанных, но законсервированных месторождений. Выглядят они так: слои камня залегают на глубине от 9 до 65 метров (примерно так в Микашевичах), их разрабатывают карьерным способом: убирают сверху грунт, закладывают взрывчатку и взрывают, потом грузят экскаваторами на Белазы и везут в дробильно-сортировочный цех на дробление необходимых фракций. Карьер огромный, около 2х3 км.
Но при царе камни собирали на полях, подвозили телегами и, видимо, дробили на месте. Помнится, было об этом в книге Черепицы. Впрочем, скорее всего, и в 1940 камни возили, чтобы быстрее построить. Я помню, что еще в начале 1980-х вокруг некоторых дотов лежали кучи камней. Сейчас их уже нет, видимо, развезли по стройкам.