в районе Озёр, во время ВОВ, были сожжены несколько деревней: Зиняки, Шкленск и Синий Камень.
14 или 15 июля 1943 года немцы сожгли деревню ПУЗАВИЧИ. Она отстроилась после войны под новым названием Партизанская.
18 июля 1943 года (спустя три дня) горят одновременно еще три лесные деревни: ШКЛЕНСК (погибли 83 человека с фамилиями Воронок, Голубь, Гордей и Хох), СИНИЙ КАМЕНЬ (называлась деревня Папрукай, так как жили в ней преимущественно Папрукайлы) и ДЕМШИ (у всех жителей была фамилия Демша). Если Шкленск и Синий камень исчезли навсегда, на их месте остались только одни обелиски, то самая маленькая сожжённая деревня Демши (7 домов и 36 человек) пыталась возродится и выжить под названием, напоминающим трагедию - Пламя (Полымя. Построили несколько домов (три), растили детей, но теперь уже никого нет.
22 января 1944 года немцы сожгли ЗИНЯКИ. Жертвами стали 419 человек. Оставшиеся в живых после войны отстроили деревню на новом месте. Кто-то спрятался в лесу, кто-то убежал, кто-то был в тот день у родни в соседских деревнях Карпановцы, Филевичи, Невиша. На месте сожженной деревни теперь мемориальный комплекс.
За что немцы взъярились на эти деревни? Понятно, что применялась общинная ответственность - если один нарушил, то отвечает вся деревня.
про Каменистое и Мостки
Деревни Табольская Будка, Бушнево (фамилии жителей Солтан, Пестюк, Кучковский, Жилинский), Каменистое (жители Маркиши, Киселевские) появились с освоением (вырубкой) Гродненской пущи. Как вариант, первыми здесь могли поселиться лесники или объезчики - им было разрешено выбирать себе место в государственном лесу и там строится. Деревни похожи друг на друга своей удалённостью, отсутствием водоёмов, плохой землёй (песок и камень), отсутствием своих кладбищ (показатель молодости). Вокруг бесконечный лес... Осваивать непроходимую лесную глушь начали лет 200 назад.
Деревня Мостки (жители Василевич, Пицко) строилась на болотистой местности. Отсюда и название. На мой взгляд, первый житель деревни был родом из Стриевки или Озёр, разругался с соседями или родственниками, ушел и построил себе дом в соседнем лесу (болоте). Добраться до него можно было по мосткам.
Первыми жителями Табольской Будки были переселенцы с Таболы (1641).
Удалённые вёски "без сельсовета" всегда были неблагонадежными для любой власти. Здесь устраивали облавы и немцы и "истребки" и любая деревня могла повторить судьбу Шкленска во время войны.