Спасибо всем за советы.
Надо снять калипер (просто открутить от рамы/вилки), открутить винт (или достать шплинт) который держит колодки, и достать колодки. Собирать в обратной последовательности, не перепутав колодки местами)
Снял,пометил белым маркером одну из колодок,открутил,достал.Прокалил на газовой плите по рекомендации одного из продавцов в веломагазине.
Собрал в обратной последовательности. Собственно причина,по которой занялся тормозами:после замены родного,но сломанного при падении переднего гидравлического тормоза на б/ушного донора-колесо с усилием но все же стало прокручиваться при зажатой "в пол",рукоятке тормоза даже не смотря на то,что тормозная жидкость в веломастерской была залита новая и тормоз прокачан.Регулировки/танцы с бубном не помогли.Износ колодок по толщине на первый взгляд вроде как позволяет пока не отбраковывать и не требует срочной замены.

Но при ближайшем рассмотрении не радуют глаз пусть и немногочисленные,но достаточно глубокие рытвины/выработки/сколы

Но вот износ ротора внушает опасения.Риски от колодок уже бросаются в глаза:


на фото плохо видно,в жизни все выглядит намного неприятнее.
В результате всех манипуляций "стоп-кран" на переднем колесе заработал.Был опробован вчера по суху а под вечер и по мокрому.Противный скрип почти пропал даже на мокром роторе.Но вот сомнения остались:может заменить колодки пока диск не сьели ещё больше или не заморачиваться-мол это норма износа при эксплуатации?
ps:видео по разборке/сборке нашёл на ютубе
После просмотра задался вопросом:может действительно проще снять колесо перед заменой колодок дабы не заморачиваться потом рекулировкой,перезатягивая крепежные болты калипера?