Если старт был не удачным. О ранней детской депривации.
Все мамы-в-интернете (да и большинство без интернета) знают, что ребенку важен контакт с мамой, семьей с самых первых минут жизни. О том, как важно быть рядом с малышом с самого начала, приложить его к груди, дать ему тепло, любовь, чувство безопасности пишут в журналах, книгах для родителей, на форумах, этому учат на курсах. Но на курсах не учат, что делать тем мамам, чьи дети сразу после родов попали в реанимацию и провели в больнице по несколько недель, а то и месяцев.
Понятно, что надо лечить, выхаживать, искать лучших специалистов, сцеживать молоко и ждать. Но когда все треволнения, беготня по больницам и ожидание позади и уже достаточно здоровый малыш оказывается дома мама начинает вспоминать о том, чего же она ему недодала за время пребывания в больнице и как же это теперь отразиться на его развитии и психике. Ведь в литературе так подробно и доходчиво описано, почему ребенку с самого рождения надо тесно и неотрывно быть в контакте с мамой, что в сознании автоматически рисуется - если такого контакта не было, то всё, психическая травма на всю жизнь и никакого счастья и гармонии.
Многие вещи по реабилитации ребенка от депривации родители делают интуитивно. Для того что бы окружить малыша заботой и любовью, для того что б понять, что в больнице ему было плохо и постараться «долюбить» его, додать ему тепла, восполнить, для этого не надо знать никаких умных слов, определений, техник. Многие мамы делают это и так, по наитию, следуя чувству. И прекрасно справляются. Но, поскольку у нас тут не кружок сентиментальных вышивальщиц, а блог по психологии я всё таки опишу механику процессов. И начну, конечно, с определений.
p.s. мамы, чьи дети пробыли после рождения в ПИТе или где-то ещё вдали от родителей до 5 непрерывных дней могут смело вторую часть не ждать, т.к. младенчики ваши депривации не испытвали, а только, к общему счастью, фрустрацию, и всё о чём мы будем дальше говорить к ним не относится. Мамы, которые лежали в общих палатах обычных роддомов, т.е. без совместного пребывания с ребенком или мамы после кесарева или кровопотери, за детьми которых ухаживал персонал пока мама приходила в себя – могут тоже не беспокоится. Да быть не с мамой а «где-то» несколько дней неприятно, это огорчает, расстраивает, тревожит, но как только мама оказывается радом всё проходит без следа и последствий.
Депривация [от лат. deprivatio — потеря, лишение] — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
По этиологии депривация делится на абсолютную (объективную) и относительную (субъективную).
Абсолютная депривация — невозможность удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.
Относительная депривация - субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают, должны или могут иметь) и «ценностных возможностей» (блага и условия жизни, которые люди, как представляется, могут получить в реальности).
Выделяют три основных вида депривации (каждый из которых может быть как абсолютным, так и относительным):эмоциональная, сенсорная (депривация потребностей органов чувств, т.н. «депривация впечатлений») исоциальная.
Чем обширнее депривация, тем больше её негативный эффект. Депривация только одной какой-то потребности может быть успешно компенсирована реализацией других. Но чем больше потребностей подвержено депривации – тем хуже состояние. Самая тяжелая для детей форма депривации – социальная и чем младше ребенок, тем тяжелее последствия. Но с другой стороны если говорить о младенцах первых недель жизни, то их нормальная потребность в социуме настолько низка, что это в значительной мере защищает их от негативных воздействия социальной изоляции.
По степени выраженности депривация может быть полной или частичной, а так же скрытой. Но это актуально для более старших детей и для взрослых, по этому подробно рассматривать не будем.
И последнее определение актуальное в нашей теме – фрустрация.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное переживание, обусловленное блокадой тех или иных потребностей, желаний, стремлений. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, в крайнем случае - отчаянии. Эффективность деятельности человека при этом существенно снижается.
От депривации фрустрация отличается тем, что это временное эмоциональное переживание, а не психическое состояние. Оно затрагивает только психические процессы, но не распространяется на соматические и не имеет длительных последствий, характерных для депривации.
Ребенок пристёгнутый в карсит с непривычки переживает фрустрацию из-за ограничения подвижности. Ребенок в распорках для лечения тазобедренного сустава в первые дни переживает фрустрацию, а в дальнейшем – постепенно нарастающую сенсорную депривацию двигательной активности.
Время блокады потребности и её глубина в значительной мере определяют фрустрацию ли испытает человек или переживания переходят в область депривации.
Психические эффекты депривации у взрослых и у детей несколько различны.
Дальше
http://baby-secret-net.livejournal.com/307532.html