Школа и дисциплинаКоторый раз слышу от родителей о том, что в школу они отдают детей, чтобы “научить их дисциплине” или потому что “мы не можем обеспечить нужный уровень организации дома”. Дорогие родители, задумайтесь, пожалуйста, что вы имеете в виду, утверждая, что в школе “приучат к дисциплине”? Приучат работать, невзирая на настроение, здоровье, погоду за окном, в режиме 45/15? Делать уроки под страхом скандала со стороны учителей? Выполнять требования, смысла которых дети не понимают? Что для вас есть эта самая дисциплина и организованность?
Я считаю дисциплиной способность к реализации собственных планов, действовать не рывками, а регулярно и непрерывно в течение длительного времени. Причем важно, что действия эти осуществляются ребенком самостоятельно, без внешнего ежедневного давления в виде проверки домашних заданий, вызовов к доске, звонков на урок и с урока. И именно эту, столь ценную для взрослой жизни разновидность дисциплины школа не только не дает развить, но и, напротив, убивает.
О каком осознанном долгосрочном планировании может идти речь, если за детей решают все, они не могут побыть хозяевами своего времени и занятий даже в течение 45 минут, и у них нет опыта распределения собственной нагрузки хотя бы в рамках недели, я уж не говорю о месяце или годе? Какое может быть целеполагание, если задача учителя, как правило, – “протащить” их через тему, как стадо баранов, а из-за большой нагрузки на классы, вопрос “зачем”, в принципе, не поднимается?
В общем, идея о том, что в школе дети привыкают к дисциплине, представляется мне сомнительной. Скорее, это похоже на прививание привычки отдаваться на волю странных, не всегда приятных людей, выполняя странные, бессмысленные не всегда интересные и приятные действия. Идеальное средство для выращивания рабочих на конвейер и подавления осознанной и целенаправленной деятельности детей в рамках учебного процесса. И на мой взгляд, это не вопрос хорошей или плохой школы, это вопрос системы в целом, сам подход к образованию – порочен. Когда-то это было единственной возможностью, сейчас это не так. Система устарела. Менять ее – дело подвижников, тех, кто чувствует в себе силы и желание заниматься этим нелегким и неблагодарным трудом. Но уж если отдавать в эту систему своего ребенка, то, хотя бы, не питая иллюзий насчет того, что его “научат дисциплине”.

Расскажу о нашем опыте развития дисциплины в отдельно взятом ребенке:
далее
http://www.workingly.ru/?p=505