Контрактная армия: украинский выбор Сейчас основные усилия высшего военного руководства государства в сфере обороны направлены на создание компактных, технологически современных и профессиональных Вооруженных Сил, способных при необходимости предупредить любую агрессию против нашего государства или посягательства на ее территориальную целостность. В этом смысле одним из приоритетов военной реформы остается переход на стопроцентное комплектование Вооруженных Сил военнослужащими службы по контракту. Поэтому ниже мы попытаемся рассмотреть контрактные перспективы украинской армии.

– Наша задача – построить современную профессиональную армию, которая была бы способна выполнить любые задачи по защите Отечества. Сегодня в Вооруженных Силах Украины более 50% – военнослужащие службы по контракту. Переход на контрактную армию на 100 процентов зависит от финансового обеспечения, от бюджета. Убежден, что в ближайшее время украинская армия будет контрактной, – подчеркнул Глава государства.
Кстати, проектом Концепции реформирования и развития Вооруженных Сил до 2017-го года, который передан на утверждение Президенту Украины, предполагается уже в 2014-м приостановить призыв на срочную военную службу и перейти на комплектование армии исключительно контрактниками. Поэтому, по прогнозам высшего военного руководства, в случае подписания Главой государства этого документа, ровно за два года из украинской армии должна уволиться последний срочник.

Что же побуждает к такому решению и ждет на этом пути государство, армию и конкретного человека, который решил соединить свою жизнь с Вооруженными Силами Украины именно на контрактной основе? Ответ на этот вопрос должен дать детальный анализ ситуации. Именно с его помощью можно найти действенные пути для уменьшения количества вызовов при выполнении этой чрезвычайно сложной задачи, которым является полное изменение принципов комплектования армии.
Аналитики Центра исследований армии, конверсии и вооружения объясняют, что переход армии на комплектование по контракту потребует изменения идеологии общения войска и общества.
Найти поддержку в обществе
А значит – должно сопровождаться прозрачностью и пониманием в обществе логики этого процесса, в частности, с учетом национальных особенностей. В то же ремя определенную роль при этом играют местные особенности. Например, в Испании после окончания «холодной войны» численность армии значительно сократилась. И как следствие – у военных появился больший выбор: они могли призывать на службу новобранцев. Критерии, по которым отбирали солдат, оказались предвзятыми и имели не столько объективный, сколько субъективный характер, что в свою очередь привело к массовым протестам и призывов к полной ликвидации системы обязательного призыва.

Создание контрактной армии в странах Центральной и Восточной Европы, в частности, Чехии, Венгрии, Румынии, Словакии и Словении, довольно активно поддержала общественность. Ведь перспективы создания системы коллективной безопасности в рамках НАТО дали возможность этим государствам проводить серьезные сокращения в армии в контексте перехода войска на профессиональную основу.
Украина сейчас не имеет собственного позитивного опыта реализации программы перехода на службу по контракту. Существует мнение, что предыдущие шаги на пути к контрактной армии сформировали в обществе довольно предвзятое отношение к подобным инициативам. Об этом свидетельствует просмотр Государственной программы перехода ВС Украины к комплектованию военнослужащими, которые проходят военную службу по контракту, которая была рассчитана на период до 2015-го года для осуществления в три этапа. Тогда распоряжением Президента Украины Министерству обороны были определены задачи осуществить этот переход до конца 2010-го года.
Такая срочность задачи была подтверждена Перспективным планом основных мероприятий по полному переходу Вооруженных Сил на контрактную службу в 2008-2010-х годах. Он, в частности, предусматривал, что в течение 2008-го года необходимо подобрать 7500 военнослужащих по контракту, для чего, соответственно, нужно было потратить 11,035 млрд гривен бюджетных средств; в 2009-м году – 10500 человек (потребность в средствах составила 18,054 млрд гривен), в 2010-м – 11900 человек (20,581 млрд гривен). Всего в течение трех лет планировалось подобрать 29 900 военнослужащих, на что было потрачено целых 49,67 миллиардов гривен.
Однако де-факто эта программа была провалена. Контрактники сначала шли на военную службу, но затем досрочно увольнялись. К тому же тогдашние руководители оборонного ведомства пытались больше поддерживать политические обещания о дешевой армии, чем учитывали реальность. А значит – выжимали из внутренних резервов все возможное и невозможное...
Сейчас военная служба по контракту в Вооруженных Силах Украины является скорее временно выгодным, чем профессионально привлекательным занятием для молодежи. Так считают военные эксперты. В масштабах общества такую службу пока трудно назвать престижным видом деятельности или занятием, на котором человек мог бы остановить свой окончательный профессиональный выбор. Сейчас контрактник еще не стал воином-профессионалом. Как показывает практика, большинство из них или не хочет подписывать следующий контракт, или занимает выжидательную позицию.
Сложившийся подход к отбору контрактников не позволяет кардинально решить проблему с комплектованием Вооруженных Сил личным составом. При этом контингент контрактников неоднороден как по социальному составу, так и по мотивам и целям прихода на службу. Наблюдается дисбаланс и в социальной структуре этой категории военнослужащих. Так, по данным Центра исследований армии, конверсии и вооружения, по социальному происхождению свыше 60% из них – выходцы из семей рабочих, 18% – государственных служащих, 14% – крестьян, и только 6% – из семей представителей интеллигенции. Такое соотношение красноречиво свидетельствует о недостатках в комплектовании контрактниками подразделений Вооруженных Сил, от которых на современном этапе оптимизации украинского войска следует безотлагательно избавляться.
Трансформация при мотивации
Обратимся и к другим реалиям. Так, основу Вооруженных Сил Украины составляют части, которые комплектуются военнослужащими срочной службы. По мнению начальника Генерального штаба-Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины генерал-полковника Владимира Заманы, короткий срок срочной службы военнослужащего не позволяет, с одной стороны, овладеть военной техникой, а с другой – отработать вопросы взаимодействия на уровне выше, чем взвод, когда речь идет, например, о Сухопутных войсках. Хотя ежегодно на подготовку срочников за самыми нужными военными специальностям тратятся немалые средства. Так, чтобы научить командира танка или БМП, в течение 4-5 месяцев уходит почти 20 тысяч гривен, после чего он служит еще 5-6 месяцев и увольняется в запас. Коэффициент полезного действия от такого обучения близок к нулю, потому что с новым призывом все начинается сначала.
Конечно, такой подход имел бы смысл, если бы Украина продолжала удерживать количественно крупные вооруженные силы мобилизационного типа. Но в условиях, когда трансформация отечественного войска в новую армию европейского типа потребует способности действовать быстро, с применением высокоточного оружия и высокомобильных подразделений, это существенно повышает требования к подготовке каждого военнослужащего. Необходимый уровень подготовки можно обеспечить только в контрактной армии. Поэтому есть необходимость переходить на контрактную систему комплектования, когда молодые люди добровольно идут на службу в Вооруженные Силы Украины. В этом убеждены и аналитики Центра исследований армии, конверсии и вооружения.
Впрочем, анализируя переход отечественного войска в условиях оптимизации на контрактную службу, генерал-полковник Владимир Замана утверждает, что это существенно не увеличит нагрузку на бюджет. Ведь отпадет необходимость в первичной ежегодной подготовке сержантского и рядового состава, сократятся расходы и на питание. По его словам, на питание срочника, например, расходуется 40-42 гривны в сутки, что в месяц составляет примерно 1200 гривен. Другие расходы на срочнника составляют до 2000 гривен. Зато контрактнику государство платит лишь 1600 гривен в месяц.
Вместе согласитесь, за эти средства трудно удержать его в армии. И это хорошо понимают в украинском оборонном ведомстве. Поэтому, чтобы не допустить оттока кадров, в начале 2014-го года постепенно повысится денежное довольствие... Также предполагается, что через пять лет рядовой первого года службы будет получать более пяти с половиной тысяч гривен.
Конечно, для любого человека уровень зарплаты значит много. Но и социальные аспекты контрактной службы играют, как говорят, далеко не последнюю роль. Поэтому понятно, что для реализации долгосрочного проекта, которым, собственно, и является изменение принципов комплектования войска с переходом на профессиональную основу, крайне необходима широкая платформа социальных гарантий. Поэтому сейчас высшим военным руководством рассматриваются другие мотивационные факторы, которые существенно подняли престиж военной службы, в частности, контрактной, – разнообразные поощрения, льготы.
Также, как считают военные эксперты, обязательным условием перехода армии на контракт является внедрение аутсорсинга в вопросах обслуживания и охраны ряда военных объектов, в частности вузов и учебных центров. Ежегодно на это тратят большие средства, которые могут быть направлены на развитие вооружения, решение социальных проблем и т.д..
Впрочем, если обратиться к опыту армий ведущих стран мира по комплектованию вооруженных сил на контрактно-договорной основе и проанализировать первые украинские шаги в этом направлении, можно сделать вывод, что это довольно сложный и многогранный процесс. Он охватывает политические, социально-экономические, финансовые сферы. И на собственном пути к профессиональной армии Украине следует позаимствовать все лучшее из мировой практики.
Андрей Бондаренко, «Народная армия»