2 Shura:
Возникновение верования в бесов.
Древний Восток придавал личный образ множеству темных сил, присутствие которых предполагается за бедами, окружающими человека. Вавилонская религия отличалась сложной демонологией и применением многочисленных заклинаний с целью расколдовать заклятых людей, вещи и места; эти по существу своему магические обряды составляли значительную часть медицины, так как всякая болезнь приписывалась действию какого-либо злого духа.
В начале Ветхого Завета не отрицается наличие и действие существ такого рода. В нем используется
фольклор, к-рый населяет развалины и пустынные местности разнообразным смутным присутствием, вперемежку с дикими зверями: это - волосатые сатиры (Ис 13.21; 34.13 LXX), Лилит, женский демон ночей (34.14)... Им отводятся проклятые места, как Вавилон (13) или земля Едома (34). Обряд очищения предписывает предать демону Азазелю козла, на к-рого возложены грехи Израиля (Лев 16.10). Также и около больного ч-ка создается впечатление, что его окружают и мучают злые силы.
Первоначально такие болезни, как чума (Пс 90.6; Авв 3.5) или горячка (Втор 32.34 Авв 3.5), рассматриваются как Божий бичи: Бог насылает их на виновных людей так же, как насылает злого духа на Саула (1 Цар 16.14 сл,23; 18.10; 19.9) и ангела-губителя на Египет, на Иерусалим или на ассирийское войско (Исх 12.23; 2 Цар 24.16; 4 Цар 19.35).
Но после пленения различение между миром ангельским и миром бесовским становится более ясным. В книге Товита говорится, что человека мучают бесы. (Тов 6.

, а назначение ангелов - с ними бороться (Тов 8.3). Однако, чтобы представить злейшего из них, того, кто убивает,
автор не стесняясь обращается опять к фольклору, на этот раз персидскому, и дает ему имя Асмодея (Тов 3.8; 6.14). Как видим, Ветхий Завет, устанавливающий существование и деятельность злых духов так же твердо, как и ангелов, долгое время имеет лишь довольно неясное представление о их природе и о их отношениях с Богом. Говоря о них, он пользуется стереотипными изображениями.
Между тем постоянным искушением язычников было - стараться умилостивить этих стихийных духов путем поклонения и приношения им жертв, словом, превратить их в богов. Израиль не был огражден от этого искушения. Оставляя своего Создателя, он тоже обращается к «иным богам» (Втор 13.3,7,14), иначе говоря - к бесам (Втор 32.17), доходя до принесения им человеческих жертв (Пс 105.37). Он «блудно ходил» к сатирам (Лев 17.7), водившимся на запретных высотах (2 Пар 11.15). Переводчики Библии на греческий язык систематизировали это демонологическое истолкование идолопоклонства, определенно отожествляя языческих богов с Бесами (Пс 95.5; Вар 4.7), вводя их даже в контекст, где еврейский оригинал о них не говорил (Пс 90.6; Ис 13.21; 65.3). Таким образом бесовский мир становился миром, соперничающим с Богом.
Так что, Shura, не будьте так уверены в своей уверенности.
