Интервью Юрия Гаврилова
Сам себе Аршавин
— Что скажете об Аршавине? Как бы вы оценили его в плане созидающего, конструктивного начала?
— Начать следует с того, что Аршавин не диспетчер в привычном смысле слова — не плеймейкер. Человек находится в свободном полете, его главная задача, как я понимаю, — забивать самому, а не помогать забивать другим. Он, безусловно, лидер «Зенита». Наверное, считает себя лидером и сборной России. Аршавин успел поверить в то, что играет в футбол лучше всех в большой стране. Что индивидуально он сильнее любого защитника, выступающего в чемпионате России. Может быть, это и неплохо, не знаю. Аршавин никого здесь не опасается, понимаете, за исключением, пожалуй, защитников «Спартака» и ЦСКА, к которым он все-таки вынужден относиться с определенной долей почтения. Отсюда и манера: человек позволяет себе лишнее, он не прочь покрасоваться и делает на поле зачастую не то, что нужно команде, а то, чего хочется лично ему. Аршавину ничего не стоит пойти в обыгрыш, когда перед ним три-четыре защитника, — в каждой игре мы такого рода эпизоды наблюдаем.
— Мне кажется, потому и наблюдаем, что эти вещи у него проходят.
— Проходят, но далеко не всегда. Вспомнился вот сейчас мне, к месту или нет, этот... как его? Здоровый такой, в «Динамо» играл… Булыкин! Как он кинулся вдруг в обыгрыш в матче со Швейцарией! Полкоманды накрутил, гол забил и сам больше всех удивился. До сих пор все эту карусель помнят, потому что завершенный эпизод был, самодостаточный. Таково свойство человеческой памяти, в том числе и касательно футбола: в голове остается то, что, как говорится, исполнено. Вот с Аршавиным именно такая ситуация. А те эпизоды, которые он провалил, быстро забываются: недополученные партнерами передачи, обрезанные атаки, немотивированные потери.
— Полагаете, Аршавин может делать для «Зенита» больше, чем делает сегодня?
— Никаких сомнений. Если бы Аршавин играл в унисон с командой, «Зенит» уже сегодня был бы чемпионом. А он в Питере один, он в отрыве. Есть Аршавин — и все остальные. И эти остальные постепенно, на уровне подсознания, привыкают выключаться из игры, как только мяч попадает к Аршавину.
—Конструктор Титов
— А ресурс Титова в «Спартаке»?
— Давайте вспомним третий гол в ворота «Москвы». Титов имел возможность сыграть как угодно, у него было десять верных вариантов для завершения: он мог пустить мяч под вратарем, мимо него, мог пробить верхом, убрать мяч на замахе влево и покатить в пустые ворота. А Титов выбрал единст венный вариант, в котором не было риска для команды: откинул мяч Веллитону, которому даже делать ничего не пришлось, мяч сам в ворота закатился от его бутсы. Титов действовал по игре. Я совсем не уверен, что Аршавин в схожей ситуации сыграл бы так же. Он, скорее всего, решал бы эпизод сам. Хотя тут стоит, конечно, учитывать, что они разноплановые игроки, Титов и Аршавин, я об этом уже говорил. Аршавина по функциям, если сравнивать «Зенит» и «Спартак», я бы, скорее, противопоставил Павлюченко.
— А Титов зато исполняет как раз ту роль, которая лучше всего удавалась в прежние времена вам.
— Егор занимается на поле исключительно конструктивной работой и никогда не тянет одеяло на себя. Он на сто процентов командный игрок, это даже не обсуждается. Причем так всегда было, Титов ведь на протяжении всей карьеры играет в одном и том же амплуа. В отличие от меня, кстати. Мне Бесков нашел место на поле, когда я уже в зрелом возрасте был. А то все маялся: подключишься в атаку — назад не успеваешь, в обороне отработал по-честному — впереди все без тебя решают. Я бегать-то никогда не любил. За всю жизнь ни одного теста не сдал, ни одного норматива не выполнил.
— Кто в «Спартаке» способен, с вашей точки зрения, Титова хотя бы в какой-то мере заменить — Торбинский, Моцарт, Калиниченко?
— Из этих троих — наверное, Моцарт. Он, как и Титов, игрок центральной оси, и с головой у него все в порядке. Другое дело, что Моцарт работает гораздо глубже Титова, он классический «опорник», поэтому тонкая, острая, созидательная игра — все же не его конек.
Дефицит мозгов
— Кого еще, кроме Аршавина с Титовым, вы могли бы причислить к реально творческим натурам, оказ