Вот и уже давно мучаюсь этим вопросом: гиперактивный или просто ре с мотрочиком? Нам три года, не просто активный, ну оооочень активный, не ходит, а бегает, когда засыпает, ворочается, теребит себя за ухо, за руки, двигает ножками, но при этом может полчаса спокойно играть с машинками. Перечитала кучу всего. Поняла, что о гиперактивности можно говорить только к 5-6 годам и таким деткам нужна большая физ нагрузка и занятия с психологом(так мне сказал детский невролог на форуме чадо.ру, поскольку потом в дальнейшем могут возникнуть проблемы с учебой, с поведением). Вот некоторая инфа к сведению(с инэта):
ГИПЕРДИНАМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ
Сегодня одними из самых распространенных жалоб со стороны родителей являются следующие:
- мой ребенок очень подвижный
- он ничему не хочет учиться, слушать, читать книги, заниматься одним делом больше 5 минут
- его практически невозможно удержать на месте
- не слушается и делает все по-своему
- его очень трудно уложить спать, а спит беспокойно
- и другие подобные
Поговорим о гиперкинетическом синдроме, что это за диагноз, откуда берутся его проявления, каковы последствия и что с этим делать?
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Как ставится понятным из вышеуказанных жалоб, дети с диагнозом гипердинамический синдром (или гиперкинетическое расстройство, или нарушение внимания и активности, или гиперактивность):
1. чрезмерно подвижны, им трудно удержаться на месте
2. неусидчивы, они не могут заниматься одним делом (читать, рисовать) больше 5 минут, а постоянно отвлекаются
3. у них нарушено активное внимание из-за чего происходит и частая смена одного вида деятельности на другой.
При этом такие дети практически не реагируют на замечания, что очень злит их родителей и воспитателей.
Важно отметить, что описанные "проблемы" возникают в разных ситуациях, т.е. не только дома, но и в детском саду, на улице, в гостях и т.д.
Также часто встречаются трудности засыпания, безрассудство в ситуациях, представляющих некоторую опасность.
Почему же эти дети ведут себя именно так
ОТКУДА НАРУШЕНИЯ
Начало расстройств в процессе развития таких детей обычно возникает в первые 5 лет жизни. И является следствием повреждения центральной нервной системы в результате воздействия на нее различных вредных факторов во время беременности, родов и в первые 3 года жизни. Острые и хронические заболевания, перенесенные матерью во время беременности и родов, инфекции, тяжелый токсикоз (гестоз) 1 и 2 половин беременности, а также алкоголь, табакокурение и даже психологические стрессы - все это вредные факторы, приводящие к нарушению развития ребенка внутриутробно. Во время родов может произойти повреждение ЦНС в результате механической травмы или гипоксии (недостатка кислорода) по причине слабости родовой деятельности матери, неправильного прохождения ребенка через родовые пути или оперативных родов (кесарево сечение, родовспоможение). У таких детей в амбулаторных картах часто стоит диагноз ППЦНС - перинатальная энцефалопатия (повреждение центральной нервной системы), поставленный неврологом. В первые несколько лет после рождения ребенок беззащитен и легко восприимчив к неблагоприятным факторам (механические травмы, инфекции, неполноценное питание и др.). Тяжесть поражения может быть разной. Легкие нарушения могут исправиться в течение первого года, более выраженные сохраняются и затем могут появиться в виде:
- повышенной возбудимости
- нарушения активности и внимания
- легких неврологических симптомов
- нарушений речи
- трудностей обучения в школе
В трех последних случаях врачи-неврологи ставят диагноз ММД - минимальная мозговая дисфункция.
КАКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Основные проблемы возникают конечно во время школьного обучения - трудности поведения в классе, жалобы от учителей на "грязные" тетради, недовольные родители и как следствие - неуверенные в себе дети.
ПРИНЯТЬ РЕАЛЬНОСТЬ
Не нужно думать, что гипердинамический ребенок - это непослушный, ленивый ребенок, который делает все назло и очень любит подвижные игры. А если он захочет (а точнее его заставить!!!), то он сосредоточится и сможет заниматься так же, как и другие дети. Это заблуждение. Повышенная подвижность, нарушения внимания у ребенка - это не признак здоровья, ил трудного характера - это проявления астении, т.е. слабости, утомляемости центральной нервной системы (церебрастенический синдром). Взрослым бывает трудно это понять, потому что мы знаем, что когда мы утомляемся, то падаем на диван и засыпаем и не любим, когда нас при этом беспокоят. Я всегда говорю родителям гипердинамического ребенка: "Представьте, что у него все наоборот, и вместо того, чтобы лечь спать, ребенок бегает по комнате, хватая одну игрушку за другой, и не реагирует на замечания".
ЧТО ДЕЛАТЬ
Самое главное - запастись большим количеством терпения. Воспитание детей - дело сложное, тем более детей с гиперкинетическим синдромом. Помните, что любовь и понимание - вот Ваши главные козыри. Не стоит требовать от Вашего ребенка того, что нравится Вам и чего он не может Вам дать.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
- Режим дня, составленный с учетом интересов Вашего ребенка и Ваших, поможет настроить его на нужный лад.
- Если Вы решили подготовить ребенка к школе, то делайте это дозировано, т.е. по несколько (до 10) минут в день, постепенно увеличивая время до 25-30 минут.
- Не заставляйте ребенка выполнять задания силой, лучше попробуйте его заинтересовать и подать занятия в игровой форме
- Не делайте ничего только потому, что "так надо". Следите за состоянием ребенка и ПОЛАГАЙТЕСЬ НА ЛИЧНУЮ ИНТУИЦИЮ в воспитательных вопросах!
ЕСЛИ БОЛЬШЕ НЕТ СИЛ
Каждый человек может нуждаться в совете, не нужно этого стыдиться, ведь существуют специалисты в области детского здоровья, психики и воспитания, которые могут помочь. Детский психиатр, психотерапевт обучается 7-8 лет прежде, чем начать работать. Вы можете обратиться на консультацию для того, чтобы:
- Узнать точно есть ли проблемы у Вашего ребенка.
- Что это - "плохое воспитание", трудный характер или заболевание?
- Если это заболевание, то какое и какие методы лечения существуют.
- Узнать прогноз заболевания.
- Обсудить свои личные проблемы, которые возможно препятствуют благоприятному семейному климату.
- Поговорить о себе, своем ребенке, семье, поделиться опасениями, обидами или радостями.
ЧТО ГАРАНТИРУЕТ ВРАЧ ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ?
1. Свое время.
2. Свое внимание.
3. Сопереживание и помощь в диагностике и лечении.
Возможно Вашему ребенку понадобится медикаментозное лечение, которое назначается только врачом. Может потребуются психокоррегирующие (исправляющие психическое состояние) занятия, а может будет достаточно разговора с Вами, обсуждения Вашей личной или семейной проблемы.
Обратитесь к специалисту и будьте уверены, что разговор останется только между Вами.