Публикация из польской газеты «Rzeczpospolita», номер от 20 октября 2000 года. Перевод Дмитрия Зиновьева, создателя первого русскоязычного железнодорожного сайта Parovoz.com.
С 29 октября сего года польская железнодорожная компания PKP планирует пустить прямой поезд из Варшавы в Вильнюс, минуя белорусскую территорию. При этом время в пути увеличится на один час (по сравнению с существующим маршрутом через Кузницу, Гродно, Марцинконис). Ожидается, что открытие нового перехода оживит стагнирующее грузовое и пассажирское железнодорожное сообщение между Польшей и Литвой.
В настоящее время из Варшавы в Вильнюс можно попасть ночным скорым поездом через переход в Кузнице-Бялостоцкой и транзитом через Белоруссию. До настоящего времени это был единственный возможный путь, поскольку только в Кузнице имелось оборудование для замены тележек.
Новый поезд, который пойдёт напрямую через польско-литовскую границу, будет состоять из 4 вагонов: двух спальных и двух купейных. Вагоны будут оборудованы тележками с возможностью автоматического изменения колеи, благодаря которым время прохождения границы уменьшится с двух часов до получаса.
Однако расстояние, которое придется пройти новому поезду, увеличится на 150 километров, а время в пути — на час. Билет тоже подорожает (самый дешёвый будет стоить 98,7 злотых). После изменения маршрута на пути поезда будет всего один пограничный контроль, а не два, как сейчас. Поезд будет останавливаться в Шештокай, Мариямполе, Каунасе и Кайщядорисе.
Комментарий Д.З.: Всё это — чистая политика. Дольше, дороже, но зато ни ногой к Батьке Лукашенко! А Гродно и линия через Поречье после этой пертурбации совсем загнутся. Жаль...
Всё произошло именно так, как предсказывал Зиновьев. Петербурго-Варшавская магистраль на трансграничном участке стала ржаветь и зарастать.
Для поезда нового маршрута в обход Гродно заказали дорогостоящие вагоны с устройством изменения ширины колеи SUW-2000. Это польская разработка, до которой в Европе была только одна система изменения ширины колеи у колёсных пар — испанской компании Talgo. Но билеты оказались слишком дорогими, а число пассажиров — слишком малым. Примерно через год поезд отменили.
На первый взгляд, не видно никакой проблемы в том, чтобы договориться с Беларусью о безвизовом транзите поездов по направлению Вильнюс — Варшава через Гродно. С остановкой только в Гродно у огороженной платформы, или без остановок вовсе — проехать можно меньше чем за час. Но Литва не пыталась даже обсуждать это.
Здравое мнение высказал любитель железных дорог Дмитрий Быстров (
bystrov@pulec.cz) 26 октября 2000 года. Жаль, что власти к нему не прислушались.
Мне кажется, уже давно необходимо межправительственное соглашение Литвы, Белорусии, России и Польши о железнодорожном сообщении в (условно говоря) Неманском регионе.
С Литвой можно было бы, например договориться о взаимном безвизовом транзите, например 6 пар российских поездов в Калининград, и 4 пар поездов на территорию Литвы.
Опыт подобных «коридоров» был в Европе. Например, австрийские поезда Вена — Иннсбрук еще задолго до всех ЕС и «Шенгенов» ходили «из Австрии в Австрию» через территорию Германии.
В Зальцбурге наглухо задраивались двери, поезд шел по территории ФРГ. На австрийской пограничной станции двери снова открывались. При этом ни пограничники, ни таможенники пассажиров не досаждали вообще.
Для Неманского региона могло бы быть следующее решение:
1. Поезда из России и Белоруссии в Калининградскую область (6 пар).
4 пары поездов Москва — Калининград.
поезд Калининград — Санкт-Петербург.
поезд Калининград — Минск с вагонами в города Белоруссии и Украины.
На этих поездах российский контроль мог бы осуществляться в Нестерове при выезде, а при въезде — в Ошмянах или Пыталово. В Литве — единственная остановка в Вильнюсе на специальной платформе. Для желающих выйти/войти — литовский контроль на платформе (как сейчас). Транзит безвизовый.
2. Польско-литовские поезда через Гродно, две пары Вильнюс — Варшава. Контроль — литовский в Марцинконисе, польский — в Кузнице. В Белоруссии — единственная остановка в Гродно в таможенной зоне, за забором. Для желающих выйти/войти — белорусский контроль на платформе. Транзит безвизовый.
3. Поезда из Польши в Литву через Калининградскую область:
поезд Берлин — Гданьск — Калининград — Советск — Рига.
поезд Гдыня — Калининград — Вильнюс.
Контроль — литовский в Кибартай или Пагегяй, польский — в Бранево. В России — единственная остановка в Калининграде (там же смена тележек). Для желающих выйти/войти — российский контроль на платформе. Транзит безвизовый.
Подобная схема отвечала бы интересам всех государств Неманского региона. Упростила бы процедуру пересечения границ и привлекла бы дополнительных пассажиров за счет безвизовости транзита. Осталось «всего ничего» — убедить политиков, что не всё то, что политически целесообразно — экономически выгодно.
Прошло пятнадцать лет, актуальность сказанного не снизилась. Но рельсы продолжают ржаветь.
Добавлено: [time]Втр 13 Июн 2017 13:33:18[/time]
Желающих будет много .
не скажешь, по п/п Привалки, что бы в Литву особо ломился народ.
У нас сейчас же Гродно сделали безвизовой зоной , то вполне думаю было бы отличным шагом запустить поезд который ходил 15 лет назад , Варшава-Вильнюс , или даже Варшава-Петербург . С остановкой в Гродно или вообще без остановок в Беларуси. От этого бы все выиграли на мой взгляд .
Если бы Беларусь пошла на такой шаг , то ЕС вполне было бы по силам восстановить дорогу .