Unforgiven
|
ЕВХАРИСТИЯ (ПРИОБЩЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ)
Евхаристическое приобщение является одним из действий, выявляющих самобытность веры хр-нина, его уверенность в том, что он находится с Господом в таком контакте, близость и реальность к-рого даже невозможно выразить. Этот религиозный опыт сказывается и в словоупотреблении: в ВЗ нет специального термина для его обозначения, а в НЗ греч. слово x[ch959][ch953][ch957][ch969][ch957][ch943][ch945] выражает отношения хр-на с истинным Богом, К-рого открыл Иисус, и отношения хр-н между собой. Искание некоего общения с Божеством свойственно ч-ку. Религия эквивалентна для него стремлению установить связь с Богом, и она часто находит выражение в жертвоприношениях или свящ. трапезах, в к-рых, по его представлению, божество разделяет пищу верных. С другой стороны, общие трапезы у людей служат для закрепления братских и дружеских связей. Только Иисус Христос, наш единственный посредник, может исполнить это желание, хотя ВЗ, до самого воплощения столь ревниво оберегавший границы между Богом и ч-ком, уже предуготовлял его исполнение.
Ветхий Завет
1. Израильский культ отражает потребность вступить в общение с Богом. Это выражается прежде всего в так наз. «мирных жертвах», т.е. жертвах благодарения, при к-рых часть жертвы предоставляется принесшему ее; вкушая ее, он как бы участвует в Божией трапезе. Поэтому во многих переводах Библии эта жертва называется «жертвой приобщения» (ср Лев 3). На самом же деле в ВЗ никогда не говорится о приобщении к Богу, а только о трапезе, принимаемой «перед Богом» (Исх 18.12; ср 24.11). 2. Союз-Завет. - Эта потребность оставалась бы бесплодной мечтой, если бы Бог не предложил Своему народу реальной формы обмена и общности жизни: через Союз-Завет Ягве берет на Себя заботу о существовании Израиля, встает на сторону его интересов (Исх 23.22), желает встречи (Ам 3.2) и стремится привлечь его сердце (Ос 2.16). Этот замысел общения вытекает из Союза-Завета, раскрывается в проявлениях, к-рыми Бог сопровождает Свой почин: в Его долгих беседах с Моисеем (Исх 19.20-25; 24.12-18), в названии «Скинии собрания», где Он встречается с ним (33.7-11). 3. Закон. - Хартия Завета, закон, имеет целью объяснить Израилю волю Божию (Втор 24.18; Лев 19.2). Поэтому быть послушным Закону, сообразовывать свое поведение с Его предписаниями - значит обретать Бога и быть в общении с Ним (Пс 118), а любить Бога и искать Его - значит соблюдать Его заповеди (Втор 10.12 сл). 4. Молитва. - Израильтянин, живущий в верности Союзу-Завету, особенно чувствует близость Бога в двух основных формах молитвы: в непосредственном порыве восхищения и радости при виде дивных дел Божиих, вызывающем благословение, хвалу и благодарение, и в страстной мольбе, жаждущей присутствия Божия (Пс 41.2-5; 62.2-6), - такой встречи, к-рую даже и смерть не может прервать (Пс 15.9; 48.16; 72.24). 5. Общение сердец в народе является плодом Союза-Завета: естественная солидарность в семье, роде, племени становится общностью мысли и жизни в служении Богу - собирателю Израиля. Чтобы быть верным этому спасающему Богу, Израильтянин должен смотреть на своего соплеменника как на своего « брата» (Втор 22.1-4; 23.20) и щедро заботиться о наиболее обездоленных (24.19 слл). В священнических преданиях богослужебное собрание является вместе с тем национальным обществом, идущим к своему, Богом данному, уделу (ср Числ 1.16 слл; 20.6-11; 1 Пар 13.2), - «обществом Ягве» и «всем Израилем» (1 Пар 15.3).
|