sembat
|
Вместилище чужих страстей . Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ Для обычного прохожего архив – тайна за семью печатями. Читая при случае очередную заметку на историческую тему, он и не представляет, сколько было затрачено сил и времени, чтобы вернуть эти несколько мгновений прошлого, вырвать их из забвения. И только хранители, которые оберегают, словно самое дорогое сокровище, увесистые тома архивных дел, знают цену скупой строки историка. Хранительница и ее сокровища Янина Студницкая как раз и была таким Хранителем: пылким и фанатичным, а вокруг нее почти полмиллиона папок с архивными делами, главным образом из фондов бывшего управления Гродненской губернии. Но она не просто берегла эти килограммы бумаги – ведь прошлое еще можно измерить на вес, как это сделали, например, местные торговцы. Они часть документов, оставшихся без надзора, пустили на оберточную бумагу. Кулек для сдобы с фамильными вензелями и автографами венценосных особ в еврейской лавке – такая судьба ждала некоторые из документов губернаторского архива. Студницкая, так же как Элиза Ожешко, как и ее бывший супруг – виленский архивариус Владислав Студницкий, впрочем, как и все ее поколение польских интеллигентов, была последовательным, яростным национальным патриотом и не отступала от своих идеалов ни на шаг. Зимой 1930 года происходит неординарное событие. Советский Союз, выполняя взятые на себя международные обязательства, передает Польше в рамках ревендикции множество культурно-исторических ценностей, в том числе и архивные документы. В февральскую стужу в Гродно прибывает бесценный груз – почти двести пятьдесят ящиков архивных материалов. Уже летом того же года из Ленинграда приходит еще около сорока ящиков – всего почти тридцать тысяч дел: городские и мещанские управы, документация судебных органов самых разных инстанций, материалы статистических комитетов, землеустроительных комиссий и многое другое. Кое-что пришлось собирать по стране, снимая с чердаков, но этот труд не пропал даром. Уже к концу тридцатых годов Гродненский архив вырос почти наполовину и стал третьим в Польше. Тем временем, как замечает историк Я.Е.Милевский, архив оставался все в том же здании в центре Городницы (правда, площадь Тизенгауза в очередной раз сменила свое название). Не хватало не только полок под новые тома документов. В первую очередь не было тех, кто бы смог их правильно рассортировать, заархивировать, расставить, с тем чтобы вдохнуть жизнь в груды мертвой бумаги. Так, в середине 1930-х годов из пятисот обращений в архив только десять были сделаны профессиональными историками, тогда как все остальные касались… имущественных вопросов! Несмотря на безмерные запасы, архив в Гродно оставался в стороне от научной жизни, но этому вскорости суждено было кардинально измениться, и решающую роль сыграла Янина Студницкая. Гродненское историческое общество Среди прочих причин, повлиявших на превращение архива в настоящий культурный центр Гродно, стоит особенно отметить одну. Дело в том, что в это время сгущаются тучи над головой Юзефа Иодковского – директора гродненского музея, человека, который по сути по новому переписал историю Гродно. Формально поводом для этого стали раскопки на Замковой горе, стоившие их инициатору не только карьеры, но и фактически изгнания из города. У Студницкой складывались непростые взаимоотношения с директором музея. Не секрет, что Иодковский достаточно ревниво относился к историческому наследию Гродно и готов был обрушиться с критикой на любого, кто, по его мнению, недостаточно щепетильно отстаивал интересы родного города. Поэтому, когда Студницкая предложила создать на базе архива Государственную историческую библиотеку города Гродно, он одним из первых высказался против. Возможно, не обошлось здесь и без личных интересов, так как в музее, имея богатейшие сборы из библиотеки Пусловских и Красинских, полученные Иодковским, в равной мере с архивом могли претендовать на организацию подобного учреждения. Сыграл свою роль и взаимный антагонизм, который уже давно проявлялся в отношении между этими двумя, без сомнения, выдающимися людьми. То, что для одного стало моментом личной трагедии, для другого, по иронии судьбы, превратилось в расцвет карьеры! В 1935 году Студницкая организует филиал Польского исторического общества, по сути, перехватив многолетнюю инициативу у Иодковского. Уже через год она преступает к созданию исторической библиотеки, которая, по ее замыслу, должна была стать основой для высшего учебного заведения в Гродно. Женская сдержанность Нельзя не отдать должное умению Студницкой продвигать свои идеи в жизнь. В отличие от Иодковского, своей принципиальностью и остротой высказываний настроившего против себя местную элиту, она действовала последовательно, с женской сдержанностью. Все ключевые позиции в новых организациях занимали ведущие фигуры городской жизни – начиная от начальника отделения дефензивы до командующего военным округом (выбор военных на роль ценителей истории так же был неслучаен, учитывая влияние армии в польском обществе в то время). Себе же Янина Студницкая отводила «скромную» роль секретаря Исторического общества и… его главного духовного вдохновителя. Как это часто бывает, огромное количество планов привело к нехватке свободного времени, а были еще преподавательская деятельность, лекторские выступления, участие в общественно-политической жизни, работа над исследованием по истории ВКЛ. Чтобы как-то справиться, Студницкой пришлось обратиться за помощью к матери, жившей вместе с ней. Она иногда подменяла дочь в архиве. Когда в 1938 году мать умирает, Студницкая переживает глубокую личную трагедию. А следом за ней идет новое испытание: арест в 1939 году, высылка в Сибирь, наконец, возвращение. После войны Янина Студницкая работала в знаменитой Курницкой библиотеке. Умерла в 1972 году в одиночестве, дожив до восьмидесяти двух лет, из которых двадцать последних была прикована к постели. В одном из писем, полном печальной самоиронии, она писала: «Чужие руки одевают меня как куклу, сажают, укладывают. Но пока еще голова над этой развалиной держится». Продолжение следует. http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3696:2009-11-04-09-10-02&catid=38&Itemid=100113
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
http://harodnia.com/a206.phpЭкскурсия по городу, которого не было "Предлагаем посетителям нашего сайта ряд материалов известного гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина. Они были напечатаны в гродненской периодике или только частично, или в их издании было вообще отказано (например, оказывается, для «Гродненской правды» персоной нон грата является писатель Алексей Карпюк). Таким образом, зовем вас в путешествие по послевоенному Гродно вместе с Виктором Саяпиным."
|
|
« Последнее редактирование: 12 Ноябрь 2009, 20:53:28 от Der Schatten »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
DEEP
ех. FORUM USER #E46.
Кладоискатели
Репутация: +662/-5
Offline
Пол: 
Сообщений: 6484
2024 год. Да здравствует ХХХ!
|
http://harodnia.com/a206.phpЭкскурсия по городу, которого не было "Предлагаем посетителям нашего сайта ряд материалов известного гродненского историка и краеведа Виктора Саяпина. Они были напечатаны в гродненской периодике или только частично, или в их издании было вообще отказано (например, оказывается, для «Гродненской правды» персоной нон грата является писатель Алексей Карпюк). Таким образом, зовем вас в путешествие по послевоенному Гродно вместе с Виктором Саяпиным." Хорошая подборка! Понравилось читать. Но лучше это читать вечером, вдумчиво, "смакуя", а то днем много драгоценного времени забирает  +1 krossv!
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Главный храм города 11.11.2009 10:58 Виктор САЯПИН На месте скверика на Советской площади 620 лет назад была построена Фара Витовта Есть в Гродно на Советской площади неприметный с виду скверик. Расположен он между Дворцом культуры текстильщиков и Домом профсоюзов. Ведет свою историю с лета 1962 года. Это небольшой отрезок времени в многовековой жизни города. А почему так мало инфы? Газета экономит место ? А вот рисунок зачётный ! http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=category&id=38&layout=blog&Itemid=100113
|
|
« Последнее редактирование: 15 Ноябрь 2009, 22:21:06 от sembat »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Пусть будет и тут эта инфа. Может кому и пригодится. История гродненских мотоциклов “Неман”. Не все знают, но в Гродно в начале прошлого века делали свои велосипеды и мотоциклы, которые пользовались огромным спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название “Неман” и располагалась в доме №20 по нынешней улице Карла Маркса. Велосипедная фабрика была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 30-ых годах XX века, фабрика выпускала швейные машинки и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра - в 1936 году фабрика “Неман” выпустила около 10 000 велосипедов. Гродненцы не изобретали кардинально нового, они просто заимствовали и совершенствовали. В частности гродненские велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками (рама выпускалась под колеса размером 26х2 дюйма, хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии, а ступицы колес закупались у немецкой фирмы “Fichtel & Sachs”.) На фото ниже сфотографирован взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах типа “Неман”. С возникновением моды на малолитражные мотоциклы с объемом двигателя до 100 кубических сантиметров, в Гродно в середине 30-ых годов наладили их производство. Начать решили с выпуска мопедов с немецкими двигателями объемом менее 75 куб.с. За 2 года производства мопедов на фабрике “Неман” был накоплен достаточный опыт для начала выпуска малолитражных мотоциклов. С 1936 года выпускалось три модели с двигателями объемом 98 см3 (3 лошадиные силы), 125 см3 и 150 см3 (5 л.с.). Наибольшей популярностью пользовалась первая модель- мотоцикл оснащался английским двигателем”Villiers and Wolverhampton” и познанскими шинами фирмы “Stomil”. Максимальная скорость мотоцикла составляла 70 км/ч, а расход топлива был минимальным – всего 2,25 литра на 100 километров. При этом повышенная предельная нагрузка позволяла перевозить второго пассажира с помощью дополнительного седла установленного на багажник. Цена мотоцикла составляла 900 злотых. Мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. В 1938 году было изготовлено 166 мотоциклов. План 1939 года предусматривал выпуск 250 мотоциклов с двигателем 98 см3. Но эти планы не были реализованы… Мотоцикл “Niemen 100 DS”. Рама изготовливалась в Гродно, мотоцикл комплектовался немецким двигателем “Sachs” и английской фарой. //Тонина Ольга http://s13.ru/archives/9056
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
DVL
|
Прочитал только что: Представители общественности Гродно призвали министра культуры сохранить район городской застройки конца XIX - первой трети XX века 18 ноября 2009 Марат Горевой, БелаПАН Представители общественности Гродно обратились к министру культуры Павлу Латушко с предложением о сохранении и восстановлении района городской застройки конца XIX - первой трети XX века Новый Свет. В письме среди прочего отмечается, что в течение нескольких последних лет городские власти предлагают идею почти полного сноса района Новый Свет - это около 200 домов в квартале улиц Горского, Островского, 17 сентября, Белинского, Реймонта и Мицкевича. Район планируется застроить трех- и пятиэтажными домами повышенной комфортности. Авторы письма сообщают, что в Новом Свете сохранились деревянные и каменные здания разных архитектурных направлений - русского и польского модерна или необарокко, а также западно-белорусского конструктивизма. Однако этот уникальный градостроительный комплекс, имеющий исключительно богатую историю, который может успешно использоваться для развития туристического бизнеса, не внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь и поэтому не входит в границы исторического центра Гродно. Вот почему общественность предлагает придать статус памятника как наиболее ценной части Нового Света (около 40% площади района), так и отдельным его зданиям, говорится в письме. К нему приложен проект "Гродненский Новый Свет: перспективы реновации и использования", который авторы письма просят довести до сведения Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры. Подписанты просят рассмотреть изложенные предложения на заседании совета с участием авторов проекта, а также содействовать созданию в Гродно общественного совета из представителей Министерства культуры и местной власти, а также жителей города и подписантов письма, который мог бы повлиять на судьбу каждого здания в Новом Свете. Среди подписантов письма - доктора исторических наук Юрий Гордеев и Алесь Смоленчук, кандидаты исторических наук Инна Соркина и Андрей Чернякевич, историки и краеведы Игорь Лапеха, Андрей Вашкевич, Алесь Гостев и Степан Стурейко. http://news.Тут/society/152870.html
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
sembat
|
Интересно, а где был стадион "Локомотив" ?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
На Захарова, где сейчас стадион факультета физической культуры. Это самый старый стадион в городе, построен при поляках.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
Der Schatten
|
История города в кинематографе: сегодня по "Наше кино" в 21.00 будут повторять фильм "Приступить к ликвидации" - картина про бандитов и милицию в только что освобожденном от немцев Гродно. Фильм снят на улицах города где-то в 70-80-е.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
История города в кинематографе: сегодня по "Наше кино" в 21.00 будут повторять фильм "Приступить к ликвидации" - картина про бандитов и милицию в только что освобожденном от немцев Гродно. Фильм снят на улицах города где-то в 70-80-е.
Помню это кино! Жаль, ждёшь виды города - а их так мало! 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Dassin
|
Фильм снят на улицах города где-то в 70-80-е. Фильм снят в начале 80-х. Премьера фильма состоялась в Гродно в кинотеатре Космос, был на ней.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|
sembat
|
"Городница: в тени Цереры " 02.12.2009 10:19 Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ «Задумчивый, серьезный, гордый своим прошлым, – вспоминал его один из гродненцев в 1917 году, когда само здание уже превратилось в груду развалин, – дворец Тизенгауза вовсе не был популярным, и тот, кому не посчастливилось быть высшим царским чиновником, мог лишь издалека сквозь деревья, ограды и парканы приглядываться ему. В 1794–1796 годах во дворце поселился князь Репнин, который не раз принимал тут короля. Здесь жили гродненские губернаторы К.Друцкий-Любецкий, С.Урсун-Немцевич, М.Ботовт-Анджейкович, М.Бобятынский, а в 1831–1835 годах – Михаил Муравьев. В 1869 и 1879 годах останавливался царь Александр II. Находясь на посту гродненского губернатора, отсюда учился править «окраинами и инородцами» известный позже виленский губернатор и товарищ министра внутренних дел фон Вал. Вслед за ним этой науки здесь обучались и другие – Столыпин, борец с террором, «отец русского экономического чуда» или могильщик революции 1905 года, как кому угодно. Добровольский – последний царский министр справедливости, Зейн – главный генерал-губернатор Финляндии… При губернаторе Блоке с разрешения и по предложению хозяина дворца здесь даже прошли переговоры с бастовавшими гимназистами…». И вот сейчас, заключал автор, все это стало пепелищем – печальный итог почти полувековой истории. Ну что ж, он был по-своему прав, разглядывая руины, которые все еще хранили память о былом величии. Нам досталось и того меньше – только тени от деревьев, высаженных вдоль старых фундаментов. Но обо всем по порядку... Вид на дворец Еще во второй половине XVI века сын зодчего из Падуи Андреа Палладио попробовал соединить достижения античной архитектуры с ее рациональным началом и новое эмоциональное восприятие окружающего мира. «Урбанистические находки Палладио, – отмечает гродненский историк архитектуры Т. Малиновская, – его открытая и приветливая архитектура определили развитие европейской архитектуры на несколько столетий вперед». Дворцовый комплекс палладианского типа представлял собой ансамбль, в котором главный корпус соединялся округлыми галереями либо вогнутыми боковыми крыльями с флигелями. По сути, Иоганн Мёзер и Джузеппе Сакко творчески подошли к осмыслению наследия итальянского архитектора. Впрочем, один из авторов с этим категорически не согласен, архитектура, по его мнению, развивалась более сложными путями, чем простое заимствование идеи. Генеральный план Городницы (и площади на которой стоял дворец) разрабатывал архитектор Мёзер. Генеральный план бузусловно определил и планировку дворца. К сожалению, мы практически ничего не знаем об этом архитекторе, ни где и когда он родился и умер, ни как правильно по-немецки пишется его фамилия, ни в самом ли деле его звали Иоганн. В XVIII веке немецкое правописание еще не установилось, а уж польская транскрипция таких фамилий, как Moeser, Mоser, Mejser и так далее, могла приобретать весьма удивительные формы. Некоторые специалисты отождествляют Мёзера с архитектором, который составлял планы Гродно после пожаров 1753 года, но опять же без конкретных доводов. Здесь можно только добавить, что в то время в Гродно еще был жив архитектор по фамилии Мейзер с супругой – автор проекта гродненского кармелитского костела и монастыря. Во всяком случае в 1775 году Мёзер, обиженный невыплатой денег и грубостью А. Тизенгауза, покинул Гродно. Дворец Тизенгауза на Городнице стал ключевым элементом ансамбля главной площади Городницы, ансамбля по планировке барочного, но по архитектуре самого дворца с новыми невиданными в барокко элементами. Автором проекта большинство современных польских и белорусских историков и искусствоведов считают Джузеппе Сакко. При строительстве дворца была использована интересная техника, так называемый «скрытый фахверк» (существующие примеры – Лямус и Дом лесной администрации). Насколько известно одному из авторов, Джузеппе Сакко редко занимался разработкой интерьеров, поэтому он, скорее всего, поручил проект интерьеров архитекторам, которым он доверял после работы над дворцом Хрептовичей в Щорсах под Новогрудком, – Карло Спампани и, возможно, Якобо Габриэли. Почти наверняка нереализованный проект парка при дворце Джузеппе Сакко поручил кому-то из них. Сакко был, в отличие от Мёзера, видной фигурой при дворе Станислава Августа – масон из одной ложи с королем и Тизенгаузом, майор кавалерии, бретёр. Антоний Тизенгауз просто вынужден был с ним считаться, а уж нагрубить наверняка бы побоялся. Дворец был построен на Городнице не ранее 1776 года (причем внутренние работы продолжались до 1784 года) и представлял собой одноэтажное вытянутое здание с боковыми крыльями, концы которых «вырастали» до двух этажей. Кстати, пространственное решение, когда главная с административной точки зрения постройка, дворец, оказалась ниже зданий, игравших второстепенную роль (кадетская школа или тот же музыкальный флигель), более чем примечательно. Особенно наглядно это видно по сравнению с современным зданием облисполкома, значимость которого советские архитекторы хотели подчеркнуть его внушительными размерами. В оформлении дворца присутствовали округлый двухэтажный ризалит, сочетание круглых и прямоугольных оконных проемов и собственно ландшафтный дизайн с элементами парка пейзажного типа. Продолжение следует. http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3839:2009-12-02-08-24-52&catid=38&Itemid=100113 Добавлено: 03 Декабрь 2009, 19:05:40
Сегодня мне посоветовали купить "Советскую Белоруссию". Вот отрывок из статьи про Вольфа Мессинга: 
|
|
« Последнее редактирование: 03 Декабрь 2009, 19:05:42 от sembat »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Городница: в тени Цереры Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ Простые, ритмично повторяющиеся детали архитектуры, замечает Т.Малиновская, были рассчитаны как раз на восприятие их на расстоянии – тогда дворец впечатляет сильнее всего. Можно еще вспомнить про солнечные часы перед главным фасадом – о них на страницах «Вечёрки» шел разговор уже раньше. Правда, у одного из авторов есть определенные сомнения по поводу того, были ли они запроектированы изначально или появились уже после отставки самого Антония Тизенгауза. Впрочем, во внешнем убранстве здания имелась куда более важная деталь, о которой обычно вспоминают как бы погодя, не замечая ее ключевого значения во всей композиции. И это точно были не часы… В самом центре главного фасада на куполе двухэтажного резалита над входом во дворец возносилась скульптура богини Цереры. Как выглядела скульптура и что с ней произошло позже, неизвестно. Из проектных рисунков мы можем почерпнуть лишь общее представление о ней. Но вот вопрос: почему архитекторы выбрали именно это божество для завершения создаваемого образа и был ли это, собственно, их выбор? Чтобы попробовать ответить на него, нужно на секунду отвлечься от Городницы и вспомнить римскую мифологию. Церера – древнеримская богиня, дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует богиня Деметра). Именно с ней связывались возникновение земледелия и введение законов, приобщивших людей к цивилизации. Единственная дочь Цереры – Прозерпина (у греков – Персефона), была отдана замуж за правителя подземного царства Плутона. Ежегодно, расставаясь с дочерью, которая отправляется в мир мертвых, мать тяжело переживает разлуку и радуется, приветствуя ее возвращение. Вместе с Церерой оживает и радуется и вся природа. Это ей Овидий посвятил гимн: Первой Церера кривым сошником целину всколыхнула, Первой земле принесла и плоды, и покорную пищу, Первой Законы дала – все даровала Церера! Будем ее воспевать, только б достойно Богини Песня пропелась! По сути, Церера является древнейшей италийской и римской хтонической богиней жизненных сил земли, произрастания и созревания злаков, материнства и брака, но также и подземного мира, насылавшей на людей безумие (как тут не вспомнить про здание психиатрической лечебницы, которое находилось как раз напротив дворца на Городнице и о котором мы уже писали). Как богиня злаков и урожая, она особенно пользовалась большим почетом среди крестьян, которые устраивали в ее честь специальные праздничные торжества – цереалии, выпадавшие на середину апреля. Другой легендарный поэт – Вергилий – написал: Тот, кто мотыгой дробит нерадивые глыбы, Тот пашне помощник, Он с олимпийских высот Белокурой замечен Церерой. Существует точка зрения, что Церера всегда была богиней плебса и ее культ приобрел еще и политическое значение в эпоху борьбы патрициев и плебеев в Древнем Риме. Правда, это не мешало тем же римлянам считать Цереру ответственной за обучение и взаимоотношение между родителями и детьми, что опять же как нельзя лучше передавало саму идею Городницы. Символы Цереры: серп, вспаханное поле, колосья пшеницы, рог изобилия, поросенок (связь с изобилием), журавль (крики птицы напоминают скорбный плач о дочери), мак – утешитель в горе. Обычно ее изображали прекрасной матроной с фруктами в руках. Вероятно, такой она представлялась и на куполе дворца Тизенгауза. Хотя, возможно, в руках статуи были два факела, с которыми, по легенде, Церера искала свою дочь в подземном царстве. Это тоже символы: один факел означал разум, второй – эмоции. Как видим, перед нами не просто элемент интерьера. Судя по всему, выбор фигуры, венчавшей купол дворца, был глубоко продуман и, скорее всего, принадлежал самому А.Тизенгаузу, а мы можем только догадываться, насколько вызывающе выглядело языческое божество в городе величественных христианских храмов. Вид из дворца Но снова вернемся на Городницу. Внутри дворец был не менее притягателен, чем снаружи. Его стены украшали росписи художников П.Гежидовича и А.Грушецкого, картины и статуи, привезенные из Европы, камины из каррарского мрамора. Слева от главного входа находился большой зал для приемов, справа – жилые покои. В крыльях расположились конторы экономии. Станислав Понятовский, описывая в мемуарах гродненскую резиденцию, скромно замечал, что она занимает территорию, «не меньшую, чем город Вена». Это, конечно, было гиперболой – литературным преувеличением, и все же оставленное нам племянником короля описание дворца не может не впечатлить. «Чтобы дать представление про форму и размеры моего дворца, – писал Станислав Понятовский, – нужно добавить, что на одном уровне и в одном крыле он содержал театр и два больших редутных зала, откуда можно было перейти в библиотеку, а из нее – в жилую часть. Книги находились в закрытых шкафах, поэтому сама библиотека напоминала красивый салон. Около бильярда стояло десять столов для игры в «фараона» и лотереи, основанной на фантах – ее поручали вести одной женщине. Рядом располагались комнаты для гостей и большой бальный зал. Из этих помещений можно было попасть в другие, разных размеров, где одновременно могли сесть за стол семьсот человек. Все было продумано таким образом, чтобы по пути из театра в салон не было ни одной ступеньки. Из описанного плана видно, что три здания, которые включали в себя театр, редутные залы и библиотеку, были соединены между собой и создавали три части. Четвертым был зимний сад, разделенный на климатические зоны, – там всегда цвели цветы. Посередине, в приподнятой части, находились растения, которые более других требовали тепла. Отдельный участок был предназначен для ранних овощей. Это здание было соединено с другим, больших размеров, в котором располагался отдел геометрии и разные хозяйственные учреждения…». «Тяжело себе представить размер этих зданий, – заканчивал свои воспоминания Станислав Понятовский. – В 1830 году, когда пишутся эти строки, они наверняка частично либо полностью превратились в руины». Племянник короля ошибался… http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3878:2009-12-09-09-16-54&catid=38&Itemid=100113
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
sembat
|
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Дворец Радзивиллов Виктор САЯПИН Более двухсот лет он находился на рыночной площади, нынешней Советской Дворец, о котором пойдет речь, находился в центре Гродно на площади Рынок – нынешней Советской. Огромный дворцовый комплекс Радзивиллов занимал всю южную сторону площади. Радзивиллы – древний белорусский княжеский род. О его происхождении существует несколько легенд, но наиболее достоверной является версия происхождения из боярской среды. Как известно, Радзивиллы имели дворцы во многих городах Великого княжества Литовского. Гродненский дворец менее изу-чен и не так знаменит, как, к примеру, Несвижский. Первым, кто сделал подробное описание планов дворца и его интерьеров, был польский профессор Ежи Ковальчик. Изучением занимались наши современники Юрий Гордеев и Ольга Баженова. Исследователи в первую очередь руководствовались инвентарями 1683, 1691, 1749 и 1767 годов. Как выглядел дворец в XVIII веке достоверно неизвестно. Сохранившиеся фотографии дают нам представление о здании конца XIX в. – начала XX в. История возникновения комплекса такова. Во второй половине XVIIв. – первой половине XVIII в. во времена Кароля Станислава Радзивилла сложилась громадная юридика в южной части площади Рынок, состоявшая из приобретенных участков Воловичей, Сангушек, Массальских и затем Сапег. Могучая «Рыбонька» Кароль Станислав Радзивилл, канцлер ВКЛ, родился 27 ноября 1669 г. в Кракове. Жена – Анна Катерина Радзивилл – родилась в 1676 г. в семье Иеронима Сангушко и Констанции Сапеги. 6 марта 1691 г. в Вильно обвенчалась с Каролем Станиславом Радзивиллом. В браке у них родилось 7 детей, в том числе и Михаил Казимир, по прозвищу «Рыбонька». Анна Катерина славилась своим деспотичным характером и была известна как одна из создательниц огромного состояния. На купленном в 1717 г. участке уже к 1726 г. она построила новый деревянный дворец. А две каменицы на южной стороне стали собственностью Радзивиллов только во второй четверти XVIII в. Сын Анны Катерины и Кароля Станислава IX, Несвижский ординат Михаил Казимир Радзивилл купил в 1738 г. за 17 тысяч злотых угловую двухэтажную каменицу у Михаила Массальского. Не совсем понятно, с какого времени к Михаилу Казимиру пристало прозвище «Рыбонька». Возможно, так его в детстве называли родители, а позднее он стал так обращаться к своим собеседникам. Странным образом сочетались его прозвище и важнейшие государственные должности, которые он занимал, – маршалка надворного ВКЛ, каштеляна и воеводы виленского, гетмана великого ВКЛ. Родился он в городе Олыка, детство прошло на Поморье, образование получил домашнее. В 1721 г. Михаил Казимир отправляется в длительное путешествие по странам Западной Европы, продолжая свое образование. Три года спустя он возвращается в родовое гнездо Радзивиллов – Несвиж, начинает восстанавливать его после разрушений, нанесенных шведами. После приобретения у Массальского первого углового дворца на площади Рынок в 1738г. Михаил Казимир Радзивилл энергично взялся за его основательную перестройку и расширение. Уже в августе 1738 г. архитектор Доминик Фонтана прислал из Гродно «Рыбоньке» эскизный план и чертеж дворца с мезонином со стороны Рынка. Строительные работы в соответствии с представленным проектом производил штатный архитектор «Рыбоньки» Августин Рошкович. На строительство гродненского дворца в 1741-1744 годах. Рашкович получил 41 258 злотых. К работе было привлечено большое количество мастеров и художников. В 1744 г. за украшение интерьеров дворца взялся придворный художник «Рыбоньки» Ксаверий Доминик Геский из Несвижа. Как выглядел дворец Принято считать временем окончания строительных работ в Гродненском дворце Радзивиллов 1744 год. Детальные инвентари, сделанные в 1744, 1749, 1761 и 1767 годах, позволили донести до нас все его великолепие. Главный корпус дворца выходил на площадь Рынок и полностью занимал его южную сторону. К нему примыкало боковое здание, ориентированное вдоль ул. Бернардинской. Стены были выкрашены в серый и телесный цвета, с преобладанием последнего, орнаменты, обрамляющие окна, в серый цвет, имитирующий камень. Крыша дворца была сделана «олендерско маниро» – в виде мансарды. Главный фасад, акцентированный центральным ризалитом с брамой, был украшен гербами Радзивиллов и Вишневецких, а также резьбой. Сквозной арочный проезд устроили между тремя парами квадратных колонн по бокам.Главная лестница, расположенная с левой стороны от арки, вела в представительские залы в главном здании дворца, выходящем на Рынок, и в апартаменты с капличкой и канцелярией гетмана в крыле дворца со стороны ул. Бернардинской. В здании также находились кабинеты, спальни, несколько приемных, комнаты для гостей, обеденный зал. Большой представительский зал, именуемый «Портретным», находился на втором этаже. Туда вела главная, пышно украшенная лестница. Стены лестничного марша были покрыты полихромной живописью в технике «альфреско», имели оригинальные орнаменты, расписанные Геским. Окна зала располагались в два ряда: внизу большие, поменьше – вверху. Хоры для капеллы над каминами указывали на то, что это зал для балов. Стены его украшали колонны и скульптуры, между ними резные фигуры, орнаментальные украшения и рисованные ландшафты. На расписанных колоннах резные жирандоли на пять свечей. Интерьер зала украшали также канделябры и свисавшие с потолка 16 белых люстр. По предположению некоторых исследователей, четыре резных деревянных подсвечника из дворца Радзивиллов сохранились в интерьерах костела Обретения Святого Креста в Гродно. Камин и печи Камины и печи из кафеля были различных цветов и форм: белые с золотистым орнаментом, зеленые, цвета мрамора. Их украшали резные орлы гербов рода Радзивиллов. Новшеством в жилых помещениях дворца были саксонские фарфоровые печки на четырех каменных ножках в виде столбиков. Кованые детали дверей были английской работы. Кафель и красивые люстры происходили из Радзивилловских мануфактур. Над каминами висели портреты королей и вельмож Речи Посполитой. В столовой над камином – портрет короля, а в кабинете на втором этаже – портрет королевы. Всего в большом зале дворца было 25 больших портретов королей, 18 портретов размерами поменьше и в других залах дворца еще 23 портрета. Кроме этого, в комнатах дворца висело не менее 20 «ландшафтов» на религиозную, мифологическую и охотничью тематику. Продолжение следует… http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3959:2009-12-23-08-28-42&catid=38&Itemid=100113
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
интересно.. когда грохнули чела, в подвале. на месте перехода к Батории... кости которого мы на раскопках дворца нашли...
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
интересно.. когда грохнули чела, в подвале. на месте перехода к Батории... кости которого мы на раскопках дворца нашли...
А на экспертизу, что не забирали ? Когда от Приорбанка расчищали новую дорогу, на месте огородов, знакомый там жил, и он же нашёл много костей. Сразу же приехали криминалисты и определили, что остатки с 20-х, вроде, но очень старые. Но их так все и не достали. Оказывается это никому не нужно. Вот уложиться в срок со строительством новой дороги - это да!
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
а кому нада экспертиза? кто ее оплатит? сложили в коробку и все... да и глубина более 3 метров.. у приорбанка я тоже с криминалистами был... большую берцовую взяли с собой и все... никому результаты не нужны. нужна дорога. по косвенным данным, это поляки с 39 года были.. мне лично житель этого дома говорил, в котором с детства вырос. там они в склоне и остались оба по сей день...
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
sembat
|
Вот почему так наши власти относятся к истории? Всё, что относится к ВОВ - это история! Все останки торжественно перезахоранивают... А всё, что было ранее(ПМВ и т.д.) - это уже не история ! Но это же наши деды и прадеды! И они тоже сложили свои головы защищая наш Гродненский край ! Без них, не было бы и нас! Почему же такое выборочное отношение к останкам военных, погибшим до ВОВ ? Да даже немцы захоронили всех погибших русских солдат при обороне Гродненской крепости в ПМВ ! Хотя казалось бы какое им дело до трупов врагов. 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Almer
|
1. опасность развития холеры 2. местного населения, которое можно было согнать что бы захоронить такое количество трупов, зачастую в районе Гродно небыло...очень много уехали в эвакуацию. ну и уважение к павшим... мертвые все равны.. еще не было идеологической ненависти подкрепленной террором населения... благодаря которому русские бульдозерами ровняли кладбища во второй мв.
|
|
|
Записан
|
Наш чалавек паверыць у Страшны Суд толькі калі анёлы Божыя прыкладамі выб'юць яму дзьверы.
|
|
|
|
sembat
|
Читать всем: Спасут ли народные избранники шедевр гродненской архитектуры? http://harodnia.com/a213.phpКороткая история дома купца Крейцера (Социалистическая 44) Пабудаваны у пачатку XX ст. Выключна цікавы прыклад мадэрну. Згодна Т. Маліноўскай, пляц, на якім знаходзіцца дом, быў незабудаваным да 30-х гадоў ХІХ ст., калі тут на пацесіі брыгітак узнікае драўляны будынак. Праўда, ужо на 1860-я г. на гарадскіх мапах яго не бачна. Вядома, гэтак сама, што дадзеная чатка горада моцна пацярпела пад час пажара 1885 г., а аднаўленне старой забудовы і з’яўленне новай распачалося толькі на прыканцы стагоддзя. Прыкладна тады – на мяжы ХІХ ды ХХ ст. гэты пляц і набывае шляхціц, купец 2-ой гільдыі Уладзімір Мікалаевіч Крэйцэр (тагачасны адрас – Гарохавая № 3). У 1910 г. сядзіба купца Уладзіміра Крэйцара складалася з новага двухпавярховага з мезанінам мураванага дома, пакрытага бляхай, аднапавярховага з мезанінам флігеля, хлява і саду. На першым паверсе дома ў трох пакоях месціўся магазін домаўладальніка, у мезаніне быў склад, які займаў два пакоі. Іншыя памяшканні займала кватэра домаўладальніка з лазенкай, трыма гаўбцамі і верандай.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Читать всем: Спасут ли народные избранники шедевр гродненской архитектуры?http://harodnia.com/a213.php Вот и само заседание: http://harodnia.com/a214.php
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Дворец Радзивиллов Виктор САЯПИН Портрет Сапеги кисти Лампи оценили в один рубль... Окончание. Начало - выше. Сюжеты «ландшафтов» Гродненского дворца были разнообразны: «Охота на уток с собаками», «Ландшафт, представляющий львов», «Овчарки, погоняющие овец», «Страусы», «Охотник, стреляющий в медведя», «Спасение Энеем из Троянского огня отца своего», «Пастушка и пастух», «Охота на кабана», «Жена Потифара, срывающая одежды с Иосифа», «Неизвестный дикий зверь», «Лев, пожирающий коня», «Цветы в вазах», «Оружие», «Щиты и оружие». Какими были интерьеры Стены комнат и залы второго, парадного этажа дворца, расположенные справа и слева от главного двухсветового зала, были обиты полотняными шпалерами (как указано в инвентаре, «плотяными» обоями). Помещения первого этажа были скромнее. Стены не задрапированы тканями, а украшены фресками на штукатурке. Цвет стен красный и серый, кафельные печи – белого и зеленого цветов. В 1751 году «Рыбонька» купил у наследников Казимира Леона Сапеги соседний трехэтажный дворец за 55 тысяч злотых. После этого два соседних каменных дворца и один деревянный, старый двор с находившимися на нем хозяйственными постройками образовали единый большой дворцовый комплекс Радзивиллов. Как отмечал Шлемюллер в 1752 году, дворец Радзивиллов – это «обширный симметричный, хороший дом, одна сторона которого выходила на Рынок. Залы и палаты большие… Примыкает к нему большая площадь с деревянными постройками, в которых обычно размещалась большая свита княжеская и военная стража». Добавим, что конюшни во дворе рассчитаны были на содержание 50 коней. Следующим владельцем дворца стал X несвижский ординат Кароль Станислав Радзивилл. Родился он 27 февраля 1734 года в Несвиже. Его родители – Михаил Казимир «Рыбонька» и Уршула Франтишка Вишневецкая. Известен под псевдонимом «Пане Коханку», данным ему за любимое выражение, с которым он обращался к своим собеседникам, и для отличия от своего деда – Кароля Станислава Радзивилла. След Радзивилла Князь Радзивилл занимал различные должности в Речи Посполитой. С 1752 года он был мечником ВКЛ, с 1755 – старостой львовским, в 1762 стал воеводой виленским. По политическим мотивам несколько лет находился в эмиграции. В Дрездене он узнал о том, что Сейм лишил его должности воеводы и наложил секвестр на его собственность. Благодаря стараниям российского посла Николая Репнина в 1766 году возвратился на родину, и после принесения присяги королю Станиславу Августу Понятовскому ему были возвращены все государственные должности. После этого осел в фамильной резиденции в Несвиже, занялся украшением и организацией пышных балов и приемов. Самым известным был прием, устроенный в честь Станислава Августа Понятовского в 1785 году. Гродненский дворец во времена правления Станислава Августа Понятовского также славился тем, что в нем проводились приемы и балы. Кароль Станислав Радзивилл был самым могущественным магнатом Речи Посполитой второй половины XVIII в. и одним из самых богатых представителей аристократии Европы. Его состояние складывалось из 16 городов, 638 сел и 25 войтовств. С одной стороны его представляли как выпивоху и гуляку, с другой – как пример шляхетности и патриотизма. Князь был известен своими невероятными историями и славился эксцентричными выходками. Однажды летом он захотел покататься на санях. Для этого приказал посыпать сахаром двор Несвижского замка. А одним из его любимых развлечений было следующее: он платил сельчанам за то, чтобы те влезали на деревья и куковали, а сам брал ружье и стрелял им в зад перцем. При жизни Кароля Станислава «Пане Коханку» произошли значительные разрушения дворца во времена событий Барской конфедерации. Крыша частично разрушилась, стены от самого низа и до верха потрескались, комнаты и залы пришли в упадок. Умер «Пане Коханку» в Бяла-Подлясской 21 ноября 1790 года. После смерти Кароля Станислава в самом конце XVIII в. владельцем Гродненского дворца был Доминик Радзивилл. Куда вывезли ценности Первые десятилетия XIXв. стали годами полного упадка и уничтожения былого великолепия дворца. По одной из версий в 1832г. в Петербург из дворца были вывезены огромные ценности, реквизированные у участника восстания 1830-31 годов Ефстафия Сапеги, который отклонил предложение Николая I взамен верноподданнической присяги получить конфискованные музейные сборы, библиотеку и архивы. В 25 больших упаковках находились привезенные в Петербург картины, мозаики, гравюры и книги. 17 декабря 1832 г. Николай I после осмотра всех вывезенных предметов, приказал часть оставить в Эрмитаже, часть передать Академии художеств и Дирекции театров, а книги – в Публичную библиотеку. Собрание портретов и сафьяновый портфель с навесным секретным замком он приказал передать в кладовые Эрмитажа. Надо полагать, что в портфеле находились драгоценности. Галерея из 95 портретов составляла довольно интересное собрание изображений королей польских и великих князей ВКЛ, князей Сапегов, Массальских, вельмож Речи Посполитой. Среди них были и полотна кисти Лебруна и Лампи. Портреты недолго оставались в запасниках Эрмитажа. Вскоре был отдан приказ об их распродаже и уничтожении. К примеру, портрет князя Сапеги кисти Лампи был оценен в 1 рубль, другой портрет – в 25 копеек, портрет княжны Сапега кисти Лебруна – в 5 рублей, 23 работы сожгли. Остальные частично продали на рынке, а часть была возвращена семье после длительных переговоров. После Первой мировой войны владельцем изменившегося до неузнаваемости дворца стал Иосель Морголис. Он предоставил помещения второго этажа клубам «Муза» и «Маккаби». Все помещения первого этажа были приспособлены под магазины и лавки гродненских торговцев. В годы Второй мировой войны дворец значительно пострадал и во второй половине сороковых годов XX века его остатки были полностью разобраны. На месте, расчищенном от завалов, вскоре был разбит центральный сквер, огороженный бетонной балюстрадой. Ее отрезок, выходивший на площадь, практически совпадал с северной границей дворца. Летом 2005 г. во время работ по реконструкции Советской площади были открыты фундаменты дворца. В заключение заметим, что это не единственный дворец Радзивиллов в Гродно, был еще и второй – за Неманом. Историк архитектуры Игорь Трусов высказывает предположение, что этот дворец находился между железнодорожным мостом и Румлево. http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3983:2009-12-30-07-43-01&catid=38&Itemid=100113 Добавлено: 01 Январь 2010, 11:09:17
Старый «Гродно» переиздали Впервые за восемьдесят лет издана книга основателя гродненского краеведческого музея Юзефа Йодковского «Гродно». Текст на польском языке, иллюстрированный старинными фотографиями, занял чуть больше ста страниц. Книга вышла ограниченным тиражом, поэтому, возможно, вскоре тоже станет раритетом. По словам главного редактора издательства «Ламарк» Сергея Лаврова, в сочинении непредвзятый взгляд автора на историю развития Гродно. Купить книгу можно либо в издательстве, либо в магазине при Фарном костеле. Книга открыла серию «Гродненская старина», в которой планируется издание произведений незнакомых или полузабытых авторов. http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=3980:-lr-&catid=33&Itemid=100105
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
|
|