В 62 года его можно назвать самым перспективным британским менеджером. За ним охотится "Ливерпуль", его называют самым вероятным преемником Фабио Капелло на посту наставника сборной Англии. Удивительно, но Англия только сейчас, когда Рой Ходжсон возглавил скромный "Фулхэм" открыла для себя его многогранный талант, который по достоинству ценится в Европе уже на протяжении двух десятков лет.
Рой Ходжсон не был выдающимся игроком. Собственно, он играл на таком уровне ("Кристал Пэлас", "Тонбридж", "Грейвсенд" (нынешний "Грейс Атлетик"), "Мейдстоун Юнайтед"), что Ходжсона-игрока можно вообще не воспринимать серьезно. Но не станем так делать, ведь именно в "Мэйдстоуне" Рой откопал Криса Смоллинга, которого уже успел купить за 8 миллионов фунтов "Манчестер Юнайтед", а один из самых талантливых игроков, игравших под руководством Ходжсона – Джимми Буллард, начинал свое восхождение в "Грейс Атлетик". То есть и там, в глубокой трясине, есть добротные игроки, одним из которых, возможно, и был Рой Ходжсон.
В 70-80-е года минувшего столетия английские футболисты и тренеры были желанными гостями в Швеции. Собственно, они и сейчас там без проблем найдут себе работу, но в те времена в Скандинавии платили очень солидные деньги даже не самым известным игрокам. Стоит сказать, что Винни Джонс и Тедди Шерингем ездили на пару лет в Швецию подзаработать еще в совсем юном возрасте. А Рой Ходжсон начинал там свою тренерскую карьеру.
"Иногда возможность выбора – это зло. Когда я пришел в "Хальмстад" в 29 лет у меня не было выбора, ибо меня, без связей и имени, неизвестного никому игрока никуда больше не взяли бы. Это не был выбор между "Арсеналом" и "Бирмингемом". Это был выбор между тем, оставаться в футболе или нет, что для меня является вопросом с заранее известным ответом", - вспоминает Ходжсон начало своей тренерской карьеры.
"Хальмстад" он превратил из борца за выживание в чемпиона (1976), а когда, повторив свое достижение (1979), вернулся в Англию ("Бристоль Сити"), то здесь его поджидала неудача – у "малиновок" возникли серьезные финансовые проблемы, и Ходжсону пришлось вернуться в Швецию. Транзитом через "Эребру" он оказался в "Мальме", где и стал самым успешным менеджером в истории клуба. Фактически в конце 80-х не было в Швеции команды сильнее "Мальме" и то, что Ходжсон выиграл чемпионство с этой командой только дважды, скорее дань идиотскому регламенту соревнований.
"Пять раз мы заканчивали чемпионат на первом месте с "Мальме", но чемпионами стали лишь дважды. Они постоянно меняли правила проведения соревнований, а когда ввели систему плей-офф, мы были не готовы – во время этих поединков, как раз, выступали в еврокубках, и мы не могли полностью выкладываться на внутренней арене. Но не только это. Один раз мы проиграли из-за правила мяча, забитого на выезде, через год благодаря ему мы могли победить, но правило уже не действовало! Проиграли по пенальти".
Интересно, что сразу же после того, как Ходжсон перебрался в Швейцарию (возглавил "Ксамакс") в Швеции началась эра непобедимого "Гетеборга". Ну а для Швейцарии пришло время возвращаться в большой футбол. Роль Ходжсона, вскоре возглавившего сборную страны банков и шоколада, в развитии швейцарского футбола трудно переоценить – именно при нем "свиссы" впервые после длительного перерыва попали на чемпионат мира (1994), а затем пробрались и на Евро-96. Кубилай Тюркильмаз, Ален Суттер, Марко Пасколо, Чириако Сфорца, Стефан Шапюиза, Адриан Кнупп – вот звезды той команды, удивившей весь футбольный мир.
В Англии на Евро-96 швейцарцы в отличие от американского мундиаля из группы не вышли. Возможно, как раз потому, что с ними не было Ходжсона, сорвавшегося с насиженного места ради работы в "Интере". В Италии у Роя не заладилось – позже он снова возвращался в "Интер", работал в "Удинезе", но его воспринимали здесь только как кризисного менеджера, которого звали, когда возникали проблемы. Возможно причина того, что на Аппенинах Ходжсон не добился больших успехов, кроется в манере его работы.
Рой - сторонник жесткой дисциплины, он предпочитает держать игроков на почтенном расстоянии, но тем не менее никогда не имел проблем ни с кем (вообще скандал и Рой Ходжсон это почти антонимы). Просто он уже на стадии подбора игроков в свою команду отсеивал неблагонадежных и капризных, оставляя только настоящих профи - может быть, не таких талантливых, но готовых выполнять его указания без лишних сантиментов. Именно потому Ходжсон очень любит скандинавских игроков, американцев, швейцарцев и вообще представителей северных народов. "С шведами легко – они считают, что если ты тренер, то уж точно знаешь побольше игрока и чему-то можешь научить", - вот объяснение позиции Ходжсона.
Хотя заносила его нелегкая и в такой экзотический футбольный край как Обьединенные Арабские Эмираты, но все же большая часть тренерской карьеры Ходжсона это Скандинавия и Швейцария. Он создал единственную сборную Финляндии, которая реально претендовала на попадание на большой турнир, неплохо руководил норвежским "Викингом" (в Кубке УЕФА выбили "Аустрию" и победили "Монако") и датским "Копенгагеном" (чемпионство и кубок страны), но всегда мечтал добиться успеха на Родине, где его до поры до времени не воспринимали всерьез.
Вторая его попытка зарекомендовать себя в Англии (после короткого периода в "Бристоль Сити") начиналась очень удачно. "Блэкберн Роверс" Джека Уокера, только недавно сенсационно выигравший чемпионство в 1995 году, нуждался в реанимации после недолгого периода правления Рея Харфорда (добротного помощника главного тренера, но неудачливого менеджера). Рой, который не мог отказать умирающему от рака Уокеру, сердце которого было разделено на две бело-синие части по примеру футболки любимого клуба, в первом сезоне 1997/98 вывел "Блэкберн" в еврокубки с 6-го места, но затем стал жертвой собственного мастерства. Та же команда, потеряв трех ключевых игроков (Саттон, Хендри, Галлахер), оказалась в новом сезоне в зоне вылета, и виноватым оказался Ходжсон, который еще недавно выжимал из среднего состава максимум.
Третья попытка оказалась намного успешнее, о чем уже можно судить наверняка. Прошлый сезон стал самым успешным в истории премьерлиговского "Фулхэма", недавний матч с "Ювентусом" - самой великой игрой на "Крэйвен Коттадж", гол Клинта Демпси – голом на все века. Мохаммед Аль-Файед долго искал нужного человека для своей команды. Он не жалел денег для Лори Санчеса, времени – для Криса Коулмэна, но только после приглашения Роя Ходжсона стал получать реальные дивиденды от своей команды.
Начнем с того, что все команды Ходжсона играют в хороший футбол. Для Ходжсона "хороший футбол" это аксиома, которой он придерживается вот уже тридцать с лишком лет. То есть его команда никогда не выйдет на поле для того, чтобы удерживать счет, отбиваться, ломать чужую игру. Даже когда в конце минувшего года "Фулхэм" разгромил "Манчестер Юнайтед" он просто играл в свой футбол, основанный на контроле мяча, грамотной и простой игре в обороне и работе трудолюбивых форвардов.
В командах Ходжсона нет звезд, зато его команды сами по себе очень часто получают эпитет "команда-звезда". Именно такая команда недавно смогла совершить подвиг, отыграв три мяча форы у "Ювентуса" по ходу матча и добив его чудо-голом, не просто победив именитого соперника, но и переиграв его по всем статьям.
Сейчас его называют "Настоящим Особенным" и говорят о том, что Ходжсон не дал сполна погреться в лучах славы самопровозглашенному "Special One" после победы его "Интера" над "Челси", уже в четверг поставив на уши всю Британию. Сейчас в число симпатизирующих "Фулхэму" можно смело записывать каждого второго футбольного болельщика не только Британии (если он разве что не фан "Челси" и "КПР", да и то - перед вечными ценностями преклоняются все), но и футбольного мира. Рой сделал для "Крэйвен Коттадж" и своей команды умопомрачительную рекламу, фактически не стремясь к этому, и при этом сам стал претендентом номер 1 на любой вакантный тренерский пост на островах.
И даже на тот пост, который может стать вакантным. Речь идет, конечно же, о должности менеджера сборной Англии, которую сейчас занимает Фабио Капелло. Ходжсон говорит о том, что это единственная работа, которая заставит его уйти из "Фулхэма", а аналитики и специалисты считают, сколько могла бы сэкономить FA, если бы в свое время не предпочла этому специалисту итальянского топ-менеджера. Хотя лучше бы посчитать, насколько больше было бы шансов у англичан на повторение успеха 1966 года, если бы их на мировые первенсва возили не Кевин Киган и Свен Йоран Эрикссон, а Рой Ходжсон, числившийся в кандидатах на желанный для любого английского тренера пост еще с начала 90-х.
Краеугольным камнем тренерской философии Роя Ходжсона является организация дела. В его команде каждый знает свой маневр, а свое мнение могут высказывать только пара-тройка лидеров. Ходжсон по-настоящему ценит только дисциплинированных игроков, но в его командах всегда есть место нестандартным талантам (Клинт Демпси – хороший пример). Он уверен в том, что намного проще научить игрока тактике и подтянуть технику, чем откопать характер там, где его нет. Потому и безмерно ценит игроков может не самых техничных, но упертых и работоспособных.
Таких как Бобби Замора, которого далеко не сразу приняли на "Крэйвен Коттадж" и который далеко не всегда забивает едва ли не в каждом матче. В свое время Бобби понадобилась поддержка, и Рой Ходжсон подставил ему плечо. Теперь Бобби Замора и "Фулхэм" - почти синонимы. Ходжсон умеет раскрывать самые скрытые таланты, перевоспитывать игроков, реанимировать ветеранов, находить талантливых молодых игроков.
Того же Хангеланда можно было бы назвать медлительным и неповоротливым, но Ходжсон увидел в нем игрока с отличным выбором позиции. Замора при всей своей мнительности обладает железной волей и характером. У Шварцера, который напомним, достался Ходжсону бесплатно, открылось второе дыхание. Данни Мерфи и Дамьен Дафф вернулись на свой высокий уровень после неудачного периода в карьере. А такого игрока как Крис Смоллинг Ходжсон откопал в любительском футболе, выпустил пару раз в основе и продал за 8 миллионов сэру Алексу Фергюсону, который теперь будет учить его играть в футбол.
Ходжсон – это клад, который лежал совсем рядом с английским футболом, но протянуть руку и взять его смог только Мохамед Аль-Файед. Сейчас, когда Рою уже 62 года, им восхищаются, его сватают в "Ливерпуль" и в сборную, но скажите – неужели он был другим, когда чиновники из FA, поддавшись на самобичевание английской прессы, заученно твердившей "у нас нет своих тренеров", раз за разом выбирали кого-то другого для главной футбольной работы на Туманном Альбионе? Риторический вопрос.
Рой Ходжсон – удивительный специалист, который впитал в себя все то лучшее, что есть в европейском футболе, но при этом остался классическим британским менеджером, представителем старой доброй "Олд Скул". Простой и в то же время парадоксальный, как и его команда.
Сергей Бабарика