Бывший
|
Собственно говоря, на Украине мы видим глобальную деструкцию. Религиозный мир, мир церкви более чувствителен ко всем социальным, культурным и политическим реалиям и отзывается на них раньше. Как результат мы видим, как треснуло украинское каноническое сознание и канонически бессовестные люди устроили раскол, который возглавил Филарет. Если рассуждать парадоксально, то это в некотором роде благо. Филарет сейчас создаёт некий отстойник, куда все безнравственные, бессовестные, религиозно неустойчивые люди ради карьеры, ради денег, удобств, а - как вариант - просто сбегая от каких-то наказаний за определённые нарушения церковной дисциплины, уходят, прикрываясь национальной риторикой. Они подтверждают давно высказанную мысль о том, что патриотизм - это последнее прибежище негодяев. Имеется в виду, что чем больше негодяй, тем тщательнее он должен подобрать высокий уровень ниши для своего убежища и сопроводить это каким-то политическим и общественно-культурным жестом.
Пафос религиозного раскола на Украине, в первую очередь филаретовского как наиболее масштабного, это пафос древнего согрешения, когда национальный вопрос ставится выше Христа, национальная сознательность ставится вообще превыше всего. Это некий этноцентризм, который является по своей сути для Украины бесконечным тупиком, бесконечными отсветами, интерпретациями, переделами и разборами. Вот что происходит с Филаретом. Есть национальная душа, если рассуждать с точки зрения национального мыслящего украинца. Есть национальная целостность - великая Украина, и её душа, которая подвергается ещё одной трещине - часть народа, часть территории, часть культурной элиты отламывается в никуда - не становится католиками, но не остаётся православными. Образуется что-то. Если брать Галицию - то здесь вообще парадоксальный момент, в религиозном смысле жертва начинает любить свого палача, что, по сути, глубокое извращенное явление, которое надо досконально разбирать в историко-культурном плане. С расколами XX века по целостности и национальному самосознанию Украины был нанесен ещё ряд ударов. Филарет оказывается вне церкви по определению - ни один патриарх мира его не может признать. И политическая риторика, ссылки на исторические прецеденты здесь неуместны, так как была воля грехов, воля к неправде и разъединению. Это колоссальная трагедия Украины и то же время свидетельство наихудшего из возможных выборов украинского самосознания в определённых референтных группах. И эта тенденция обозначает ещё одну линию раскола на лице Украины, ещё один разрыв на национальной душе, которых и так критически много. В своё время Филарет утверждал, что на Украине нет православной церкви, и был одним из ярких, блистательных и весьма поощряемых органами безопасности гонителем всего того, что он сейчас возглавляет. Это временное недоразумение и своего рода эмоциональный саботаж. Такие вещи, которые, как правило, уходят вместе с возглавителем - умирает организатор раскола и упраздняется сама идея.
ИА REGNUM: Постороннему наблюдателю может показаться, что у людей, живущих на западе и востоке Украины, совсем разное отношение к религии. В частности, на западе села пустеют во время воскресных богослужений, а на востоке церковь не пользуется таким спросом....
Если человек на западе Украины не придёт в церковь - у него будут очень серьёзные неприятности. "Ты что, коммунист, подлюка?", - примерно такой будет реакция местного населения. Это синдром Польши - если ты поляк, ты должен ходить в костёл, иначе ты не поляк. Это слияние религиозного и национального в одно целое как политическая доминанта. Проецируя это на Украину - если ты "свидомый" украинец, ты должен быть униатом. Если ты менее "свидомый" - ты можешь быть католиком, если ты свой, но с большими предубеждениями - то ты "филаретовец", а если ты запроданец, москаль, человек, достойный всякого презрения и даже физического уничтожения - ты православный, хотя этнически, культурно ты можешь оставаться украинцем.
Пластика религиозности "западенца" совсем иная, чем пластика религиозности человека с "восточной Украины". Мы - представители великой восточно-христианской цивилизации, куда помещаются и Архангельск, и Эфиопия, и армянско-грузинский мир, и румынский, и сербский, и русский, и украинский. Это модель византийско-славянского образца, некая цивилизация, в статусе и реальности которой многие западные достаточно нетерпимые люди отказывают. Мы - законные наследники Византийской империи, которая стоит на реальности великого римского мира и библейского откровения, и мы - законные наследники Российской империи в вопросах трансляции опыта, духа, знания и прочего. Мы в этом смысле абсолютно "законнорожденные", мы не есть дитя асфальта, мы не те, кто нуждается в статусе.
Галиция - это представитель совершенно иной цивилизационной модели. Это католический мир, который тяготеет к Польше и Риму, который находится в оппозиции к Москве и Константинополю, как цивилизационно и культурно, так и религиозно и политически. Это древняя, осознанная, устойчивая и совершенно неотвратимая оппозиция. Это разные модели и принципиально разные подходы и, конечно же, пластика и мироощущение, внутренний строй молящегося человека на восточной Украине серьёзный образом отличается от модели человека с западного края страны.
|