Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
18 Июль 2025, 16:48:17
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Страниц  : 1 2  Все   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Re: Яцвезь – загадкавая краіна апошніх язычн&  (Прочитано 55860 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
CarmiSs@
Мегафлеймер
*******

Репутация: +2350/-25
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 16078


Просмотр профиля
« Ответ #60 : 12 Декабрь 2011, 16:41:59 »

Предположить в дикой Литве тех времён такой уровень социальной развитости, при котором все люди одной культурно-языковой группы осознают себя народом, просто невозможно.

А что, кто-то пытается? Или вы полагаете, что летописец имел ввиду всю современную Литовскую Республику?
Летописец имел ввиду скорее те части племён, с которыми непосредственно столкнулись славяне и заставили их платить дань.
Идентичность простого населения безписьменных (или только что обрёвших письменность для высших слоёв) обществ Восточной Европы вряд ли выходила за рамки "свой-чужой", с ситуативными вариациями (собственно, на белорусско-литовском пограничье и в ХХ веке с этим были проблемы, отсюда и взялись "тутэйшие"). Все более сложные формы - кривичи, литва, русь, древнерусская народность и т.д. - продукт воображения военно-торговых и, позднее, городских элит.

Древнерусская народность - это продукт воображения уже позднейшей научной элиты  Смеющийся

 
Другое дело - представление летописца (который, безусловно, относился к высшим слоям общества, а не к общей массе), который мог понимать "народ литва" как "народ под властью литвы (сборища дружин)", мог хотеть, чтобы прочитавшие летопись думали что литва это народ, мог просто услышать от кого-то об этом и переписать не задумываясь.

Ну, тут вообще полное поле для домыслов. Мог хотеть показать величие славян - что вон мол сколько народу дань им платит  Смеющийся Фишка в том, что летописец чётко проводил границу: славяне-неславяне. Литву он определил к неславянам, это факт.

Есть вот например мнение, что летописные дреговичи, которых традиционно принято понимать как племя, как раз таки что-то вроде образа ментальной географии, представление летописца о жителях определённой территории.

 Непонимающий Тут дело какое ведь: мы черпаем названия племён и территорий по источникам, скажем так, неместного проихождения: летописи южной и северной Руси, польские источники, немецкие хроники. А затем учёные стараются соотнести прочитанные там названия с археологическими культурами, имеющимися на данной территории.
Тут можно вступать в долгую дискуссию, что такое племя, были ли то время племена, или это протонародности и протогосударства и т.д.
А вот о самоидентификации населения того времени говорить вообще мало приходится, тут больше экзоэтнонимы имеются. И то, непонятно чьи зачастую.
Записан
Страниц  : 1 2  Все   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2025, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,089 секунд. Запросов: 20.