Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
Гродненский Форум
18 Июль 2025, 16:38:18
Новости, реклама:
   Главная   Новости Гродно Помощь Игры Календарь Войти Регистрация   Меню
Страниц  : 1 2  Все   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Re: Яцвезь – загадкавая краіна апошніх язычн&  (Прочитано 55856 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
ignis
Молодой Гродненец
*

Репутация: +1/-0
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 21


lauksargis

Просмотр профиля Email
« Ответ #60 : 12 Декабрь 2011, 14:04:08 »

Слышала я уже похожую версию, даже если напрягусь вспомню где, тчо литва - это военные дружины, да ещё и славянские 

В Повести временных лет,так говорится: А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома,черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова,  ливы,- эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета  и  живут  в  северныхстранах. 

Кажется, речь идёт не о военной дружине, не так ли?

Ох, вы уводите в такие стороны, о которых можно писать большущие полотна текста, было бы время Улыбка
Версия это довольно популярная, в целом. Ловмянский в своё время об этом писал, потом о нём подзабыли, а сейчас восторгаются, какой он гений и опередил своё время Улыбка Если не читали, почитайте его Początki spoleczeństwa i państwa litewskiego, я последнее время думаю что это вообще лучшая книга по ранней истории ВКЛ. Если читаете по-литовски, очень интересная A. Dubonis. Lietuvos didžiojo kunigaikščio leičiai XIII–XVI a.: iš Lietuvos ankstyvųjų valstybinių struktūrų praeities, про связь этой темы с познейшими "лейтями".

Касательно летописи, я бы рекомендовал следовать за наработками нарратологии, и больше обращать внимания на отношения между автором и текстом.
Предположить в дикой Литве тех времён такой уровень социальной развитости, при котором все люди одной культурно-языковой группы осознают себя народом, просто невозможно. Идентичность простого населения безписьменных (или только что обрёвших письменность для высших слоёв) обществ Восточной Европы вряд ли выходила за рамки "свой-чужой", с ситуативными вариациями (собственно, на белорусско-литовском пограничье и в ХХ веке с этим были проблемы, отсюда и взялись "тутэйшие"). Все более сложные формы - кривичи, литва, русь, древнерусская народность и т.д. - продукт воображения военно-торговых и, позднее, городских элит. Собственно, тот же Кибинь - это проекция на наш локус наработок европейского изучения варварских безписьменных сообществ.

Другое дело - представление летописца (который, безусловно, относился к высшим слоям общества, а не к общей массе), который мог понимать "народ литва" как "народ под властью литвы (сборища дружин)", мог хотеть, чтобы прочитавшие летопись думали что литва это народ, мог просто услышать от кого-то об этом и переписать не задумываясь. "Назад к тексту!", как говаривал Барт Улыбка
Есть вот например мнение, что летописные дреговичи, которых традиционно принято понимать как племя, как раз таки что-то вроде образа ментальной географии, представление летописца о жителях определённой территории.
Записан

Na bożym świecie jest tak wiele
Niewygadanych mądrych głów
Co nadto szczycą się Wawelem
A ja uwielbiam kino "Lwów"

Ono tu zawsze w zimę w latę
W godziną nieszczęśliwych źmian
Przytuli duszę emigranta
Do swych kresowych szarych ścian
Страниц  : 1 2  Все   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Войти
Войдите, чтобы добавить комментарий

Войдите через социальную сеть

Имя пользователя:
Пароль:
Продолжительность сессии (в минутах):
Запомнить:
Забыли пароль?

Контакт
Powered by MySQL Powered by PHP Мобильная версия
Powered by SMF 1.1.20
SMF © 2006-2025, Simple Machines
Simple Audio Video Embedder
| Sitemap
Valid XHTML 1.0! Valid CSS!
Страница сгенерирована за 0,085 секунд. Запросов: 20.