Vladimir1
Я люблю Беларусь!
Настоящий гродненец
   Репутация: +83/-18
Offline
Пол: 
Сообщений: 966
Слава Иисусу Христу!
|
Последний шанс остаться вместе
Если ко мне где-нибудь за городом подойдет космический пришелец в скафандре, чуждый и страшный, и скажет мне металлическим голосом через автопереводчик: «Мужик, я считаю твою жизнь, твою личность, твою индивидуальность и непохожесть ни на кого главным богатством во Вселенной. Для меня твои права и права любого другого мыслящего существа неприкосновенны, и я никогда не сделаю ничего такого, что их может нарушить» — то будь он хоть марсианином, хоть из созвездия Дракона, хоть из пятого измерения, но если у него такая система ценностей, то мы с ним уже единомышленники.
Мало того, он мне почти как брат, почти, потому что даже брат не всегда бывает так уважителен к личности брата. Я пойму, что с этим пришельцем мы сможем договориться. А когда после этого меня дергает за рукав человек, такой же, как я, хомо сапиенс, очень на меня похожий, живущий рядом со мной и говорящий на понятном языке: «Слухай, пане, я титульна нація, а ти п'ята колона. Тому ти маєш вчити мою мову і бути таким, як я хочу, а не як тобі заманеться» — то я не знаю, о чем мне с ним говорить дальше, мне захочется только ответить этому человеку: «Ты из каких ледяных погребов вылез, случайно не из середины ли прошлого века? И давно ли ты последний раз получал по титулу?» Только дикарь в XXI в. еще может полагать, что у него больше прав, чем у других. И только варвар воспринимает чье-то даже небольшое отличие как личное оскорбление.
Сколько cломано копий, сколько прокушено языков, сколько убито нервных клеток во время бесконечных дискуссий: какая же все-таки такая идея может нас в нашей стране объединить? Чего только ни предлагалось — ничего не получается. Смотришь на эти баталии, наблюдаешь, как все рыщут с фонариками и лупами, стараясь найти ответ, который на самом деле такой простой и естественный, что даже неудобно становится за тех, кто его не видит. Поднимите головы, расправьте плечи — висит этот ответ над нами, как звездное небо, для которого все равны. Что может быть проще: я — человек и имею право на все, что не нарушает прав других. И это единственная цивилизованная основа для объединения. И если мы с существом из другого мира можем легко найти понимание, как только заявим о приоритете прав каждого перед любыми общественными интересами, то разве проблема наладить подобное понимание между жителями Украины?
Достаточно только признать, что любые замыслы и решения любых групп, этносов, классов, громад, партий вторичны по отношению к правам даже одного человека. Есть вопросы, которые голосовать вообще нельзя. Например, на ком жениться. Даже если 99,99% украинцев проголосуют и скажут, что я должен жениться на бабке Параске, я пошлю всех на... и женюсь на той женщине, которую выбрал я и которая выбрала меня. Нельзя голосовать также и веру. И если вся страна дружно решит, что мне надо верить, скажем, «в дідуха», я все равно буду молиться тому богу, который у меня в сердце.
Нельзя голосовать, что мне есть, о чем думать и мечтать, какую выбрать профессию, из каких источников получать информацию и, конечно же, на каком языке. Я имею право говорить только на русском или только на английском. Или, если захочу, на умершем латинском или эмбриональном эсперанто. И даже вообще перестать говорить ртом и перейти на язык жестов или азбуку Морзе. Я могу общаться пиктограммами и смайликами, и меня поймут те, кто мне нужен. Разве я этим всем перечисленным нарушаю чьи-то права? Если мне тот человек, который из погреба, говорит, что мова — это наша душа, то почему он лезет ко мне в мою душу? Я же к его мове отношусь с уважением и уж тем более не запрещаю.
У нас в стране права человека ценятся зачастую не выше прав микроба, нарушаются сплошь и рядом. Но языковая проблема — это самая кричащая проблема массового нарушения прав человека в Украине, как бы ее ни пытался сделать несуществующей наш президент, не видящий пол-Украины. Если б это было не так, то не было бы такого явного территориального разделения при голосовании.
Русский язык — не детская порнография, чтобы с ним бороться и отовсюду «искоренять». А ведь борются и, главное, наказывают. Если предприятие даст рекламу на русском, его оштрафуют. Если телеканал не выдержит лингвистическую процентовку, его владельца лишат лицензии. Не отменен и маразматический указ о переходе кинотеатров только на украинский. Абитуриент из Донецка по-прежнему не имеет в столице равных прав с поступающим из Львова и должен сдавать экзамены на неродном языке. Почему мы будущих врачей, инженеров, юристов выбираем не по знанию профилирующего предмета, а практически по этническому принципу? Разве не абсурд? «А тобі що, важко вивчити, — скажут мне из погреба, — кожна людина в змозі вивчити три-чотири мови, і взагалі, скільки мов знаєш, стільки разів ти людина».
|