zhu4ok
Новенький
Репутация: +1/-0
Offline
Сообщений: 1
|
Больно и неприятно читать сообщения форумчан о конфликте в доселе сплочённом приходе в Южном, ситуация непростая и требует взвешенного подхода. Проясним некоторые вещи. Католическая Церковь, как, собственно, и любая религия, действует в двух плоскостях. Одна из них - плоскость духовного, это именно то, что выше по форуму называли "строительством духовной святыни". Деятельность в этой духовной плоскости состоит преимущественно в проповедовании Божьего Слова и осуществлении Святых Таинств, причём, в соответствии с католическим учением Святые Таинства действуют "ex opere operato" - независимо от личных качеств священника. Как видно из фабулы, духовная составляющая деятельности прихода в Южном нареканий и жалоб у прихожан не вызывает. То есть Святые Мессы служатся своим чередом, священники проповедуют Божье Слово, исповедуют, осуществляют другие Святые Таинства и т. д. Вторая плоскость, в которой действует Церковь в целом, а в частности приход в Южном - это общественные отношения, то, что называется "мирскими отношениями". И вот в этой части фабула позволяет сделать вывод о наличии в приходе в Южном определённых проблем, требующих разрешения. Я вычленил несколько: во-первых, конфликт по поводу распоряжения приходскими финансами, во-вторых, противоречия по поводу порядка управления в приходе и исполнения настоятелем административных функций и, наконец, в третьих, претензии по поводу личной культуры настоятеля. Следует отметить, что приход - это религиозная организация, она действует в соответствии со своим Уставом и законодательством Республики Беларусь. Наше национальное законодательство относительно религиозных организаций довольно скудное, однако, в Уставах римско-католических приходов содержится положение о том, что на них в полной мере распространяются нормы канонического права Кодекса канонического права 1983 г. Надзор за соблюдением белорусского законодательства в деятельности религиозной организации осуществляют отделы по делам религий и национальностей исполкомов и прокуратура, но из сообщений форума нарушений законодательства не усматривается. Все три вышеозначенные проблемы касаются общественных отношений, регулируемых нормами канонического права. Эти нормы, или, как их называют, "каноны", достаточно обширны, но, зачастую, неконкретны и оставляют многое на усмотрение Конференции епископов или Епископа места. Нормы канонического права в высокой степени архаичны и современные управленческие тенденции, тяготеющие к предоставлению управляемым возможности влиять на руководство им чужды. Утрируя: Папа римский правит повсеместной Церковью, Конференции епископов устанавливают общие правила для Церквей в определённых государствах, диоцезный епископ является сувереном в локальной Церкви, а настоятель руководит вверенным ему приходом. Всё чётко и строго иерархично. Настоятель обладает высокими полномочиями во вверенном ему приходе, осуществляемое им руководство характеризуется единоличностью, при этом он подчинён и подотчётен диоцезному епископу. Исходя из существа сложившейся в приходе в Южном ситуации, представляется, что возможности её разрешения уже находятся за пределами компетенции настоятеля - кс. Лозовицкого. Думается, что прихожанам прихода в Южном и, судя по всему, многим форумчанам, давно пора избавиться от детско-дворовых представлений о том, что жаловаться на кого бы то ни было, в том числе и на священника - это ябедничанье, подлость. Напротив, это - интегральная часть административных правоотношений в религиозной организации, способ обеспечения диоцезному епископу возможности быть информированным о положении дел на местах и реализовывать свои властные полномочия. Возможность и порядок обращения рядовых членов общины к руководству нормами канонического права не урегулирован, но и прямой запрет отсутствует. Представляется, что применимо к описанной в данной ветке форума фабуле применимы, кроме прочих, следующие нормы "Кодекса канонического права 1983 г.: кан. 1740 – "Если служение того или иного приходского настоятеля в силу какой-либо причины, даже без его серьёзной вины, становится вредным или хотя бы безуспешным, то он может быть отстранён от прихода диоцезным епископом". ч. 1, п. 1, 3, 5 ч. 1 кан. 1741 – "Причины, по которым приходской настоятель может быть законно отстранён от своего прихода, прежде всего таковы: 1-е: образ действий, причиняющий церковной общине тяжкий ущерб или беспокойство; 3-е: утрата доброй репутации у порядочных и уважаемых прихожан либо неприязнь к приходскому настоятелю, которая, как предполагается, прекратится не скоро; 5-е: дурное управление имуществом с тяжким ущербом для Церкви — всякий раз, когда нет иного средства излечения от этого зла". ч. 1 кан. 1747 – "Приходской настоятель, отстранённый от должности, обязан воздержаться от исполнения обязанностей приходского настоятеля, как можно скорее освободить приходской дом и передать всё принадлежащее приходу тому, кому епископ поручит этот приход". кан. 1752 – "В делах о переводе [на другую должность] надлежит применять предписания кан. 1747, соблюдая каноническую справедливость и принимая во внимание спасение душ, которое в Церкви всегда должно быть верховным законом". Акцентирую внимание на том, что вышеуказанные меры МОГУТ БЫТЬ применены ТОЛЬКО диоцезным епископом по его УСМОТРЕНИЮ. Резюмируя: прихожане прихода в Южном имеют право на обращение в вышестоящую по отношению к настоятелю прихода инстанцию как индивидуально, так и в коллективном порядке, как письменно, так и устно. Такой вышестоящей инстанцией является епископ Александр Кашкевич. При этом следует отметить, что в целях большей эффективности управления в религиозном объединении епископ Кашкевич создал специальное учреждение - Курию и назначил ряд должностных лиц (перечисляю по субординации в порядке возрастания): декан деканата Гродно-Запад - кс. Юзеф Трубович, канцлер Курии - кс. Антон Ханько, епископский викарий в Западном регионе - кс. Ян Кучинский. Места, дни и часы приёма можно уточнить в Курии по адресу ул. К. Маркса, 4, 230025 Гродно, тел.: +375 (152) 74 00 73; факс: +375 (152) 75 64 55. В случае проведения приёма одним из перечисленных должностных лиц или другими сотрудниками Курии, это не лишает права на обращение к епископу Кашкевичу.
|