О чем молчат голосники Коложи?
Редко какой белорус не знает Борисоглебскую церковь в Гродно! Однако о личности ее строителя Петра Милонега из Волыни, который уже для современников стал настоящей легендой, можно сказать совсем немного. Кто же он, создатель шедевра белорусской архитектуры?
Редкий город эпохи раннего средневековья мог позволить себе каменное строительство, это было привилегией лишь самых богатых из них. Поэтому приезд в 1180 году в Городню уже успевшего прославить себя шестью годами ранее в Луцке и Турове строительных дел мастера Петра Милонега стал событием. Вместе с зодчим в город над Неманом прибыли другие мастера из Волыни и Полоцка. Под управлением талантливого и самобытного мастера в Гродно была создана своя архитектурная школа. В состав созданной зодческой артели вошли и гродненские мастера, в первую очередь гончары и тесляры.
С первых же дней Петр Милонег с необычайным рвением и воодушевлением принялся за работу. За короткое время в Гродно были построены великолепные храмы: «Нижняя» княжеская церковь на территории Старого замка, Воскресенская церковь для богатых прихожан на территории Нового замка, Пречистенская церковь для жителей гродненского посада и окрестных деревень. К сожалению, уже в скором времени все эти постройки погибли во время страшного пожара 1183 года. Единственным памятником, сохранившимся до нас хоть и не в первозданном виде, является церковь святых Бориса и Глеба. Приступая в 1184 году к ее строительству, Петр Милонег решил сотворить настоящий шедевр архитектурного искусства. И это ему в полной мере удалось. Сегодня внесенная во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО Коложа является признанной жемчужиной белорусской архитектуры. Под его руководством возводились каменные стены вокруг княжеского замка в Городне, церкви в Новогрудке и Волковыске. Строительные работы по возведению последней по неясным причинам были остановлены. Хотя для этих целей уже было заготовлено огромное количество материала.
Петр Милонег не побоялся отказаться от господствующей в то время киевской строительной традиции и тем самым создал свой неповторимый стиль, не имеющий аналогов. Он заключается в использовании специальных сосудов-голосников, вмурованных в стены храма. Они должны были улучшить акустику так, чтобы проповеднику не приходилось кричать при отправлении службы, его голос эхом разносился по всему храму. Кроме того, в кладку вводились природные камни, которые выходили на фасады храма отшлифованной стороной. Стены храма снаружи также декорировались орнаментами в виде креста из полированных керамических плиток. Строительство в Гродно продолжалось недолго, всего 12–15 лет, но за это время тут было возведено такое число каменных построек, какого не имел ни один город на территории Беларуси в XII веке.
На неповторимый стиль мастера обратил внимание киевский князь Рюрик. Он приглашает в 1194 г. Милонега к себе личным архитектором. В Киеве известный мастер поселяется при княжеском дворе и работает над строительством каменной стены на берегу Днепра под Выдубецким монастырем. Она настолько поразила современников, что они говорили о ней как о великом чуде. Опыт по созданию подобной конструкции у Милонега уже имелся – аналогичную стену ему уже приходилось возводить на мысе гродненского детинца. В Киев Петр Милонег, скорее всего, переехал вместе со всей гродненской строительной артелью, т.к. каменное строительство в нашем городе прекратилось. Как личный архитектор князя Рюрика, он построил церкви св. Василия в Овруче, Апостолов в Белгороде. Особенные черты гродненской архитектурной школы прослеживаются и в Пятницкой церкви в Чернигове.
Сергей Заневский, историк.
http://grodnonews.by/?id_news=2394