Почему нужно быть подальше от России
http://blog.korrespondent.net/2006/08/10/pochemu-nuzhno-byit-podalshe-ot-rossii/Это не риторический вопрос. Он упирается в ответ, какую систему ценностей мы выбираем: авторитарную или демократическую. Потому что внешнеполитический выбор Украины в это непростое для нас время коррелирует с системой ценностей.
Убежден: следование Украины восточному (пророссийскому) вектору в политике приведет не просто к «дешевому газу и колбасе» и «сильному государству, как у соседей». Сближение Украины с Россией будет означать не только поглощение второй - первой. Украина и ее население заразится авторитарным синдромом, сегодня свойственным России. Причем, мы окажемся в положении подчиненного зараженного, неспособного сопротивляться болезни.
Авторитарный синдром в обществе охватывает не только его политическую оболочку: политическую систему, госустройство, механизмы ротации элиты и ее взаимодействие с обществом. Синдром проникает во все поры жизни простых граждан, выражаясь неуважении к правам человека со стороны государства, страхе и подозрительности, жестокости, ксенофобии и поискам врага, стремлении к «сильной руке и порядку».
В России мы видим начало расцвета авторитарного синдрома. Все его прелести: равнодушие государства к интересам рядовых граждан, признаки репрессий нацменьшин (это движение начинается с низов в виде развития движения скинхедов, а с верхов - в виде роста популярности национал-патриотических партий), национальном высокомерии и имперском мышлении, все более сильных проявлений жестокости и насилия в культуре.
Самое очевидное для нас проявление авторитарного синдрома – жесткое, недемократичное отношение властей России к Украине, газовый прессинг и политические интриги с коалицией. Но я бы хотел заглянуть глубже. Культура – самое ясное и правдивое зеркало здоровья нации, в частности, телевидение и кино. Здесь особо плотно задействованы механизмы проекции, сублимации, идентификации, идеализации и пр. То есть, чтобы добиться коммерческого успеха, создатели фильмов и сериалов наполняют продукцию таким содержанием, чтобы зритель мог находить в нем элементы освобождения от травмирующих его переживаний и состояний; переносясь в мир искусственных образов, он соотносит их с собственным «вторым-Я», которое на время просмотра вытесняет его реальное травмированное и подавленное «Я».
В российской кино и телепродукции я нахожу массу образов, насыщенных силой и властью. С другой стороны, видны образы репрессируемые, на которые легко проецировать. Но что объединяет и те и другие – почти патологическое НАСИЛИЕ и ЖЕСТОКОСТЬ, которое наполняет события, происходящие с героями. Эти киношные «штучки» небезобидны. Они отражают РЕАЛЬНОСТЬ, в которой живут россияне. Насилие и жестокость, так сказать, аффективная ткань авторитарного синдрома. Эти элементы «бессознательного» культуры в малой степени присущи населению, надеюсь всей Украины. Но, будучи реалистом, замечаю такую же агрессивность в гражданах Востока. Хорошо помню, как встречали Ющенко в Донецке 31 октября 2003 года (был в его свите). Помню, антиющенковскую и антизападную пропаганду донецкого клана в Донбассе - бывал там не раз и видел, к счастью, немассовые признаки позитивной реакции людей на нее. Помню контраст в поведении оранжевых и голубых на Майдане.
Что сказать? Хотим быть ближе к России, дающей «дешевую колбасу», но где человеческая жизнь мало чего стоит? Или ближе к Западу, где нужно заслужить признание, но где ценима жизнь любого человека? Неужели променяем свободу на кусок колбасы?
Жаль, выбираем не мы – это делают за нас!
Юрий Зущик.