Зачем белорусов «выписывают» из славян?
Генотип белорусов имеет общие, «перекрывающиеся» поля как со своими литовскими и латышскими, так и с украинскими и русскими соседями. И здесь опять все сильно зависит от региона. Южные белорусы по своей митохондриальной хромосоме больше отличаются от белорусов центра, чем от белорусов севера, зато близки к чехам, словакам и украинцам.
Так где же тут монолитный «балтский» субстрат? Более того, если принимать на веру тезис о том, что белорусы — это якобы западные балты, то тогда нужно признать, что значительная часть западнобалтских племен, например ятвяги, дайнова и прусы, имели часть своего ареала либо мигрировали в Белоруссию с территории современной Польши. А вот Y-хромосома говорит об обратном — об относительно незначительной общности белорусов и поляков по этой линии. И это при наличии достоверных более поздних миграций с территорий Польши и Мазовии в Белоруссию.
Различаются между собой и внешние черты белорусов, в зависимости от регионов: формой черепа (антропологическая характеристика, без всяких ассоциаций), светлой либо темной пигментацией глаз и волос, и так далее. Вне всякого сомнения, жители южных районов Брестчины по этим характеристикам, как, впрочем, и по языковым диалектам и традициям, могут иметь больше общего с жителями приграничных регионов Украины, чем с населением северных районов Витебщины, и наоборот. Или же с «западными балтами» с Гродненщины.
Еще сторонники балтийского происхождения белорусов не любят обращать внимание на юго-восток или юго-запад Белоруссии. Как и на ее север. Они предпочитают больше говорить о Понеманье, Западной Двине и Верхнем Поднепровье, но не ниже Кричева. Почему? Просто Понеманье и некоторые сопредельные территории Западной Белоруссии являются тем местом, где летописи фиксируют ятвягов и других западных балтов. Междуречье же Днепра и Западной Двины было заселено племенным союзом кривичей, которое они тоже безапелляционно относят к «чистым» балтам. Правда, в тогдашних письменных источниках кривичи упоминаются исключительно как славянский народ, но это не смущает этих исследователей. Дескать, балтское племя литва оканчивается на «ва», а кривичи — это «крива».
Конечно, есть весомые основания говорить о серьезном балтском субстрате при образовании славянского союза кривичей. Если кому-то так сильно хочется, то на определенном раннем этапе кривичей можно назвать и славяно-балтами. Ну а что же две другие крупнейшие составляющие этногенеза белорусского народа — радимичи и дреговичи? Отчего их оставляют скромно стоять в сторонке? Просто сделать из них «чистых» балтов несколько сложнее, вот поэтому и не вызывают они у балтистов особого интереса. И это при том, что дреговичское Туровское (Турово-Пинское) княжество по своей территории и по упоминаниям в летописях вполне сопоставимо с Полоцким. Да и немалую часть «протобелорусского государства» — Полоцкого княжества — составляли тоже дреговичи.
Колонизационный напор дреговичских племен дошел почти до Минска и Гродно. А в просвещении населения и развитии культуры в этом регионе Беларуси епископ Кирилл Туровский сыграл вообще особую роль. К тому же, если произвести этноним «дреговичи» (по-белорусски «дрыгавiчы») от основы «дрыгва», то и окончание будет на «балтское» «ва». Вообще-то, «дрыгва» в современном белорусском языке означает «болото», но ведь могло же быть и такое западнобалтское племя. Тем не менее на дреговичей внимания обращают меньше. Может быть, потому, что преимущественно славянские черты культуры дреговичей, этнообразующее ядро которых мигрировало в Беларусь с юга, с территории классической славянской пражской культуры, не дают возможности развернуться здесь полету «балтской» фантазии?
Или вот радимичи, предки современных гомельчан. На Сож они «пришли от ляхов», как сказано в летописи, то есть с запада. И почему-то Нестором-летописцем даже не включены в список «славянских языцев». Западные балты? Однако археология радимичей своеобразна и, хоть и включает в себя балтские компоненты, несет прежде всего следы мощной славянской колонизации междуречья Днепра и Десны, опять-таки идущей с юга. Некоторые исследователи находят в гидронимике Посожья и схожесть с названиями рек и речушек верхнего Приднестровья. Ко всему прочему, радимичи еще и ближайшие родственники вятичей, предков москвичей. Неудобно также с точки зрения «единственно верной» концепции говорить и о славянах-волынянах (бужанах), активно осваивавших земли современной Брестчины и того же Понеманья.
чередуется "польская" вёска с "русской"
Такая чересполосица появилась на этих землях после 1569 года и
никак не раньше.
Учите матчасть, "ятвяг", а не смешите людей

)))