літоўцы акупавалі навАградак і зрабілі яго сталіцай, а тое што наваградак існаваў да акупацыі і чый ён быў, літвінафрэнікамі ў сілу хваробы подла і здрадна не ўспамінаецца
Литва оккупировала всю т.н. Чёрную Русь, воспользовавшись тем, что Русь после монгольского нашествия была разорена и ослаблена. Литва, как гиена поля боя пришла к разбитым монголами русским городам-крепостям на территории современной Беларуси. Неизвестна судьба всех русских князей Принеманья:
“Як сведчыць Іпацеўскі летапіс, у Новагародку (1235), у Гародні (1128) і інш.), Ваўкавыску (1256), і Свіслачы (1256) былі свае князі”, то ли они погибли в боях с монголами(современная археология находит всё больше доказательств нашествия монгол на территорию РБ), то ли уже с Литвой.
бо князства - літоўскае
Что же в таком случае понималось под Литвой в период ВКЛ? Размышления белорусских исследователей (М. Спиридонов, В. Носевич, А. Белый, В. Шимов) над этой проблемой позволяют сделать вывод, что изначально понятие Литва имело сугубо этническое наполнение, т.е. под Литвой понималась территория, населенная этническими литовцами. В рамках ВКЛ Литва выступала в роли политического ядра, метрополии, по отношению к которой обширные восточнославянские владения оказывались в роли лояльной провинции. Здесь находились основные владения литовских магнатских родов, составлявших привилегированный политический класс государства. Со временем политическое и экономическое влияние литовского политического класса закрепляется и на сопредельных с Литвой восточнославянских землях (нынешняя Западная Беларусь), которые к 16 в. также включаются в понятие Литвы. Таким образом, Литва утрачивает сугубо этническое измерение: теперь под Литвой подразумевается обширный регион вокруг Вильно, включая территории с преобладающим восточнославянским населением, где в политическом и экономическом отношении доминируют литовские элиты. Распространяя свою власть на восточнославянские земли, Литва закономерно подверглась мощному влиянию более развитой восточнославянской культуры, благодаря чему впоследствии и возник миф о «белорусском» характере ВКЛ. Вплоть до Кревской унии процессы развивались в направлении полной восточнославянской («русской») ассимиляции Литвы, когда литовская знать интенсивно усваивала язык и веру восточных славян. Впоследствии, приняв католицизм, литовцы поставили надежный барьер между собой и восточными славянами, хотя «русский» язык еще долгое время занимал господствующее положение в государстве, оставляя бесписьменному литовскому лишь сферу бытового обихода и традиционной народной обрядовости. Таким образом, несмотря на мощное восточнославянское влияние (прежде всего, в языковой сфере), литовцы сохранили особое национально-политическое сознание, основанное на приверженности католицизму и государственной традиции ВКЛ. Со своей стороны, восточнославянские владения ВКЛ, сохраняя лояльность литовскому сюзерену, четко отличали себя от Литвы; самосознание восточных славян ВКЛ оставалось «русским», т.е. основывалось на приверженности православной церковной традиции и «русской старине», т.е. государственно-правовым нормам и привилегиям, существовавшим здесь со времен Киевской Руси.
«Литвинизм» как национально-политическая идентичность был изначально чужд основной массе восточнославянского населения Беларуси, являясь достоянием католических балтских элит ВКЛ.
Читать по теме:
Алесь Белы. Як разьмежаваць Літву ад Русі? // ARCHE Пачатак. 2007, № 10
Насевiч, В., Спiрыдонаў М. «Русь» у складзе Вялiкага княства Лiтоўскага XVI cт. / В. Насевiч, М. Спiрыдонаў //З глыбi вякоў. Наш край: Гiст.-культурал. Зборнiк. - Мiнск, 1996. - Вып 1.
Спиридонов М.Ф. «Литва и Русь в Беларуси 16 в.»
Шимов В.В. «Формирование территории современной Беларуси и дезинтеграция геокультурного ядра Великого княжества Литовского» / В.В. Шимов // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки: сб. науч. ст. – Минск: РИВШ, 2008. – Вып. 5(10).