В современном сознании наших сограждан Беларусь - некая целостная территория, которая существовала испокон веков в таких границах. Это вполне объяснимо - люди не особо задумываются над тернистым историческим путём белорусской земли. Между тем нынешние границы Беларуси в истории могли быть совсем иными. На этом моменте сьвядомыя готовы уже завизжать: "Так! Канешне! Наша Смаленшчына! Наш Бранск! Наша Вільня! Наш Беласток! Яны былі страчаны з-за маскалёў і іхняй палітыкі!!!" И тут можно их срезать: "Угу, а могли не досчитаться *далее следует перечисление целого ряда городов*". Ну, скажем, при удачном стечении обстоятельств поляки могли сохранить за собой западную Беларусь и полностью ассимилировать Гродненщину (католические районы так вообще без проблем). Не вышло - вмешался кровавый Сталин. Или если бы устояла УНР, то Брест, Кобрин, Пружаны, Пинск, Гомель, Мозырь были бы украинизированы, как полонизированы сегодня многие белорусские районы Подляшья. Но кровавые московские орды выпилили бедную-несчастную нэзалэжную Украиноньку, а в 1939 году Сталин отказал Хрущеву в присоединении Берестейщины к УССР.
Смоленщина? По переписи населения 1897 года в Смоленской губернии жило 6,6% белорусов и 91,6% великороссов (
http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php?reg..). Лингвистический аргумент ("дык у смаленских вёсках гавораць на мове") весьма сомнительный. Как мы говорили ранее, в рамках единого народа (в данном случае русского, состоящего из трёх ветвей - великороссов, малороссов-украинцев и белорусов) очень сложно провести диалектологическую границу. В той же карте Карского 1903 года, на которую любят ссылаться свядомыя, Полесье и половина Подляшья не являются белорусскими (сам Карский писал о том, что эта карта не является картой расселения белорусов).
С "беларускай Вільняй" всё ещё проще. По переписи 1897 года в Вильно белорусы составляли 4,2% (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Вильнюса).
А вот характерный пример того, что мы могли бы запросто профукать и не профукали благодаря "маскалям". Лида и окрестности. Открываем Visuotinė lietuvių enciklopedija (Универсальная литовская энциклопедия, аналог Большой советской энциклопедии, издана в 2008 году). Читаем (
https://www.vle.lt/PaieskosRezultatai/ctl/Straipsnis/..):
"Лида принадлежит к литовским этническим землям. Пятрас Гаучас, Ежи Охманьский проводили границу литовского языка в 12 веке за Дятлово, в 50 км к югу от Лиды. Здесь был один из ареалов распространения литовского языка, славянизированного со стороны Новогрудка и Гродно. В 16-18 веках в инвентарных записях об усадьбах в окрестностях Лиды и в ординациях королевских лесов упоминаются в основном литовские топонимы и литовские фамилии крестьян. В начале 19 века большинство жителей Лиды и её окрестностей также ещё говорили по-литовски.
Начиная со второй половины 19 века Лида и её окрестности между Белицей и Крупово из-за воздействия школы и костела постепенно полонизировалась и белорусизировалась. В окрестностях Дворище, Крупово и Вавёрки большинство названий деревень - литовские... В 1921-1939 гг. в окрестностях Лиды работали литовские школы... В 1940 г. основаны литовские комитеты в Лиде, Радуни, Юратишках и других населенных пунктах. В 1942 году учрежден комитет литовцев Лиды (председатель В. Вильчинскас)".
Так что неспроста Лида и окрестности были провозглашены территорией "Первой Литовской Республики" в 1920 году (см. фото). Если бы не те же "маскали", не видать нам прекрасного города Лиды (да и Гервят, Молодечно, Ошмян, Новогрудка, далее по списку, судя по карте). Характерно, что во время территориальных конфликтов за Виленщину в 1920-1930-х годах между Литвой и Польшей западные страны мнение свядомай эмиграции не колышело вообще. Так что сомнений в том, что, если б не "маскали", то не видали б мы эти земли, как своих ушей, быть не должно.