sembat
|
Дворец Валицких. Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ. Новые времена архиерейского дома. В истории архиерейского дома случались и неожиданности. Так, например, весной 1919 года в нем расположилась белорусская военная комендатура, а рядом, в конюшнях С. Яковюка в северном флигеле, расквартировался эскадрон М. Глинского из 1-го Гродненского белоруского полка, созданного литовским правительством. Кстати, строевые занятия проходили на сегодняшней площади Тизенгауза. Примерно тогда же в доме разместилась белорусская культурно-просветительская организация «Лучинка», а чуть позже распахнула двери первая в Гродно белорусская гимназия. Уже в 1920-е годы один из флигелей приютил Русское благотворительное общество. В годы Второй мировой войны здесь же, скорее всего, действовал и русский национальный комитет. С приходом в город летом 1944 года советских частей всех, кого заподозрили в сотрудничестве с оккупантами, арестовали. Среди них оказались и члены русского комитета, и православные священники. В конце 1944 года в недрах органов безопасности возникло дело о «Гродненской антисоветской поповской организации». Но даже тогда архиерейский дом оставался одиноким приютом православия в городе. Последним гродненским архиепископом стал Сергий (Ларин), который, правда, оставил о себя противоречивые воспоминания. «В памяти старых гродненских верующих, – пишет в своей книге «Православный Гродно» Наталья Дорош, – облик епископа Сергия сохранился довольно ясно: любил дорогие облачения, придавал своему внешнему виду большое значение и тщательно подбирал обувь в тон к каждому облачению. Он почти никогда не расставался с огромным догом, которого возил в своей машине. Иногда высокопреосвященнейший Сергий читал в соборе Евангелие по-французски… гостей принимал на широкую ногу. Чтобы слышать профессиональное пение (владыка его страстно любил), он выбрал себе протодиакона из певцов столичной оперетты… Пробыл архиепископ Сергий на гродненской кафедре очень короткий срок, поэтому верующие только это о нем и запомнили». Это описание дополняет докладная записка уполномоченного Совета по делам РПЦ по Гродненской области И. Макаренко: «Епископ Сергий прибыл в Гродно 5 апреля и привез с собой 2 священника, 2 келейника и шофера. Прибыл на своей машине, а вторая его большая с 8 местами автомашина должна скоро прибыть из Житомира… Таким образом Гродненский епископ будет раскатывать на трех автомобилях… Как только епископ Сергий явился в Гродно, сразу же окружил себя вновь назначенным штатом служащих: личный секретарь, келейник, секретарь епархиального управления, делопроизводитель, машинистка, два шофера, механик, две монашки-кухарки, садовник и дворник. Говорят, что новый епископ любит и умеет жить роскошно, в епархиальном управлении ввел почести боярские, где перед ним широко распахиваются двери и делаются глубокие реверансы…» Однако дело видимо было не столько во внешнем виде епископа, сколько вообще в его присутствии в городе и достаточно независимом поведении. «Теперь я убедительно прошу Вас, – раздавался вопль отчаяния уполномоченного Совета по делам религии, обращенный в вышестоящие инстанции, – помогите мне избавиться от этого проходимца, так как он мне не только мешает работать, но и издевается!»
|