sembat
|
Чует моё сердце, скоро наши власти всё же доберуться и до этого уголка нашего Гродно. Сколько бы мы тут не писали, но им как кость в горле этот "лакомый кусок" в центре города. Думаю через несколько лет все эти дома можно будет посмотреть только на фотографиях. 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
lenin
Гость
|
Від Горадні (Гродна). Гравюра Матыяса Цюнта (Нюрнберг), паводле накіду з натуры Ганса Адэльхаўзэра, 1568 г. – зменшаны варыянт у фармаце JPG http://starbel.narod.ru/maliu/hr1.JPGвыбачайце, калі ўжо было.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DEEP
ех. FORUM USER #E46.
Кладоискатели
Репутация: +662/-5
Offline
Пол: 
Сообщений: 6484
2024 год. Да здравствует ХХХ!
|
Від Горадні (Гродна). Гравюра Матыяса Цюнта (Нюрнберг), паводле накіду з натуры Ганса Адэльхаўзэра, 1568 г. – зменшаны варыянт у фармаце JPG http://starbel.narod.ru/maliu/hr1.JPGвыбачайце, калі ўжо было. да, есть на old.grodno.net и в намного лучшем качестве.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Der Schatten
|
Дворец Радзивиллов в Гродно
Известно, что род Радзивиллов имел свои резиденции практически во всех крупных городах ВКЛ, в некоторых даже по-несколько. Одним из самых больших дворцов был огромный комплекс в Гродно, который занимал всю сторону ратушной площади и целый квартал за ней. По своим размерам дворец был одной из значительных и больших построек Гродно.
Дворцовый комплекс просуществовал практически до нашего времени и был очень сильно поврежден во время последней войны. Окончательно дворец исчез в послевоенные годы реконструкции площади.
К сожалению, во время недавней реконструкции мы не чуть не лишились его фундамента, который хотели разбить для подземного пешеходного перехода. Кстати, тогда, в октябре 2007 года, власти Гродно согласились с мнением общественности о необходимости восстановления в историческом центре города фары Витовта, дворца Радзивиллов и ратуши. Это следовало из ответа Гродненского горисполкома на письмо ТБМ.
В частности, в письме за подписью председателя горисполкома Александра Антоненко отмечалось: “Работы по реконструкции Советской площади не носили радикального характера, что позволяет при благоприятных экономических условиях восстановить утраченные архитектурные объекты на ее территории (ратуша, дворец Радзивиллов, фара Витовта)”.
Но сейчас прекрасно видно, что в ближайшее время этому не суждено быть. Ведь глава Ленинского района Гродно считает, что большинскво гродненцев против восстановления Фары Витовта. Но вернемся к истории дворца.
Архивные материалы, представляющие планы дворца и его описание, впервые были опубликованы профессором Е.Ковальчиком. По его мнению, архитектурный проект дворца был выполнен в 1738 году итальянским архитектором Доменико Фонтаной, а строительными работами руководил штатный, придворный архитектор князя Августин Рошкович. Можно предположить, что указания этих двух архитекторов и были основными для художника-декоратора, украшавшего интерьер дворца. Геский закончил работу во дворце 12 марта 1744 года. В этом же году осенью в Гродно должен был состояться сейм Речи Посполитой.
Сохранившийся инвентарь за 1749 года содержит следующие описание зала Гродненского дворца. “Сама Зала покрыта разного цвета красками с представлением разных фигур на стенах между колоннами…”Люстр” шестнадцать, они покрашены в белый цвет, висят на двух крюках железных. Высота той залы в два этажа. Потолок в ней гипсовый гладкий с рамой вокруг гипсовой, в нем три приспособления для подвешивания люстр. На двух из них шнуры обвиты зеленым …»
Этот зал располагался на втором этаже дворца, и к нему вела парадная лестница, также пышно украшенная. Убранство зала дополняли камины и портреты. Польский исследователь Т. Бернатович предполагает, что четыре резных деревянных подсвечника изысканной формы, которые сегодня находятся в интерьере бернардинского костела Гродно, могли принадлежать радзивилловскому дворцу на рынке. Подсвечники эти имеют сложную рокайльную форму и включают гербовый картуш с изображением орла и трех труб. Возможно, в полихромии подсвечников были использованы геральдические цвета радзивилловского флага — красный, голубой и желтый. В настоящее время раскраска подсвечников полностью утрачена.
Добавлено: 09 Март 2009, 18:56:50 Комнаты и залы второго парадного этажа дворца, расположенные справа и слева от главного двухсветного зала, имели стены, обитые полотном. Как следует из инвентарной описи, — это были “плотяные” обои, такие, какие использовали Фулчи и Геский в Бяла-Подляске. Плотяные обои с изображением “качек” (уточек) украшали и стены комнаты, расположенной рядом со столовой. Рамки-лиштевки, закрепляющиеся полотно на стенах, были золочеными.
Ламперия, декоративная обкладка нижней части стены, в Гродненском дворце была “лакерована белым покостом”, который часто использовался для окраски различных предметов: деревянных подсвечников, мебели. Многоцветие, покрытых белым, черным, красным лаком предметов в залах дворца дополнялось многоцветием каминов.
Камины были разных цветов и форм. “Белая фарфоровая печь с золотистым орнаментом на каменных столбиках”; “зеленая кафельная печь с камином в виде шкафа”; “печь белая, на кафле большой герб орел, камин шафястый”; “печь мраморного цвета из больших кафлей, камин шафястый, над ним деревянный орнамент резной позолоченный” — так описывает инвентарь гродненского дворца колористическое богатство каминных печей.
Залы и комнаты первого этажа Гродненского дворца на Рынке были оформлены скромнее, чем помещения второго. Декор представлен не на ткани, а на штукатурке стен. Техника исполнения “альфреско”. Во всех комнатах установлены кафельные печи белого и зеленого цвета. Цвет росписи красный и серый.
Весьма любопытным является цветовое декорирование фасада здания: в окраске фасада, выходящего на рынок, использованы телесный и серый цвет, выделены орнаменты около окон, гербы резные с разными инсигниями (знаками власти).
Добавлено: 09 Март 2009, 19:00:07 продолжения по техническим причинам пока не будет, читайте по ссылке
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Попытался найти в твоём тексте ссылку - и что-то не нашёл. Методом исключения нашёл сам: http://s13.ru/archives/6117 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Der Schatten
|
Спасибо за поправку! Проблема в том, что ссылка была в конце текста, а текст полностью не влазит в одно сообщение  Если писать еще одно, оно добавляется к старому и тем более превышает допустимый лимит символов
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Спасибо за поправку! Проблема в том, что ссылка была в конце текста, а текст полностью не влазит в одно сообщение  Если писать еще одно, оно добавляется к старому и тем более превышает допустимый лимит символов 14 марта они там будут что-то подправлять на сервере с форумом, так ты им внеси предложение. А то действительно неудобно, когда одно сообщение добавляется к старому, написанному ещё вчера !
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Der Schatten
|
Уже писал, Админ сказал, что думают над этим
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Фотагалерэя аднаго з самых прыгожых будынкаў Занёманскага Фарштата, які амаль невядомы гарадзенцам. Мытная станцыя. Пераязджаючы праз мост над чыгункай у раёне завода Белкард цікаўныя да прыгожага гарадзенцы як правіла звяртаюць увагу на будынак Уладзімірскай царквы. Між тым з іншага боку дарогі на тэрыторыі былой вайсковай чыгуначнай часткі знаходзіцца выключна прыгожы будынак пачатку ХХ ст. Аб яго сапраўдным прызначэнні пакуль можна толькі меркаваць. Аднак паколькі знаходзіцца ён каля самых чыгуначных шляхоў і да яго пушчана асобная ветка рэек, то можна меркаваць, што будынак выкарыстоўваўся як мытная чыгуначная станцыя. Будынак схаваны ад вачэй гарадзенцаў дрэвамі і да таго ж доўгія гады знаходзіўся на тэрыторыі рэжымнай вайсковай зоны. Між тым, яго аздабленне, цікавая форма і памеры дазваляюць аднесці будынак да выдатнейшых прыкладаў архітэктуры так званага «цаглянага» стылю ў нашым горадзе. Па-сутнасці, пасля Францішканскага касцёла і Уладзімірскай царквы мытная станцыя з’яўляецца трэцім па архітэктурнай каштоўнасці будынкам у занёманскай частцы горада і павінен быць тэрмінова ўнесены ў спіс гісторыка-архітэктурнай спадчыны. Будынак, на вялікі жаль, знаходзіцца ў вельмі дрэнным стане. Ёсць вялікая небяспека, што гэтую цікавую пабудову мы хутка зможам разглядаць толькі на фотаздымках. http://harodnia.com/a163.php
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Это типовая казарма русской армии начала 20-го века
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
А про это здание тоже можно сказать, что оно типичное ? Инфа про него очень разрозненная, но оно есть на очень многих снимках Гродно начала ХХ века. 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
DEEP
ех. FORUM USER #E46.
Кладоискатели
Репутация: +662/-5
Offline
Пол: 
Сообщений: 6484
2024 год. Да здравствует ХХХ!
|
Да, интересная казарма. Не видел этого здания.
Sembat, это с какой стороны ж/д моста? С Занеманской?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Да, интересная казарма. Не видел этого здания.
Sembat, это с какой стороны ж/д моста? С Занеманской?
Вопросы отпали ? 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
DEEP
ех. FORUM USER #E46.
Кладоискатели
Репутация: +662/-5
Offline
Пол: 
Сообщений: 6484
2024 год. Да здравствует ХХХ!
|
Аааа! Ясно... внизу Скидельского рынка.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Я сегодня не выдержал и съездил к этому зданию http://harodnia.com/a163.php . Обошёл его со всех сторон. Пофоткал. Здание частично используется как склад стройматериалов. В правой части расположилась кузница. Зашёл туда и встретил знакомого. Поговорили о здании. Они почти ничего не знают об его истории. Предположили, что его делали поляки( нашли где-то на стене дату -1936 год). Про снос слышали, но говорят, что сносить будут склады вокруг. А здание вроде пока трогать не собираются. Показали мне надписи на стенах(почти как Брестская крепость).  DEEP ! Нам свои фотки этого исторического здания в нашей галерее не помешают ?
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
krossv
|
Фотагалерэя аднаго з самых прыгожых будынкаў Занёманскага Фарштата, які амаль невядомы гарадзенцам. Мытная станцыя. Пераязджаючы праз мост над чыгункай у раёне завода Белкард цікаўныя да прыгожага гарадзенцы як правіла звяртаюць увагу на будынак Уладзімірскай царквы. Між тым з іншага боку дарогі на тэрыторыі былой вайсковай чыгуначнай часткі знаходзіцца выключна прыгожы будынак пачатку ХХ ст. Аб яго сапраўдным прызначэнні пакуль можна толькі меркаваць. Аднак паколькі знаходзіцца ён каля самых чыгуначных шляхоў і да яго пушчана асобная ветка рэек, то можна меркаваць, што будынак выкарыстоўваўся як мытная чыгуначная станцыя. Будынак схаваны ад вачэй гарадзенцаў дрэвамі і да таго ж доўгія гады знаходзіўся на тэрыторыі рэжымнай вайсковай зоны. Між тым, яго аздабленне, цікавая форма і памеры дазваляюць аднесці будынак да выдатнейшых прыкладаў архітэктуры так званага «цаглянага» стылю ў нашым горадзе. Па-сутнасці, пасля Францішканскага касцёла і Уладзімірскай царквы мытная станцыя з’яўляецца трэцім па архітэктурнай каштоўнасці будынкам у занёманскай частцы горада і павінен быць тэрмінова ўнесены ў спіс гісторыка-архітэктурнай спадчыны. Будынак, на вялікі жаль, знаходзіцца ў вельмі дрэнным стане. Ёсць вялікая небяспека, што гэтую цікавую пабудову мы хутка зможам разглядаць толькі на фотаздымках. http://harodnia.com/a163.phpМнение о мытной станции ошибочное. В начале 20 века таможни в Гродно не было. Ближайшая таможня 1-го класса была в Граево. В 20-3- г.г. город входил в зону деятельности таможни в Рачках.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
DEEP
ех. FORUM USER #E46.
Кладоискатели
Репутация: +662/-5
Offline
Пол: 
Сообщений: 6484
2024 год. Да здравствует ХХХ!
|
Я сегодня не выдержал и съездил к этому зданию http://harodnia.com/a163.php . Обошёл его со всех сторон. Пофоткал. Здание частично используется как склад стройматериалов. В правой части расположилась кузница. Зашёл туда и встретил знакомого. Поговорили о здании. Они почти ничего не знают об его истории. Предположили, что его делали поляки( нашли где-то на стене дату -1936 год). Про снос слышали, но говорят, что сносить будут склады вокруг. А здание вроде пока трогать не собираются. Показали мне надписи на стенах(почти как Брестская крепость).  DEEP ! Нам свои фотки этого исторического здания в нашей галерее не помешают ? Вообще, конечно же не помешают, но я думаю что фотки отдельного здания + информацию по нему лучше размещать на сайте http://akdf.grodno.net/Там статья и фотки посвященные этому зданию будут выглядеть более правильно.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
krossv
|
Фотагалерэя аднаго з самых прыгожых будынкаў Занёманскага Фарштата, які амаль невядомы гарадзенцам. Мытная станцыя. Пераязджаючы праз мост над чыгункай у раёне завода Белкард цікаўныя да прыгожага гарадзенцы як правіла звяртаюць увагу на будынак Уладзімірскай царквы. Між тым з іншага боку дарогі на тэрыторыі былой вайсковай чыгуначнай часткі знаходзіцца выключна прыгожы будынак пачатку ХХ ст. Аб яго сапраўдным прызначэнні пакуль можна толькі меркаваць. Аднак паколькі знаходзіцца ён каля самых чыгуначных шляхоў і да яго пушчана асобная ветка рэек, то можна меркаваць, што будынак выкарыстоўваўся як мытная чыгуначная станцыя. Будынак схаваны ад вачэй гарадзенцаў дрэвамі і да таго ж доўгія гады знаходзіўся на тэрыторыі рэжымнай вайсковай зоны. Між тым, яго аздабленне, цікавая форма і памеры дазваляюць аднесці будынак да выдатнейшых прыкладаў архітэктуры так званага «цаглянага» стылю ў нашым горадзе. Па-сутнасці, пасля Францішканскага касцёла і Уладзімірскай царквы мытная станцыя з’яўляецца трэцім па архітэктурнай каштоўнасці будынкам у занёманскай частцы горада і павінен быць тэрмінова ўнесены ў спіс гісторыка-архітэктурнай спадчыны. Будынак, на вялікі жаль, знаходзіцца ў вельмі дрэнным стане. Ёсць вялікая небяспека, што гэтую цікавую пабудову мы хутка зможам разглядаць толькі на фотаздымках. http://harodnia.com/a163.phpМнение о мытной станции ошибочное. В начале 20 века таможни в Гродно не было. Ближайшая таможня 1-го класса была в Граево. В 20-3- г.г. город входил в зону деятельности таможни в Рачках. На форуме harodnia.com возникла полемика о принадлежности здания мытной службе. Повторюсь, никакой таможни в Гродно в 20 веке до октября 1941 года не было ( с этого времени образована немецкая). Подробнее об истории таможенного дела в Гродно в 19-20 в.в. см. в книге В. Саяпина "Таможенная служба", т.2 "Борьба с контрабандой" и др. трудах этого же автора.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
sembat
|
Полемика не начавшись прекратилась. Они видимо согласились с Вашей трактовкой. Но попросили всех "шукаць звесткі аб гэтым будынку". В ближайшее время попробуем выехать к зданию и обсудить всё на месте.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Интересная находка: "Под кукольным театром в Гродно обнаружили подвалы жилого дома" http://s13.ru/archives/6210#more-6210 Добавлено: 19 Март 2009, 08:47:47
"Тайна солнечных часов Тизенгауза" "Сколько уличных хронометров в Гродно можно насчитать в начале XXI века? Достаточно ли их для нашего быстро растущего города? Очень интересной и актуальной оказалась идея, поданная одним из читателей «Вечернего Гродно» и поддержанная творческим коллективом газеты в статье «Солнечные часы, или Что нужно сделать в Гродно в 2009 году» (« ВГ» №52 от 24.12.2008 г.). Самые старые, действующие с конца XVII века часы находятся на одной из башен по-иезуитского костела Святого Франциска Ксаверия на площади Советской, а самые «молодые» – вторые городские башенные часы – установлены в октябре 2008 года на пересечении улиц Горького и Островского. На рубеже XX–XXI веков в Гродно появилось несколько уличных электронных хронометров: на Доме связи по улице К.Маркса, на здании железнодорожного вокзала и т.д. Солнечные часы – достопримечательность Гомеля, согласна. Но на вопрос читателя «Зачем нам повторяться?» отвечу: никто и не повторяется: у нас они были еще в середине XVIII века! Лишь немногие сегодня знают, что помимо уникальных звучащих часов Фарного костела в Гродно вместе с Антонием Тизенгаузом появились так называемые солнечные часы. Здесь следует уточнить, что в XVIII веке солнечные часы и гномоны, скорее всего, считались забавой, так как с изобретенными к тому времени точными пружинными и маятниковыми часами они не могли больше конкурировать. Там, где ныне покоится прах освободителей Гродно и горит Вечный огонь, в XVIII веке (1760–1770) по проекту итальянского архитектора Дж. Сакко был построен дворец для надворного подскарбия А.Тизенгауза. Дворец в Городнице стал символом этого необыкновенно деятельного человека. Известный гродненский историк и краевед Юзеф Йодковский в июльском номере газеты «Glosy znad Niemna» за 1917 год сообщал о том, что старинные солнечные часы подскарбия находились перед дворцом, посреди площадки двора, и видел он их там не так давно. Серьезный исследователь старины не мог позволить себе фантазировать (многие горожане их очень хорошо помнили), как не выдумал и поле цветущих в ноябре маков у городского театра (ныне театр кукол) на ныне несуществующей Маковой улице. Отсутствие упоминания об этих часах в инвентарных описях дворца и на планах площади XVIII и XIX веков не может служить доказательством их небытия… На фотографии, сделанной до 1915 года, можно увидеть перед центральным входом на территорию дворца красивую кованую ограду с двумя барочными столбами, на вершинах которых укреплены фонари. Плющ мощными побегами обвивает их с внутренней стороны двора. Далее видна большая клумба, границы которой отмечены небольшими белыми столбиками. За ней, по обеим сторонам от входной двери, красуются два обелиска, доходящих по высоте до уровня второго этажа. Плохое качество фотографии не позволяет точно определить, что находится на их вершинах. Возможно, это гномоны – вертикальные обелиски со шкалой, нанесенной на земле или плитах у их основания. Гномоны были первыми солнечными часами еще с библейских времен (Исайя, 38) и служили людям до раннего средневековья. Конец тени указывал время суток. Возникла даже целая наука – гномоника – искусство строить кривую на циферблате солнечных часов, которая бы указывала «средний» полдень в любое время года. В основном ими пользовался простой люд на площадях и рынках. Можно предположить, что два обелиска перед фасадом дворца выполняли в XVIII веке роль гномонов, указывая своими тенями на наступление полдня (12 часов дня). Поскольку до нас не дошло изображение этого устройства, трудно определить, было ли оно горизонтальным или вертикальным, утренним или вечерним. Так или иначе, но пунктуальный и деятельный немец, который спал не более трех часов в сутки, на протяжении 15 лет (с 1765 по 1780) по ним сверял время создания «Цветущей Швейцарии» в Гродно. Эти часы каждый год напоминали ему о быстротечности жизни и торопили его многое успеть свершить... После трагического отстранения от дел и ухода Тизенгауза из города часы отмеряли время его врагам: Ржевусскому, Бекю и Валентию Соболевскому. По ним ориентировались все гродненские губернаторы начиная с 1802 года. Солнечные часы служили городу 150 лет (1765–1915), пережили все три раздела Речи Посполитой. В августе 1915 года во время Первой мировой войны дворец сгорел, а вместе с ним и часы. Я прекрасно понимаю, что возродить прежний облик площади невозможно и нереально. Никто не станет заново отстраивать дворец в Городнице, здание манежа, дом де Вириона или восстанавливать Королевский проезд. Хочется верить, что мы можем хотя бы частично воздать должное своему историческому прошлому, и многое на пути к этому уже делается. Солнечные часы, или гномон, на площади Тизенгауза станут тогда памятью о делах нашего времени." http://vgr.by/index.php?option=com_content&task=view&id=2648&Itemid=49 Добавлено: 19 Март 2009, 17:59:40
"Трагічны лёс Данілы Валковіча. Даніла Іванавіч Валковіч быў адным з самых маладых старшынь урада Беларусі (СНК БССР), якім кіраваў усяго чатыры месяцы (май–верасень 1937 г.). З нешматлікіх архіўных фатаграфій пазірае малады чалавек з мужным тварам, строгім позіркам удумлівых вачэй. Заслугоўвае ўвагі і яго біяграфія. Нарадзіўся Даніла Валковіч у вёсцы Занямонск, што паблізу мястэчка Масты (цяпер горад). Вучыўся ў агульнаадукацыйнай школе, якую, аднак, скончыць не давялося – пачалася сусветная вайна. У 1918 годзе пайшоў у Чырвоную Армію, ваяваў на Усходнім і Заходнім франтах, а падчас грамадзянскай вайны вызваляў ад бандытаў Бабруйскі і Мазырскі паветы. Відаць, быў Даніла Валковіч таленавітым арганізатарам, здольным, энергічным, таму ў 1922 годзе ўзначаліў адзін з галоўных аддзелаў ЦК ЛКСМБ. Праз два гады перайшоў на партыйную работу: сакратара райкома, загадчыка аддзела ў апараце ЦК КП(б)Б. Нягледзячы на службовыя складанасці, здолеў не толькі атрымаць сярэднюю адукацыю, але і скончыць земляробчую акадэмію. У лютым 1934 года яго накіравалі на адказную пасаду намесніка наркома земляробства, на якой затрымаўся нядоўга: у жніўні таго ж года стаў другім сакратаром ЦК КП(б)Б. І вось настае 1937 год. У складанай палітычнай атмасферы ішло фарміраванне ўрада рэспублікі, узначаліць які даверылі Даніле Іванавічу Валковічу. І як заўсёды, малады старшыня энергічна, самааддана ўзяўся за работу, але... Цяжка сказаць, што стала падставаю для яго арышту, хуткага суда, а потым і смерці. Данілу Валковіча рэабілітавалі адным з першых у 1957 годзе, зняўшы ўсе абвінавачанні супраць яго. Каб захаваць памяць аб выдатным дзяржаўным дзеячы, у многіх гарадах Беларусі яго імем назвалі вуліцы. У Гродна старая вуліца Паўночная з 1958 года стала насіць імя Валковіча. Сфарміравана яна была ў першай палове ХІХ стагоддзя. Забудавана толькі драўлянымі дамамі, дзе жылі фурманы, шаўцы. Блізка знаходзіцца чыгуначны вакзал, таму пераважна ўсе насельнікі так ці інакш яго абслугоўвалі. У 1885 годзе спусташальны пажар знішчыў дашчэнту ўсе дамы, ніводнага не засталося ні на Паўночнай, ні на суседніх вуліцах. Тады ж гарадскія ўлады вырашылі будаваць на пажарышчы выключна каменныя будынкі. Але, відаць, багатых забудоўшчыкаў, якія б згадзіліся пасяліцца на ўскраіне горада, знайшлося няшмат. Праўда, першы двухпавярховы дом № 3 пачалі будаваць адразу пасля пажару, а № 1 і № 4 (яны добра захаваліся) значна пазней. Звяртаюць на сябе ўвагу дамы № 1 і № 23 – першы і апошні на Валковіча. Цікава, што абодва – своеасаблівыя помнікі мулярскага і цяслярскага майстэрства. Так, цагляныя муры сценаў дома № 1 са шматлікімі архітэктурнымі дэталямі – прыклад трываласці, сціпласці і нават непаўторнай прыгажосці. Сёння тут “кватаруе” факультэт ветэрынарыі аграрнага універсітэта. А вось дом № 23 можна смела аднесці да лепшых узораў сапраўднага драўлянага дойлідства." http://grodnonews.by/?id_nodes=13&new=1
|
|
« Последнее редактирование: 19 Март 2009, 17:59:59 от sembat »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
sembat
|
Кароткая гісторыя першага гарадзенскага «спальнага мікрараёна», пабудаванага больш за 70 гадоў таму. «Osiedle Robotnicze», або што будавалі для гарадзенскіх рабочых у 1930-х гг. Гэты раён Гродна хаваецца ад вачэй большасці жыхароў горада за яблынямі і грушкамі невялікіх садоў. Аднак калі нехта з цікавых да гісторыі гарадзенцаў раптам трапляе на вул. Брацкую ці Перамоганосную, яго позірку адчыняецца даволі цікавы малюнак – шэраг стандартных незвычайнай формы будынкаў па абодва бакі дарогі. Адразу зразумела, што раён быў пабудаваны паводле спецыяльнага праекта. Яшчэ ў пачатку 1930-х гг. у горадзе жыло даволі шмат сем’яў бяздомных рабочых, некалькі дзесяткаў якіх жыло ў зямлянках на т.зв. Слімаку (назва нейкага закутка нашага горада). У 1932 г. магістрат праявіў ініцыятыву ў справе набыцця гэтым сем’ям дзялянак для невялікіх агародаў. Урэшце было вырашана прызначыць для будаўніцтва дамоў для бяздомных 11,6 га тэрыторыі, паміж скідзельскім трактам і шашой на Ліду, атрыманыя ад маёнткаў “Станіславоў” і “Друцк”. Планавалася выкарыстаць 74 пляцы. Пасля банкаўскіх крэдытаў вясной 1936 г. пачалося будаўніцтва 41 дома, якое было скончана пад восень гэтага года (паводле падлікаў аўтараў артыкула было пабудавана 42 дамкі). Раён атрымаў назву “Osiedle Robotnicze” (Рабочы мікрараён ці квартал). Першая чарга будынкаў была пабудавана па аднаму боку вул. Перамоганоснай (у тыя часы яна называлася Zwycięska і некаторыя мясцовыя жыхары кажуць, што будаўніцтва гэтых дамоў вялося ў 1935 г., хаця гэта мабыць не адпавядае рэчаіснасці). Гэта былі дамы, павернутыя фасадам да гэтай вуліцы пад нумарамі №№24/26, №№20/22, №№16/18, №№12/14, №№8/10, №№4/6. Іх можна аднесці да першага тыпу пабудоў Рабочага квартала. Будавалася цагляная сценка брандмаўэра, а да яе прыбудоўваліся два дамы, дахі якіх спускаліся ў бакі ад цаглянай сцяны. Дом меў адзін вялікі пакой і кухню (па аднаму пакою маюць і дамы іншых тыпаў у Рабочым квартале). Далей была забудавана вул. Брацкая і частка сучаснай вул. Белуша. Будынкі, павернутыя фасадам да вул. Белуша, а таксама дамы ў пачатку і напрыканцы вул. Брацкай складалі другі тып пабудоў: яны таксама мелі пасярэдзіне брандмаўэр, але схіл даху ішоў не ўбакі, а назад. Гэта будынкі па вул. Белуша №34 і вул. Перамоганосная №2, вул. Белуша №32 і вул. Брацкая №1, вул. Белуша №26 і вул. Брацкая №2, а таксама па вул. Брацкай №№4/6, 3/5, 24/26, 23/25. Трэці тып будынкаў складаюць забудову ў глыбіні вуліцы Брацкай. Гэта «адзінарныя» дамкі з адхіленым назад дахам (вул. Брацкая №8, 10, 12 , 14, 16, 18, 20, 22, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21). Дамкі мелі вельмі прыстойны і выгляд і, трэба меркаваць, былі цудоўнай знаходкай для тагачасных бяздомных гарадзенцаў. Кожны дом каштаваў 5 тыс. злотых, аднак выплата яго коштаў расцягвалася на трыццаць год. Цікавы выгляд дамоў (форма вокнаў і даху прыдае ім выразныя рысы стылю канструктывізму), цэльная задума планіроўкі квартала, невялічкія агароды надавалі раёну непаўторны каларыт. Як кажуць сучасныя жыхары, дамы пабудаваны вельмі якасна (вельмі моцны фундамент, дрэва сценаў і інш.). Менавіта таму за прамінулыя семдзесят год квартал страціў не так шмат будынкаў, а роўна палова дамоў дайшла да нас у амаль не змененым выглядзе. У большасці дамы Рабочага квартала не зносяцца ўладальнікамі, а абкладаюцца цэглай, да іх дабудоўваюцца паверхі, гаражы і інш. Параўноўваючы стан Рабочага квартала з забудовай Настаўніцкай калоніі, адразу бачыш, наколькі дапамагло будынкам Рабочага квартала тое, што яны былі заўсёды ў руках нейкага аднаго гаспадара. Вялікія канструктывісцкія дамы Настаўніцкай калоніі былі галоўным чынам камунальнай уласнасцю і таму часовыя іх жыхары зусім не клапаціліся аб стане сваіх жытлаў. З моманту, калі на ўскрайку Гродна з’явіўся Рабочы квартал, прамінула шмат дзесяцігоддзяў, даўно няма “панскай Польшчы”, а гродзенцы па-ранейшаму радуюцца сваім дамкам і не наракаюць на іх. Здаецца, прыходзіць час, каб узяць пад ахову хоць некалькі будынкаў Рабочага квартала, надаць ім аўтэнтычны выгляд і захаваць для будучага кавалачак горада, які можна смела назваць “першым спальным мікрараёнам Гродна”. Пры падрыхтоўцы матэрыялу выкарыстаны звесткі з артыкула: Jan Jerzy Milewski. Grodno – miasto i ludność w okresie międzywojennym // Grodno w XVIII wieku. Miasto i ludność, Białystock, 1997. S. 191-206) http://harodnia.com/a166.php
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
"Между землей и небом " Автор: Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ 4 апреля 1866 года император Александр II гулял в Летнем саду. Он уже садился в коляску, когда вдруг раздался выстрел. Пуля террориста пролетела мимо. Сам император позднее скажет: «Бог спас…» Но эхо рокового выстрела Каракозова самым неожиданным образом отозвалось в Гродно… Весть о «чудесном спасении ценнейшей жизни государя императора» вызвала неподдельную волну энтузиазма у части российского общества. Чтобы увековечить в памяти народа это событие, в Гродно был создан специальный комитет по постройке мемориальной церкви, который возглавил князь А. Оболенский. Для храма выделен бесплатно плац на Дворцовой (позже – Губернаторской) площади. Разработку будущего проекта гродненский губернатор А. Зуров поручил архитектор Гурьеву, а за ход работ отвечал губернский инженер В. Дженеев. Строительство должно было осуществляться за счет добровольных пожертвований. Сбор средств получил широкий размах, чему не в последнюю очередь содействовала и позиция властей. Взносы на храм делали представители всех сословий – чиновники, помещики, учащиеся, духовенство, так что в сумме за пять лет было собрано около 18 тысяч рублей (любопытно, однако, что почти треть этих денег внесли крестьяне). «Вчерне» храм был уже готов в 1869 году, но денег для продолжения строительства не хватало – по смете необходимо было еще около шести тысяч рублей. Генерал-губернатор А. Потапов разрешил взять кредит из церковно-строительного капитала губернии. Тысячу рублей передали фрейлины Ланские. Немало было получено и вещественных приношений. Императрица Мария Александровна пожертвовала полное облачение для священника, дьякона и причетника и серебряные литургические предметы. Члены императорской семьи – два Евангелия в серебряном переплете, серебряное кадило, две позолоченные серебряные дарохранительницы. Постарались внести лепту представители высшего общества Гродно, купцы. Интересно, что в память о чудесном спасении жизни императора в Париже 25 мая 1867 года еврейская община местечка Лунно подарила храму икону Преображения Господня в серебряном окладе и киоте красного дерева. Было пожертвовано значительное количество строительных материалов. Кстати, часть литургических предметов и облачения хранилась в гродненском Софийском соборе, и некоторые из них были похищены в 80-е годы XIX века. Солдаты 101 Пермского полка бесплатно работали на строительстве. Наконец 4 апреля 1870 года церковь была освящена епископом ковенским Иосифом в честь святого князя Александра, а уже в конце июня того же года храм посетил… сам Александр II, бывший проездом в городе (по иронии судьбы, всего лишь через год после возведения церкви в честь спасения император погибнет от рук очередного террориста). После освящения церковь временно передана 26 пехотной дивизии, которая квартировала в Гродно. Только с 1900 года Александро-Невская церковь получила новый статус. При храме был открыт самостоятельный приход, в границы которого вошли весь гродненский «Новый Свет», Грандичская улица и район «Загородной слободы», а также пригородные деревни от Переселок до Малыщино. Через некоторое время решили, что церковь Александра Невского недостаточно соответствует статусу губернаторского храма. В 1906 архитектором И.Плотниковым был составлен проект по расширению церкви. А уже в течение следующего года выполнили перестройку: с западной стороны церкви появился притвор, над которым установили большой купол. Еще два купола, но меньших размеров возвели по бокам, а фасад украсили лепным декором. Казалось, что святыне суждена долгая жизнь. Ведь даже пожар в Первую мировую, во время которого сгорел стоявший совсем рядом губернаторский дворец, обошел ее стороной. Но с момента, когда Гродно отошел в состав Польского государства, отношение местных властей к церкви поменялось коренным образом. Она по-прежнему оставалась символом, но только теперь – русификаторской политики. Ее пренебрежительно называли «муравьевкой» и считали, что храм фактически является памятником в честь подавления восстания 1863 года. Говорили и о том, что на строительство церкви якобы пошел кирпич с разобранного Доминиканского костела (на самом деле для кровли будущей Александро-Невской церкви с разрешения генерал-губернатора К. Кауфмана была использована медная крыша упраздненного костела Картуз-Березского католического монастыря). По решению гродненского магистрата 12 мая 1938 года началась разборка Александро-Невской церкви, приуроченная к годовщине смерти маршала Пилсудского. Против сноса храма выступило православное население. Была даже составлена специальная петиция на имя президента Польши И. Мостицкого с просьбой сохранить церковь. «Православное население Гродно и всей Гродненщины, – говорилось в ней, – потрясено и страшно обеспокоено фактом принятия гродненским городским самоуправлением постановления о разрушении одной из немногих в нашем городе святынь – Св. Александро-Невской церкви... Лица, которые хотят разрушить церковь в Гродно, руководствуются какими-то непонятными взглядами, совершенно не считаясь с религиозными чувствами православного населения города...» Но и это не помогло. «Когда разбирали храм, – вспоминал спустя много лет Г. Моисеев, на которого мы уже не раз ссылались, – люди подбирали кирпичи и камни с земли и несли их домой как святыню». Церковь так называемых «православных поляков», которую должны были возвести на окраине города взамен снесенной, так никогда и не построили. http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=2664:2009-03-25-09-59-52&catid=33&Itemid=40В газете ещё размещена фотка церкви, у нас такая есть в галерее.
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Я сегодня не выдержал и съездил к этому зданию http://harodnia.com/a163.php . Обошёл его со всех сторон. Пофоткал. Здание частично используется как склад стройматериалов. В правой части расположилась кузница. Зашёл туда и встретил знакомого. Поговорили о здании. Они почти ничего не знают об его истории. Предположили, что его делали поляки( нашли где-то на стене дату -1936 год). Про снос слышали, но говорят, что сносить будут склады вокруг. А здание вроде пока трогать не собираются. Показали мне надписи на стенах(почти как Брестская крепость).  DEEP ! Нам свои фотки этого исторического здания в нашей галерее не помешают ? Вообще, конечно же не помешают, но я думаю что фотки отдельного здания + информацию по нему лучше размещать на сайте http://akdf.grodno.net/Там статья и фотки посвященные этому зданию будут выглядеть более правильно. Сегодня ещё раз выезжал к этим зданиям, на этот раз не один. Но нас больше заинтересовало ещё одно интереснейшее здание с сохранившемся внутри оборудованием. Вот оно:  В нём огромнейшие подвалы, есть чердак с каким-то механизмом, и основной корпус с печами 1931 года ! Как нам подсказал один мужчина- это бывшая пекарня ! И ей пользовались и при советской власти! Во-как. А про здание, которое назвали"таможня", он сказал, почему-то, что это конюшня. Источник своей инфы он не назвал. Добавлено: 30 Март 2009, 13:24:13
Внутри:    Ещё на здании " таможни" нашли надпись:" Да здравствует революция. 24.ХI. 1917 " Фотографию сделал из двух фоток, т.к. сразу не сообразил, что написано: 
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
«Кривая официна» Автор: Игорь ТРУСОВ, Андрей ЧЕРНЯКЕВИЧ Призраки Городницы: Одной из особенностей площади Тизенгауза является то, что сегодня здесь почти не найдешь чужеродных, построенных позже, вопреки первоначальному плану, зданий. Но даже те несколько домов, которые были возведены уже в последующие эпохи, совершенно гармонично вписываются в планировку. Один из них, по адресу площадь Тизенгауза, 3, первоначально значился в документах как «двухэтажный хлев» (вообще-то «каменный сарай», по мнению второго из авторов) и только после переделки в 1920-х годах обрел известный нам вид. Построенное в 1898 году здание на Тизенгауза, 3 – так называемый дом Батюшкова – позже перешло во владение Натальи Кожевниковой. К сведению любителей экологии и краеведов: Батюшков был в свое время оштрафован на довольно значительную сумму за загрязнение сточными водами близлежащего ручья Юриздика, потому что «оттуда воду брали для питья и стирки». В плену Терпсихоры Хотя гродненский староста и был натурой увлекающейся, любовь Тизенгауза к музыке и театру носила непреходящий характер. А может, это была мода, исходящая от «шефа» – короля Станислава Августа Понятовского? Своего апогея, на наш взгляд, эта страсть к музыкальному искусству достигает в 1776–1777 годах. На Городнице, согласно Ж.-Э. Жилиберу, «в самый кратчайший срок было начато и закончено строительство дворца для музыкантов, который был полностью меблирован; и эти люди там живут». Историк С. Костелковский отмечал, что спустя столько времени сложно утверждать, о каком здании идет речь, однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что Жилибер имел в виду «кривую официну». Существует утверждение, что именно в этом здании жили музыканты и балерины. Здание по адресу площадь Тизенгауза, 4 называют по-разному – и музыкальным флигелем, и музыкальной школой, и даже «театральной официной». Но чаще всего, наверное, приходится слышать уже ставшее привычным «кривая официна». Один из авторов, наверное в 1988 году, работал над историей строительства этого здания. Через некоторое время в журнале «Архитектура и строительство Белоруссии» известный архитектор-реставратор Валентин Калнин опубликовал статью о строительстве на Городнице и ее проектный план (мы неоднократно использовали в наших статьях). Только тогда стал ясен план архитектора Джузеппе Сакко – до постройки оперного театра (район загса и банка на улице Ожешко) и до переделки (после 1790 года) манежа в театр проводить в хорошую летнюю погоду театральные и музыкальные «импрэзы» прямо на площади. Дело в том, что планировалось возведение двух «кривых официн» для завершения симметричного плана застройки площади. Каждый гродненец может увидеть, что на здании «кривой официны» в нескольких местах аккуратно сбита штукатурка – это называется «архитектурный зондаж». Исследование доказывает, что первоначально на уровне первого этажа была открытая галерея. Если бы проектный план Городницы был реализован, то между двумя «кривыми официнами» проходили бы концерты и театральные представления в теплое время года в стиле Людовика XV или венецианских карнавалов. А на галереях сидели бы в вынесенных креслах королевский двор и прочие магнаты. «Общага» для балерин и музыкантов Будучи первоначально двухэтажной, кроме значительных размеров, «кривая официна» в первую очередь выделялась изогнутой формой фасада, откуда и пошло название. Именно здесь, по мнению Е.Квитницкой (а вслед за ней и остальных авторов), могли располагаться классы для занятий и жить ученики музыкальной школы. По сведениям одного из авторов, «кривая официна», служила, скорее всего, «общагой» для балерин и музыкантов королевской труппы. Уж совершенно определенно можно сказать (исходя из архитектурных чертежей), что в этом здании не было ни концертного зала, ни вообще приличной комнаты для репетиций. В вышедшей совсем недавно книге «Рамантык эпохі Асветніцтва» историк Юрий Гордеев так описывает события, связанные с гродненской музыкальной школой. Тизенгауз, который был неравнодушен к музыкальным увлечениям, примерно с 1765 года начинает работать над проектом создания собственной капеллы. Среди прочего была заказана большая партия смычковых, клавишных, духовых инструментов. Главой капеллы назначили Леона Ситанского – который, согласно Гордееву, стал не только первым руководителем оркестра, но и душой городской музыкальной жизни. Со временем был создан музыкальный коллектив, который насчитывал около тридцати исполнителей (уже в 1769 году был заключен контракт с музыкантом Тадеушем Вержболовичем). В репертуаре капеллы были произведения от опер до костельной музыки, выступали одинаково часто и на театральных подмостках, и на званых обедах. Как в Гранд-опера Первые известия об оркестре относятся к 1769 году. На момент же упадка деятельности подскарбия он состоял из двадцати трех музыкантов. В основном в состав капеллы входили поляки и иностранцы, работавшие по контракту. Руководили оркестром по преимуществу иностранцы. Особо выделялись Пташинский, Рецька, Бонетти, игравшие на клавицимбалах, кларнете и скрипке. Особенно популярен был Л.Ситанский, получивший широкую известность как виртуозный скрипач. В 1780 году гродненскую капеллу возглавил ксендз Винуззи, кстати, близкий друг Ж.-Э. Жилибера. На подмостках Городницы были поставлены оперы «Севильский цирюльник», «Магнифик», «Балет пекарей», «Крестьянский балет» и другие. Правда, оценки современников качества постановок достаточно противоречивы. Так, например, немецкий ученый Г.Форстер так описал впечатления от увиденного: «Давали «Бал» – оперу-буфф, скомпонованную кем-то из капельмейстеров Петинецци. Содержание весьма абсурдное, музыка банальная, а исполнение просто плохое. Госпожа Бакарелли сносно пропела арию. Госпожа Сгоровилли милая, но не более того. После был балет, и мне показалось, что госпожа Шваб танцевала, наверное, не намного лучше, чем в костеле». Правда, тот же немец чуть позже записал: «Еще раз смотрел «Бал»... Бакарелли пела веьсма недурно. В балете «Статуя Пигмалиона» очень красиво танцевала госпожа Шваб». Интересно, кстати, и то, что Г.Форстер присутствовал на представлениях не как гость подскарбия, а в качестве обычного зрителя, заплатив за билет семь злотых... http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=2695:l-r&catid=33&Itemid=40Продолжение в следующем номере... Добавлено: [time]Wed Apr 1 18:02:58 2009[/time]
История, рассказанная внуком основателя кинотеатра «Красная звезда» Гродненский врач Георгий Монастырский недавно стал обладателем не совсем обычного для представителя медицинской сферы документа – билета почетного зрителя обновленного кинотеатра «Красная звезда», построил который в 1914 году его дед – штабс-капитан в отставке Сергей Монастырский. В большом потертом кожаном портфеле хранит Георгий Монастырский самые дорогие, чудом сохранившиеся семейные реликвии – черно-белые художественные фотографии предков, почти не тронутые временем, и паспортную книжку прабабушки, где значится социальный статус – жена полковника. – К великому сожалению, – начал свой рассказ Георгий Борисович, – я знаю о своих родных не очень много. Больше иных рассказывал о моем дедушке, Сергее Николаевиче, его младший брат Михаил, который жил вблизи Вильнюса. Юношей я нередко гостил у него. А вот мой отец воспоминаниями делился с осторожностью. Возможно, он просто хотел оградить меня от ненужных проблем… Дворянин Николай Петрович Монастырский – прадед Георгия Борисовича – в свое время был товарищем (заместителем) прокурора Гродненской губернии и вместе с семьей жил в Новогрудке. За весьма важное дело – поимку грозной банды, грабившей состоятельных людей, он был представлен к званию действительного статского советника. В известной табели о рангах этот титул соответствовал военному генеральскому чину. После внезапной смерти Николая Монастырского, умершего примерно в 38-летнем возрасте от инсульта, его жена Анна Павловна осталась с четырьмя маленькими детьми. Мальчиков – Сергея и Михаила – забрал на попечительство в Петербург родственник по отцовской линии, военный генерал. Он-то, вероятно, и повлиял на выбор Сергея, тоже избравшего военную стезю. Младший, Михаил, получил светское образование. О судьбе еще двоих детей известно немного. Дед Георгия Монастырского, последним местом службы которого был Ковенский полк, вышел в отставку в звании штабс-капитана. Пожив в Москве, вместе с женой и детьми – Николаем, Таней, Ниной – переезжает примерно в 1913 году в Гродно. Здесь через несколько месяцев родился младший Борис. Быть может, воспоминания о беззаботных и, наверняка, счастливых детских годах побудили желание вернуться на малую родину. Только местом жительства был выбран не Новогрудок, а более развивающийся в те годы город. Младший брат Михаил, к тому времени обустроившийся в Вильнюсе, был занят коммерческой деятельностью и строительством кинотеатра. Он-то, по всей видимости, и убедил Сергея тоже заняться активно развивающимся, прибыльным синематографом. Приблизительно к середине 1914 года на бывшей гродненской улице Почтовой завершалось возведение первого кинотеатра по типовому проекту, владельцем и основателем которого и был Сергей Монастырский. Его внук из рассказов двоюродного деда знает, что бабушка продала свое родовое имение в России, чтобы построить «Эден». Уже была назначена дата торжественного открытия «Эдена», разосланы пригласительные, закуплено оборудование и кинопленки, но первая мировая война круто изменила планы миллионов людей. Сергей Монастырский отбыл на фронт, прежде замуровав наглухо аппаратную, двери и окна нового здания. Возможно, он и его близкие все же успели стать первыми зрителями собственного кинотеатра, но об этом уже не суждено узнать. За военные действия и храбрые сражения Сергею Монастырскому, награжденному орденами святого Владимира, святого Станислава и святой Анны, было присвоено звание полковника российской армии. Навоевавшись с германцами, как рассказывал Георгию Борисовичу двоюродный дед Михаил, Сергей Монастырский не принимал участия ни в белом, ни в красном движении, считал гражданскую войну братоубийственной. В 1922 году он возвращается в Гродно, отошедшему к Польше, и узнает, что ныне кинотеатр принадлежит акционерному обществу. Бывший хозяин пытается восстановить свои права на владение, однако, не добившись в этом деле успеха, возвращается в Вильнюс. В 1929 году умирает в пятидесятилетнем возрасте его жена. К тому времени уже выросли и разъехались по миру дети. Последние годы Сергей Николаевич себе на жизнь зарабатывает переводами и частными занятиями. Умер он в 1940 году и похоронен рядом с любимой супругой на старом вильнюсском кладбище. Младший сын Сергея Николаевича Борис после окончания Вильнюсского железнодорожного техникума приезжает по распределению … в Гродно. Можно только предполагать, судьба ли или передающаяся по наследству мечта жить в родных краях ведет род Монастырских именно такой жизненной дорогой. Здесь молодой инженер встречает свою любовь, и семья уже навсегда остается в городе над Неманом. Их единственный сын Георгий, узнав о родословной лишь в юности, своим однокурсникам как-то по секрету рассказал, что кинотеатр «Красная звезда» был построен его дедушкой. Парню никто не верил. В советское время гордится дворянским происхождением, говорил Георгию отец, чревато. В годы политической оттепели узнал Борис Николаевич о судьбе своих старших сестер и брата. Николай жил и умер в Канаде, Нина жила и похоронена в Нью-Йорке, Таня – в Польше. Однажды родители Георгия Борисовича даже съездили к брату в Канаду. В преобразившейся «Звездочке» сохранена память об основателе кинотеатра. Когда внук узнал, что имя деда и фотографии будут помещены в фойе, он долго не мог успокоить растревоженное такой новостью сердце. Георгий Борисович признался: – Смею надеяться, что там, на небесах, душа Сергея Монастырского возрадуется и успокоится – за доброе дело его будут помнить гродненцы. http://grodnonews.by/?id_news=472
|
|
« Последнее редактирование: 01 Апрель 2009, 20:18:47 от sembat »
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
"Городской парк в Гродно" В 70-е годы XVIII века гродненский староста Антоний Тизенгауз пригласил из французского Лиона профессора медицины, анатома и ботаника Жанна Эммануила Жилибера. Тот создал в Гродно медицинскую академию. Старейшие университеты Речи Посполитой – Краковский и Виленский – еще не имели медицинских кафедр, а в Гродно Жилибер уже преподавал хирургию и акушерство местным студентам, и не только он – в академии работали пять профессоров. При академии существовали госпиталь, анатомический кабинет, зоологический музей, библиотека, а также ботанический сад – самый внушительный на территории Речи Посполитой и по своим размерам, и по богатству собранных коллекций растений. В свое время этот сад входил в число трех лучших в Европе. Именитые ученые-ботаники из Петербурга, Вены, городов Голландии присылали Тизенгаузу редкие растения и цветы. Он также установил дружеские отношения с учеными из шотландского Эдинбурга. На приобретение растений энтузиаст не тратил больших денег: почти все растения получал в обмен на местные. Тизенгауз и сам увлекался выведением новых сортов плодовых деревьев, обучал студентов искусству их прививки, а для выращивания овощей применял теплично-парниковую систему. Здание академии сохранилось до сих пор (военная комендатура за главным корпусом ГрГУ им. Янки Купалы), а вот от ботанического сада практически ничего не осталось. В первой половине XIX века он стал называться городским садом, а во второй половине того же столетия в нем появилась «швейцарская долина». После Великой Отечественной войны бывший ботанический сад стал именоваться городским парком культуры и отдыха. На фотографии парка шестидесятых годов ХХ столетия бросается в глаза большое количество деревьев и кустарников. Парк 50–60-х годов как бы состоял из двух частей. Главный вход был со стороны ул. Ожешко. Не доходя до фонтана, центральная аллея парка «разбегалась» в трех направлениях: на площадь Ленина, к театру, к улице Богдановича. От улицы Ожешко парк отделяла кованая ограда, от улицы Дзержинского и тогдашней площади Ленина – бетонная балюстрада. Парк разделяли два здания, построенные еще во времена А. Тизенгауза, – Гродненский областной русский драматический театр (ныне театр кукол) и здание бывшей медицинской академии (военная комендатура). Между этими зданиями у развилки аллей еще в начале 60-х годов стояла скульптура в виде скамейки, на которой в пол-оборота друг к другу сидели два вождя: слева – Ленин, а справа – Сталин. «Швейцарской долины» в нынешнем ее виде не было. Долина Городничанки заросла кустарником и деревьями, через речку был перекинут арочный мост, связывавший улицы Ожешко и Дзержинского. Пройдя под ним, можно было попасть во вторую половину долины речки (ныне на этом месте пл. Ленина). В середине 80-х годов в ходе реконструкции площади Городничанку спрятали в трубу, а от прежнего моста сохранилось лишь кованое ограждение со стороны парка. Нынешний фонтан находится на месте своего исторического собрата. Лебедей в нем сменила к середине 60-х небольшая чаша, из которой вырывались струи фонтана. Потом на ее месте появилась сидящая мать с перекинутым через плечо полотенцем и державшая за руку младенца. Несколько правее, почти напротив входа в нынешнюю «Березку», находилась еще одна такая же гипсовая мама с ребенком – только они стояли. В ходе недавней реконструкции фонтан изменился до неузнаваемости. Виктор САЯПИН http://grodnonews.by/?id_news=490
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
Aleksandr_Sever
|
Это бывшая военная пекарня, построена при царе, затем использовалась и Войском Польским, и Советской армией - располагалось на территории военных складов. На снимках видны две хлебные печи, а была и машина для замеса теста, и другое оборудование.
В здании казармы располагались кабинеты начальников складов и разые мелкие складики продовольственной службы - хранили ложки, кружки и т.д. Когда я служил срочную службу, нас привозили в помощь и распределяли между прапорщиками, однажды пришлось в этом здании в одном из закутков пол-дня считать ложки.
Сейчас там все заросло, а, когда был порядок, на торце обложенной камнем канавы, залитом из бетона, видел надпись "1914".
|
|
|
|
sembat
|
«Кривая официна» Продолжение. Начало в отв. 235. " В 1772 году Л. Ситанский был отправлен своим влиятельным патроном на поиск новых талантливых исполнителей в первое заграничное путешествие. Осенью 1773 года судьба забросила его во Флоренцию, где он и познакомился с балетмейстером Гоэтаном (в других источниках – Коэтаном) Петинецци, который после уговоров и обещаний дал свое согласие отправиться в далекую Литву. Крашевский позже о нем написал: «Хотя он очень толстый и тяжелый на вид, тем не менее во время танца он разве что не летал по воздуху и казался легким, как пух». Сам Петинецци в переписке скромно именовал себя не иначе как «учитель и первооткрыватель балета». Вместе с ним на Городницу прибывает еще и Людвик Петинецци, которого обычно считают его родным братом. Весной следующего года Л.Ситанский вернулся на Городницу с танцевальной труппой в двенадцать человек. Тогда же в Гродно и была открыта музыкальная, читай – балетная, школа, которую возглавил все тот же Л.Ситанский. В ней училась одаренная молодежь из личных имений подскарбия. Всего было шесть человек плюс еще около сорока слушателей из так называемой «театральной детворы». Как отмечал С.Костялковский, дошедшие до нас фамилии участников труппы и сегодня часто встречаются среди жителей Гродно и окрестных деревень: Янушкевич, Адамович, Дересевич, Балашкевич и другие. Дети учились играть на скрипке, альте, квартвиоле, гобое, флатраверсе, кларнете, волторне, трубе, пузане и на клавикордах. В школе преподавали как иностранные музыканты, так и учителя из числа крепостных. Среди прочих здесь учили Д.Пташинский, А.Тумин, Е.Борковский, Ф.Бирон, С.Швед и сам Л.Ситанский. Учителями пения были композитор К.Обате, тенор Кучбаини и другие музыканты из участников капеллы. В сохранившемся расписании школьных занятий значились не только уроки музыки, но и рукоделье, чистописание, арифметика, чтение книг, нотная грамота, рисунок и французский язык. Уроки, согласно расписанию, шли с пяти утра до девяти вечера! Похоже на то, что граф высоко ценил музыкальные таланты и всячески старался их поддерживать. Например, вокалист Доминик Хиблер благодаря протекции подскарбия в 1777 году был назначен... «бургграбом» (начальником) гродненского замка, а скрипач Л.Ситанский стал членом литовской скарбовой комиссии! Но, как это уже было в случае с мастерами мануфактур, вскоре между Тизенгаузом и руководителем балетной школы пробежала черная кошка. Уже в 1779 году Петинецци оставляет гродненскую труппу и переезжает в Несвиж к Радзивиллам, где вскоре делает блестящую карьеру. Тогда Тизенгауз начинает поиск нового балетмейстера и находит его в лице итальянского танцора из Болоньи Казимира Августина Мирелли. Однако и тот смог выдержать на новом месте меньше года, и вместо театральных подмостков в конце 1779 года за попытку бегства с Городницы попадает в тюремные казематы. Более того, дело Морелли дошло до самого короля и рассматривалось, как писал сам Станислав Август Понятовский, почти «на уровне правительства». Встречались и проблемы иного рода. В одном из своих писем, которое приводит С.Костялковский, подскарбий пишет: «Поступают ко мне обширные донесения, что среди музыкантов большинство только на бумаге exercitium (другими словами – работают), и хватает среди них типичных бродяг; последнее время особенно разгулялся дискант и других за собой соблазняет. Скаржинский тоже бродяжничает и Феликс ему помогает». В конце Тизенгауз просил неизвестного адресата: «Предупредите, что если музыка обходится мне так дорого, то я уж точно не гультаев хочу видеть у себя...» Только в 1781 году, когда по сути с подскарбием уже было покончено, свое согласие руководить балетной труппой дал Франсуа Габриэль Ле Ду – ученик известного танцора Гоэтана Вестриса. К этому времени большинство музыкантов попросту разбежались: некоторые, как братья Петинецци, выехали в Несвиж; других А.Тизенгауз передал в частные оркестры крупных магнатов; самые удачливые добрались до Варшавы. Даже сам король, прежде всячески опекавший своего фаворита, теперь в письмах предупреждал Тизенгауза воздержаться от бездумных трат на приглашение новых иностранных музыкантов. «В иное время меня бы эта новость обрадовала, – мрачно замечал Станислав Понятовский на известие о новом приобретении очередного дарования, – однако в сложившихся обстоятельствах я должен высказать Вам, что меня это известие весьма огорчило, так как Вы не осознаете либо не хотите осознавать, в какой ситуации оказались!» В результате вновь созданная музыкальная школа вскоре перенесла свою деятельность с Городницы в Поставы. В списке, составленном в 1836 году чиновником военного ведомства и губернаторским коморником относительно «кривой официны», имеется следующая запись: «построена за бывшаго Польскаго Правительства, но когда именно и на какой предмет сведений не имеется». Далее в документе отмечалось аварийное состояние здания и нецелесообразность использования его для военных нужд. В другой половине ХІХ века здание «кривой официны» принадлежало купцу Бульковштейну, позже – Г.Стрельцу. Он и пристроил к нему третий этаж. В начале ХХ века каменица находилась во владении князя Друцкого-Любецкого. Люкарна и некоторые другие детали появились здесь уже после ремонта в конце 1920-х годов. Одно время здесь располагались конвойные команды, квартировали офицеры первого белорусского гродненского полка. В 70-е годы прошлого века в «кривой официне» жили довольно колоритные личности; например, известный гродненский хиппи по прозвищу Воланд, с которым один из авторов дружит до сих пор. Согласно завещанию А.Тизенгауза, король Станислав Август Понятовский получил его труппу, которая на тот момент состояла примерно из тридцати человек. Бывшие воспитанники Городницы блистали теперь на подмостках столичных театров, срывая аплодисменты и выслушивая похвалу своим талантам. Но уже никто не вспоминал имени человека, чьими стараниями все это стало возможно..." http://vgr.by/index.php?option=com_content&view=article&id=2719:l-r&catid=33&Itemid=40
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
sembat
|
Юзаф Ядкоўскі. Падземны Гродна. Артыкул гэты выклікае вялікую цікавасць. Многім неабыякавым да справы захавання гісторыка-архітэктурнай спадчыны нашага горада людзям здаецца, што ў перадваенныя часы ахова архітэктуры Гродна была пастаўлена ідэальна. Аказваецца, стваральнік Гродзенскага гісторыка-археалагічнага музея Юзаф Ядкоўскі пастаянна вымушаны быў змагацца з абыякавасцю ўладаў, што да захавання старых будынкаў, бібліятэк і археалагічных матэрыялаў. Перакідваючы сваесаблівы мосцік з 1920-х гадоў у нашыя дні прапануем чытачам гэты артыкул. У часы няволі расказвалі прыгожыя байкі аб рыцарах і князях, якія спяць у падзямеллях. Быццам калісці паклікала нейкая таямнічая дама бондара, каб той падрамантаваў яе бочкі з золатам. Бондар той неакуратна зачапіў зброю тых падземных рыцараў, і яны прачнуліся, спахапіліся ад сну. «Яшчэ час не надышоў, спіце спакойна», - сказала дама гэтым закутым у сталь рыцарам і тыя заснулі далей, чакаючы, калі іх абудзяць. У гэтую прыгожую байку верылі і яе апавядалі не толькі ў Гродне, але і ў Вільні, і ў Кракаве. Гэтая вера ў магутную падземную сілу спрычынілася да перамогі нашай і здабыцця незалежнасці. І на фоне гэтай гісторыі мусім пісаць аб сумнай рэчаіснасці. Адбылася рэч відавочна дрэнная. 11 кастрычніка 1927 г. па заказу Магістрата г. Гродна на Пляцы Баторага каля чатырохкутніка з крамамі капалі яму і збоку вуліцы Замкавай натрапілі на падзямеллі. Калі б гэтая магістрацкая праца вялася з выкарыстаннем сіл прафесіяналаў, то да прабіцця скляпенняў, натуральна, ніхто б не дапусціў. Але на жаль іх прабілі і ізноў засыпалі зямлёю. З якіх часоў паходзяць падзямеллі ніхто высветліць не паспрабаваў. І вось так з’яўляюцца сумныя развагі аб стаўленні кіраўніцтва нашага горада да культуры Гродна. Развагі гэтыя паглыбляюцца па прычыне знішчэння рэштак барбакану, адкрытага восенню мінулага року ў часе бязпраўнага (з пункту погляда на акружэнне) раскопвання Замкавага пляца і засыпвання фосы Старога Замку. Цэлыя каменныя крушні, складзеныя каля замкавага моста, былі сведчаннем таму, колькі было разабрана замкавага муру. Хаця барбакан быў знішчаны шведамі ў часы Яна Казіміра, аднак яшчэ ў сярэдзіне мінулага веку на тым месцы існавалі магутныя муры. Існаванне барбакану было неразрыўна звязана з існаваннем на тым месцы падзямелляў, быць можа кшталту тых, якія захаваліся на Бакшце ў Вільні (каля касцёла Місіянераў). У часе земляных работ вельмі часта можна трапіць на прадметы, якія мала зацікавяць прафана, такія, як рэшткі прагістарычнай культуры (вырабы з косткі, кераміка), і хіба толькі які грошык ці больш каштоўны металічны прадмет зацікавіць капача. Менавіта таму цудоўным чынам захаваўся ад знішчэння бронзавы лаваторак ці раманскі аквамалін, знойдзеныя на Каложы перад сусветнай вайной і якія цяпер захоўваюцца ў зборах Універсітэта Стэфана Баторага ў Вільні. А могуць быць і іншыя цікавыя адкрыцьці, якія нават маюць пэўнае значэнне і для амбіцый айцоў горада. З старых актаў ведаем, што «Ганус Фандебэрэк, гарадзенскі бурмістр, ваду трубамі да рынку на пажытак паспаліты мяшчан і жыдоў тамтэйшых і ўзбагачэнне места з нямалымі на гэта сваімі затратамі… новы працягнуў» (Акты Віленскай Археаграфічнай Камісіі. Т. 7. С. 111 – 112). Жыгімонт ІІІ прывілеем, дадзеным у Варшаве ў 1629 г., дазволіў таму самаму Фандэбэрэку збіраць да «смерці сваёй» тарговыя і рынкавыя падаткі ад купцоў, што прыязджаюць, каб па смерці яго падатак гэты збіраў магістрат «на аздобу места». Даўны Рынак быў на пляцы Баторага. Вадаправод, праведзены Фандэбэрэкам, дзейнічаў яшчэ ў першай палове 18 ст., аб чым ведаем з універсалу Асалінскага 1720 г. «Жыд Залман Беркавіч, - як кажа ўніверсал, - капаючы фундаменты на сваю крамніцу (на рынку) in praeiuditium горада, сказаў выцягнуць трубы, якія з даўных часоў пакладзены для бяспекі горада ад агня адным канцом цягнуліся ў студню, каб там вада быць магла» (Тамсама. Т. 5. С. 308). У Вільні, у часе правядзення каналізацыйных работ перад сусветнай вайной таксама трапілі на драўляныя друбы вадаправода. Яны былі акуратна выкапаныя і захаваныя. Пішучы гэтыя словы, цешымся надзеяй, што магчыма яны знойдуць разуменне ў людзей, для якіх старая культура нашага горада ня ёсць чужой, акрамя таго дэкрэт аб ахове спадчыны ад 31.Х.1918 г. таксама павінен выконвацца. У такім старажытным і гістарычным горадзе, як Гродна, які таксама мае пэўныя прэтэнзіі і памкненні, справы такога кшталту павінны вырашацца больш культурным спосабам і мы павінны дамагацца гэтага ад структур, адказных за захаванне нашай спадчыны. Юзаф Ядкоўскі Nowe Życie. №118. 14.Х.1927 г. " http://harodnia.com/a167.php
|
|
|
Записан
|
Куплю старые фотографии с видами Гродно, из личных архивов и семейных альбомов.
|
|
|
|
|