К.О.петан Шэндзик
|
Протокол допроса
гор. Любомль 6 января 1945 года
Допрос начат в 23 00.
Я, оперуполномоченный Любомльского РО НКГБ лейтенант госбезопасности Кобелев, допросил арестованного Вавжицкого Станислава Ивановича
[...]
Вопрос: Расскажите, по чьей рекомендации, и каким образом Вы поступили в вооруженную группу Филипповича?
Ответ: В польскую националистическую группу Филипповича я поступил в сентябре 1943 года, в начале ее формирования. Для поступления в данную группу никакие рекомендации не требовались.
[...]
Вопрос: Немецкие карательные органы и войска делали нападения на расположение Вашей группы?
Ответ: Таких случаев, чтобы немцы нападали на нас, не было, а, наоборот, были случаи, что наше расположение на квартирах и до немецких квартир было не более 200 метров и последние хорошо знали, что здесь находится польская вооруженная группа и никогда не нападали.
Вопрос: Сколько налетов было произведено на украинские села, сколько уничтожено населения и при чьей помощи произведено уничтожение населения?
Ответ: Нападения на села производились нерегулярно и по несколько раз, участниками группы Филипповича были уничтожены полностью села Ровно, Перетирки , Полапы, Сокил, Заполье, Штунь, Высоцк, Ставки, Ставочки и ряд других украинских сел, сколько там в этих селах уничтожено населения я не знаю. Реальную помощь нашей группе по уничтожению украинских сел и населения, не успевшего скрыться при налете, оказывали в начале 1944 года русская вооруженная группа, численностью более, чем наша, а впоследствии вместе с нами ходила и немецкая жандармерия из Мациевского района.
Вопрос: Что было на вооружении в группе Филипповича и в чем обмундированы?
Ответ: На вооружении в нашей группе Филипповича были пулеметы разных систем, автоматы, винтовки и гранаты, имелась конная группа до 60 сабель. Обмундирование было у всех немецкое исключительно, только польская фуражка с орлом у каждого участника.
Вопрос: Кому конкретно оказывала помощь группа Филипповича, Красной Армии или немцам?
Ответ: Я понимаю так, что реальную помощь оказать Красной Армии в борьбе с немцами, то необходимо было участвовать как настоящим партизанам, подрывая немецкий тыл, а наша группа не была партизанским отрядом и более походила на бандитскую националистическую группу, имевшей своей целью уничтожение на территории Польши украинского и еврейского населения и, по мере возможности, создание польского государства, а поэтому немцы помогали Филипповичу, а группа последнего помогала немцам в борьбе с советскими партизанами.
Вопрос: Почему же Вы, понимая национальную вражду, принимали участие в бандитской группе Филипповича?
Ответ: Поступив в группу Филипповича, я думал, что это создается для обороны села и борьбы с украинскими повстанцами, нападающими на наши села, а впоследствии, видя все похождения группы и бандитские налеты на мирные украинские села, я уже не мог уйти из группы, боясь быть расстрелянным своими же товарищами.
Вопрос: Был ли в националистической группе Филипповича карательный орган и кто им руководил?
Ответ: Да, карательный орган в группе Филипповича был, который назывался жандармерией. Всей работой жандармерии руководил Филиппович, сюда же входило пять человек участников группы - Адам Жур, Кравчук Станислав, „Кшемиль" по имени Альбин, один из Луцка, фамилии и псевдонима не знаю, и Филиппович.
Вопрос: Чем занималась жандармерия при группе Филипповича?
Ответ: Жандармерия занималась разбором дел дезертиров, не желающих быть в группе, и разведывательной деятельностью всей группы .
[...]
Допрос прерван в 5 час. 15 мин.
7 1 1945 г.
Допросил:
0/уполномоч. РО НКГБ Лейтенант госбезопасности (—) Кобелев
ДА СБУ, Ф. 13, спр. 1020, орк. 117-121.
|