В Варшаве решили напомнить Украине, что у Соглашения об ассоциации с Евросоюзом есть и подводные камни. Так, теперь поляки имеют полное право обращаться в суд с требованием вернуть им имущество, которое по итогам Второй мировой у них отняли на территории Украины. Или хотя бы денежную компенсацию. На что рассчитывают в Польше — расскажет Ольга Ходинова.
"Мы бы хотели вам вручить вот эти листовки с информацией, благодаря тому, что ваше правительство подписало договор с Евросоюзом об ассоциации, вы одобрили возможность реституции полякам, то есть возврата имущества на Кресах, вот информация для ваших граждан. Приветствуем вас в Европе с нашим имуществом".
Вот так активисты организации "Реституция Кресов" — поздравили сотрудников "Украинского мира" в Варшаве — с грядущим 1-го января вступлением в силу режима свободной торговли между Украиной и ЕС. Кресами — поляки называют бывшие территории Российской империи, отошедшие к Польше в 1921-м году, а с 1939-го — эти земли считают своими украинцы, белорусы и литовцы. Границы в Варшаве пересматривать пока не собираются, а вот вернуть имущество, оставшееся на Западной Украине — очень хотелось бы. Преддверие нового года — повод напомнить полякам — у них есть право на восстановление справедливости. И хотя бы денежную компенсацию.
"Число поляков, которые могут выдвигать претензии по восстановлению прав на их бывшую собственность на территории Украины либо на выплату компенсации, оценивается в 2 миллиона человек. Стоит напомнить, что бывшая польская собственность на Украине – это не только дворянские владения, но и хозяйства польских крестьян, которые часто становились жертвами "волынской резни" или этнических чисток, которые устраивали украинские националисты из УПА. Эти люди и их потомки сегодня имеют полное право требовать восстановления своих прав", — считает Томаш Янковский, Прусская опека, организатор акции.
Стоимость имущества, которое может подлежать возврату — оценивается в 4,5 миллиарда евро. В украинские суды уже поданы обращения о возможности рассмотрения подобных вопросов. Среди тысяч поляков, которые собираются ехать в Киев, чтобы собрать факты о своих предках — Ханна Филиппович. "Это наследство моих прадедов. Вот как оказалось, моя сестра лично своими глазами еще тридцать лет назад видела каменный дом в центре Харькова, в котором еще моя тетка жила. Она уже умерла, по профессии она была химик-инженер и происходила из богатой семьи. А в итоге осталась жить в маленькой комнатке с общей кухней и туалетом", — рассказывает Ханна Филлипович. "Я реалистка и знаю, что эти процессы могут длиться вечно. Я отдаю себе отчёт в том, что это долгий и мучительный процесс, который неизвестно к чему приведёт, но я настроена оптимистично. Раз появились юридические возможности, надо использовать их в полной мере", — полагает Ханна.
было?