gregF
|
Куда деваются записки из Стены Плача? Р-н Йосеф Херсонский
Каждый день почтовые отделения Израиля получают десятки писем со странными адресами: "Дорогому Б-гу", "Небесам", "Б-гу в Иерусалиме", - в зависимости от вкусов и фантазии отправителя. По заверениям израильского почтового управления, что все такие письма, адресованные "Б-гу", доставляются к Стене Плача и вкладываются в расщелины между ее огромными камнями.
Основная масса писем к Б-гу все же отправляется "вручную", т. е. вкладывается в щели меж камней самими посетителями Котеля (так называется Стена Плача на иврите). Религиозные люди составляют меньшинство таких "клиентов" Б-га и Его Стены. Большинство же отправителей - туристы (евреи и неевреи) и экскурсанты из городов Израиля и других стран. Либо школьники, организованно приведенные сюда учителями и не менее организованно подготовившие в классе свои очень важные детские просьбы: справиться с контрольной, получить в подарок игрушку или помириться с одноклассницей… Заботы большинства взрослых тоже вполне практичны: кто-то хочет устроиться на хорошую работу, кто-то - повстречать, наконец, своего суженого, кто-то - успешно перенести операцию и выздороветь, кто-то - выиграть в лотерею…
Котель и святые места Израиля курирует раввин Шмуэль Рабинович. Он объясняет свое отношение к обычаю вкладывать в стену записки с просьбами так: для не умеющих молиться это зачастую единственная возможность выразить свое религиозное чувство, своеобразная молитва. А потому он не усматривает в этом "суеверия" или "невежества".
И все же интересно было бы узнать, когда возник этот обычай. Кто положил ему начало и почему принято считать, что записанные и вложенные просьбы и молитвы обязательно не останутся без ответа? И куда деваются все эти записки потом?
В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть любопытные сведения, касающиеся иерусалимских обычаев. В числе прочих, он рассказывает об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Еще один обычай - писать или выбивать на камнях Котеля имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами.
Раввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки. Предполагают, что это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.
Однажды великий мудрец и каббалист, автор книги "Ор Ахаим" рабби Хаим бен Атар, попросил своего ученика рабби Хаим Иосеф Давид Азулай (Хида) положить в щель между камнями Котеля записку следующего содержания: "Шхина, прошу, помоги повлиять на такого-то сына такого-то". И подпись: Хаим бен Атар. Хида утверждает, что эта просьба исполнилась.
Ну а куда же деваются эти записочки потом? Ведь их так много, что иной раз некуда положить еще одну. Дважды в год (на мой взгляд, не помешало бы это делать чаще) их собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Б-га.
Добавлено: 01 Май 2014, 13:07:29 В чем проблема суицида и что грозит самоубийце? Р-н Михаэль Кориц
Вопрос: Я знаю, что суицид запрещен, осуждаем иудаизмом, да и просто еврейской философией. Но что, если жить правильно, хорошо не получается? Жизнь для активных, а я инертен, от того не добьюсь, возможно, высот, зачем мучиться еще 50 лет и подвергать мучениям близких людей? Тем более, что ада не существует. В чем проблема суицида и что грозит такому человеку?
Ответ: Суицид, действительно, упомянут в Торе как одно из самых страшных преступлений. Причина этого не только в самом преступлении убийства, но и в мотивах, подвигнувших человека отказаться от жизни. Ведь про всю Тору сказано, что она дана для того, чтобы человек жил по ее законам.
Душа, пребывая в теле, выполняет миссию, возложенную на нее Свыше. Поэтому желание прекратить собственную жизнь можно сравнить с дезертирством, бегством от обязанностей, возложенных Всевышним на человека.
Бывают ситуации, когда жизнь кажется человеку тягостной как для него, так и для окружающих. Именно в этот момент можно увидеть ценность жизни самой по себе, помимо всего потенциала добра, который может быть в ней реализован. В Талмуде эта проблема приведена в ее радикальной форме на примере важного эпизода еврейской истории. Амрам, отец Моше, Аарона и Мирьям, после указа фараона об уничтожении всех еврейских мальчиков развелся со своей женой, не желая рождения детей, обреченных на скорую смерть. Его примеру последовали многие. Мирьям вступает в дискуссию со своим отцом и в переубеждает его. Один из ее аргументов: фараон, убивая, отнимает у детей жизнь в этом мире; Амрам, препятствуя появлению души в этом мире, отнимает у нее так же мир будущий. То есть жизнь души в теле, даже в течение небольшого периода времени, без дополнительных достижений оказывается ценной, не взирая на трагическую гибель впоследствии.
Ошибочно сводить жизнь к достижениям, тем более, что под ними вы, судя по всему, подразумеваете внешние достижения. С точки зрения человека верующего, постижения души ничуть не менее ценны, чем самые прославленные успехи. Например, уже само то, что вы размышляете о смысле своей жизни, даже в течение тех минут, когда задавали этот вопрос, может быть в глазах Всевышнего не меньшим достижением, чем "успешная" в глазах людей жизнь.
Не могу оценить мучений, о которых вы пишите, но если они сводятся к инертности и отсутствию успеха, то ваша проблема лишь в неверной самооценке и в навязанной извне системе ценностей. Научитесь ценить свою душу, и вам никода не захочется расставаться с этим замечательным подарком Свыше.
Вы упомянули мучения близких людей. Видимо, они связаны с тем, что вы не безразличны этим людям. Значит нанесение вами себе вреда без сомнений принесет им еще большие мучения.
Наконец, вы сослались на отсутствие ада в иудаизме. Это неверно. В иудаизме нет идеи вечных мук в аду, но несомненно, что душа, покидая тело, проходит непростой период переосмысления всего совершенного ей в этом мире. Его-то и называют геенной, пребыванием в аду. Мы живем в мире материальном, поэтому и образы для описания мучений души используются материальные. Но это лишь метафорическое описание понятий нам неведомым. Важно, что вера в наказание за грехи - вместе с наградой за хорошие дела - бесспорно включается в основы еврейской веры.
Грех суицида страшен тем, что он даже не оставляет времени для раскаяния, поэтому расплата за грех совершается во всей полноте. Недаром, по еврейскому закону, самоубийцам отказывают даже в праве быть похороненным вместе с праведными евреями.
Но не будем о грустном. Главное, что это большая глупость - ведь богатства даже одной минуты жизни трудно переоценить. Возвращаясь к вашему вопросу: если жить хорошо и правильно не получается - научитесь ценить жизнь саму по себе, и это уже будет и хорошо и правильно.
|