Гродненское реальное училище цесаревича Алексея
В отличие от мужской и женской гимназий документальная база Гродненского реального училища цесаревича Алексея в НИАБ (г.Гродно) представлена более полно как в количественном, так и содержательном смысле. Как следует из отчета училища, «по обстоятельствам военного времени учебных занятий в училище до 26 сентября 1914 года не было; с 7 по 27 января занятия проходили в Гродно с учащимися, которые еще не эвакуировались с семьями, т.е. еще оставались в Гродно, но 28 января эти занятия были прекращены в силу особых военных обстоятельств, после чего Грод¬ненское реальное училище было эвакуировано в г. Слоним».
Судя по некоторым документам, 30 сентября 1914 года директор училища В.О.Лидерс со своим начальником канцелярии З.П. Бахмутским, а следовательно, «со всеми делами, документацией и другими предметами», согласно предварительно составленному мобилизационному плану, выезжал в г. Смоленск, чтобы обустроиться там вместе с училищем на время военных действий. Но по каким-то причинам закрепиться в Смоленске не удалось, вот почему это училище и оказалось опять в г. Слониме. Отсюда вместе с женской гимназией реальное училище было эвакуировано в г. Калугу. В канун нового 1915/196 учебного года В.О. Лидерс получил от Виленского учебного округа, переехавшего в г. Могилев, следующее указание: «принимая во внимание, что Гродненское реальное училище уже второй год не функционирует, а потому в виде крайне печального состояния училища, прошу не назначать на предстоящий учебный год уроков по таким предметам, как закон еврейской веры, законоведение, пение, сокольская гимнастика и военный строй».321
О том, как работало Гродненское реальное училище в Калуге, можно судить на основании его отчетов за 1915/1916 и 1916/ 1917 учебные годы, а также протоколов заседания его педагогического совета за указанный период. Вот что было зафиксировано в этих документальных источниках о первых шагах учебного заведения на новом месте: «Ввиду занятия г. Гродно неприятелем училище лишилось нового прекрасного здания, удовлетворявшего всем учебно-воспитательных потребностям, и разместилось временно в помещении Калужского реального училища, заняв на втором эта¬же его здания пять классных помещений и помещение рисовального класса на первом этаже. Все помещения светлые, с достаточным количеством воздуха. В распоряжении училища имеются физический, химический и биологический кабинеты. Учебные заня¬тия проходят во вторую смену совместно со 2-ой Варшавской гимназией». На 1 января 1916 года обучение в училище осуществлялось в 6-ти основных классах и 7-ом дополнительном. По словам начальника училища, «быстрое и сильное наступление неприятеля лишило училище всякой возможности перевести какое-либо имущество, оборудование и библиотеку. Все упомянутое досталось неприятелю. Библиотекарь смог захватить с собой лишь 5 экз. книг 4-х названий. Но здесь, в Калуге, удалось приобрести книги для ученической библиотеки в 329 названиях и 635 томах на сумму 454 руб. 25 коп.». Заметим, что на 1 сентября 1917 года в библиотеке Гродненского реального училища имелось, благодаря усилиям преподавателей и администрации, уже 735 названий учебной и научной литературы в 1110 томах.
Добавлено: 19 Апрель 2009, 12:15:58
В отношении условий жизни и организации учебного процес¬са в училище в отчете его начальника за 1915/1916 учебный год написано следующее: «В виду тяжелых условий найма помеще¬ний, ученики живут в стесненных условиях, в большинстве случаев с родителями; в квартире, занятой письмоводителем, удалось устроить маленькое общежитие на 6 учеников старших классов. Из всего числа учеников 35 человек живет без родителей, приютившись на частных квартирах». Всего же на 1 января 1916 года в Гродненском реальном училище в Калуге обучалось 111 чел., из них по классам: в 1-ом-21, во 2-ом -13, вЗ-ем-12, в 4-ом-18, в 5-ом - 21, в 6-ом - 16, в 7-ом - 10. На 1 января количественный состав учащихся выглядел следующим образом: всего - 159 чел.; в 1-ом классе - 45, во 2-ом - 19, в 3-ем - 12, в 4-ом - 13, в 5-ом -24, в 6-ом - 16, в 7-ом -16.
По вероисповеданиям учащиеся распределялись на 1 января 1916 года следующим образом: православных - 73, католиков - 24, лютеран - 4, иудеев - 10. На 1 января 1917 года за счет учащихся калужских уроженцев ситуация несколько изменилась в пользу православных учащихся. Их стало - 112, католиков - 24, лютеран - 3, иудеев - 14. По сословиям ученический состав выгля¬дел так: на 1 января 1916 года потомственных дворян среди них было 10, личных дворян - 32, из духовного звания - 9, мещан - 23, крестьян - 25, прочих - 12. На 1 января 1917 года изменения в основном отношении произошли небольшие: потомственных дворян стало 9, личных - 38, из духовного звания 7, мещан - 44, крестьян - 44, прочих - 12 чел.
В 1917 году Гродненское реальное училище окончило 15 чел. Из них трое выпускников по возрасту имело 17 лет, семь - 18 лет, четыре - 19 лет и два - 21. Каков же был их дальнейший жизненный путь? По имеющимся архивным материалам, 5 человек поступило в высшие технические учебные заведения, 8 - в военные, 1 - в коммерческий институт, а 1 - выехал с родителями неизвестно куда.
Учебный процесс в реальном училище обеспечивали 16 преподавателей. В их списке, подготовленном для очередной «Памятной книжки по Виленскому учебному округу на 1916 год», готовящейся к изданию в Могилеве, а именно туда эвакуировалось это ведомство, значилось: директор, статский советник Владимир Орестович Лидерс, кандидат физико-математического факультета Московского университета, награжден орденом Св. Владимира 4 ст., Св.Анны 2 и 3 ст. и памятной медалью в честь императора Александра III, преподаватель математики, в должности с 1907 года; законоучители: 1) протоиерей Наркисс Феофанович Прокопович награжден набедренником, скуфией, камилавкой, наперстным крестом, Библией от Св. Синода и палицей, а также орденами Св. Владимира 4 ст., Св.Анны 2 и 3 ст., в должности с 1913 года; 2) законоучитель римско-католического исповедания, ксендз Иоанн Павлович, в должности с 1 января 1916 года. Преподаватели: русского языка - К.А. Синусов, окончил Петроградский историко-филологический институт, в должности с 1912 года; географии и естествознания - К.И. Вельский, окончил Варшавский университет, награжден орденом Св. Станислава 3 ст., в должности с 1914 года; истории - Д.Н. Кропотов, окончил Московский университет, в должности с 1907 года; математики - А.Ф. Маслиевич, окончил Петербургский университет, в должности с 1911 года; математики - И.М.Лебедев, окончил Петербургский университет, в должности с 1912 года; рисования, черчения и чистописания - B.C. Прокофьев, окончил Строгановское училище технического рисования, награжден орденом Св. Станислава 2 и 3 ст., Св. Анны 3 ст.; в должности с 1916 года; французского языка В.О. Бойно-Радзевич, в должности с 1909 года; немецкого языка - Л.Г Харлампович, в должности с 1913 года; русского языка - М.М. Соколов, в должности с 1916 года; географии - П.П. Ерофеев, в должности с 1915 года; физики - А.О. Киселев, в должности с 1915 года; законоведения - СП. Рождественский, преподаватель Калужского реального училища, в должности с 1915 года; гимнастики и военного строя - В.В. Винцент (чех-сокол), учитель 2-ой Варшавской гимназии, в должности с февраля 1915 года.
Добавлено: 19 Апрель 2009, 13:16:26
Как следует из «Отчета Гродненского реального училища в Калуге за 1916/1917 учебный год», «педперсонал с должной лю¬бовью относился к своим обязанностям». Часть преподавателей в период эвакуации совмещала проведение своих уроков с другими предметами. Так, старейший преподаватель училища Д.Н. Кропотов, кроме истории, проводил в случае необходимости, уроки по географии и русскому языку. Он же был секретарем педсовета. Созданный при училище родительский комитет «направлял свои усилия исключительно на оказание помощи ученикам в материальном отношении. Плата за обучение составляла 60 рублей в год с каждого ученика. Освобождались от нее лишь остронуждающиеся дети. Сиротам выдавались пособия. За 1915/1916 учебный год дирекция училища провела 8 родительских собраний. Значи¬тельное внимание уделялось морально-нравственному воспитанию учащихся. Для расширения их кругозора по ряду предметов совершались экскурсии на фабрики и заводы, другие технические сооружения г. Калуги и уезда. Кроме того, ежегодно в мае месяце ученики православного вероисповедения в сопровождении законоучителя Наркисса Прокоповича совершали паломничество в Тихонову Пустынь.322
Примечание:
321 – НИАБ в г. Гродно, ф.41, оп.1, д.13, л.3,44;
322 – НИАБ в г. Гродно, ф.41, оп.1, д.14, л.6 – 7 об. 9, 40; д. 24, лл.103 – 128.
Черепица В.Н. Город-крепость Гродно в годы Первой мировой войны: мероприятия гражданских и военных властей по обеспечению обороноспособности и жизнедеятельности: монография. Гродно: ГрГУ, 2006. – 536 с.
Добавлено: 19 Апрель 2009, 14:17:02
Добавления от А. Севера:
КРОПОТОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ 1879, м. Межеречье Седлецкой губернии. Преподаватель истории и русского языка в реальном училище и гимназиях Гродно. Основатель и с 1911 председатель Гродненского педагогического общества. Журналист.
http://r-g-d.ru/K/kroptkin.htm Сайт: Российское Генеалогическое Древо.
В здании Гродненского реального училища цесаревича Алексея расположился штаб русской 10-й армии под командованием генерала Сиверса.
Бонч-Бруевич М.Д. Вся власть Советам! «Военная литература» • Мемуары.
http://militera.lib.ru/memo/russian/bonch-bruevich_md/04.htmlВ штабе фронта стояла сонная одурь. Штабные воротилы, словно заранее решив, что с немцами все равно ничего не поделаешь, беспомощно опустили руки. Штаб предпочитал отсыпаться и откровенно бездельничал. В войсках же царило уныние, вызванное небывалой катастрофой, постигшей две отлично вооруженные, полностью укомплектованные русские армии - застрелившегося Самсонова и куда более виновного, но оставшегося здравствовать Ренненкампфа. В таком подавленном настроении я и переехал вместе со штабом сначала в Волковыск, а затем в очаровательное, старинное Гродно. Превращенный в крепость, город поражал обилием старинных зданий, тесными, узкими улочками, многочисленными садами и отлично сохранившейся, построенной еще в XII веке, прилепившейся к крутому берегу Немана церковью Бориса и Глеба.
В Гродно штаб разместился в здании реального училища, находившегося неподалеку от так называемой Швейцарской долины — городского сада, разбитого по высоким берегам журчавшего где-то внизу ручья.
Вскоре началось немецкое наступление на Варшаву, штаб фронта переехал в Седлец. Отправление поезда главнокомандующего было назначено на полночь, но еще часам к девяти вечера все в моем управлении было готово к отъезду. Сидение в рабочем кабинете мне порядком наскучило, и я решил остающиеся до отхода поезда часы побродить по городу.
Шла осень, с утра моросил назойливый дождь, и на главной в городе Соборной улице было не очень людно. Но магазины и кондитерские еще торговали; по узким тротуарам род руку с местными девицами шагали фланирующие прапорщики; грохоча железными шинами по булыжнику мостовой, проезжали извозчичьи пролетки, светилась электрическая вывеска «иллюзиона», и у входа в него толпились великовозрастные гимназисты, писари и те же вездесущие прапорщики... И даже не верилось, что противник находится совсем недалеко от города, что не за горами то время, когда по улицам вот точно так же начнут разгуливать и толпиться у дверей «иллюзиона» немецкие лейтенанты, а те же девицы будут, как и сейчас, взвизгивать от сальных анекдотов.
Училище реальное
Дата строительства: 1907—14 гг.
Адрес: ул. 1-го Мая, 3
Стиль: модерн
http://globus.Тут/grodno/index7.htm#realuchil