Rampat
|
Мы живем в стремительно меняющемся мире, по которому прокатываются волны цунами, землетрясения, экологические катастрофы, экстремальная жара, толпы беженцев. Сегодня Европу атакуют сотни тысяч беженцев с Ближнего Востока, а назавтра произойдет землетрясение где-нибудь в Индии, и оттуда на север, в центр континента пойдут волны в миллионы людей. Мы видим, что ситуация может меняться очень быстро. Прежде нам казалось, что переселение такой массы людей с места на место требует долгого времени и тщательного планирования. И вдруг мы становимся свидетелями того, как десятки и сотни тысяч людей поднимаются, словно волна цунами, накатывающаяся с океана на берег.
Наш мир меняется на глазах. Мы находимся внутри мощного потока, который увлекает все человечество и опускает его все ниже относительно прошлого уровня жизни, но вместе с тем строит и рождает в нем некую новую ступень. В результате, мы чувствуем, как падаем в пропасть, и весь наш привычный мир разрушается – рушится старая жизнь. Вместе с тем, рождается новая жизнь. Нужно выявить две эти тенденции, порождаемые нашим временем, чтобы понять, какими средствами можно выразить эту драму века: разрушение и смерть старого мира и рождение внутри него нового мира. Так всегда происходит в природе и не может быть иначе. Пока предыдущее поколение не умрет, не родится новое поколение. Точно так же сменяются времена года. Некоторые видят в происходящем смерть, но я вижу новую жизнь. Давайте думать не о том, что было и умирает, а о новом, зарождающемся.
Человечество находится сейчас в процессе родов, выходя из родовых путей, через самый узкий проход, сдавливающий нас со всех сторон. Родовые схватки выталкивают нас сзади и вытягивают спереди, заставляя непрерывно двигаться. Мы присутствуем при рождении новой ступени, нового состояния человечества. В истории было много таких критических, трудных периодов истории, поистине периодов рождения. Поэтому я смотрю в будущее с надеждой и радостью, несмотря на то, что это очень тяжело. Новый мир не родится, пока не умрет половина старого. Мы видим, что разрушается неживая природа, исчезают многие виды растений, животных, гибнут люди.
Неизвестно, что еще будет с нами в условиях резких климатических изменений и катастроф. Но это дает возможность для рождения нового вида жизни. Мы выходим из прежней эпохи, из прошлого поколения, из всей пройденной человечеством истории и рождаемся в новом мире. И поэтому мы ощущаем давление, родовые муки, теряем все накопленное знание, вкус, культуру, образование, традиции. Даже наука обновится. Человек будто родится заново, весь материал покажется новым.
Любовь, супружеская связь и отношения между родителями и детьми – все изменится до неузнаваемости. Мы не знаем, к какому миру идем, но можно догадываться и прогнозировать, каким он будет: какими будут будущие семьи, захотим ли мы заводить детей, останутся ли дети в доме или будут жить совсем по-другому? Как мы будем воспринимать мир, какая обстановка будет в обществе, какая культура, образование, система отношений, эталоны красоты, какие песни? Все переживает настоящую революцию.
Невозможно еще точно описать картину будущего мира, но можно не сомневаться, что мир совершенно изменится, и не в наших силах это остановить. Изменение исходит из природы и вовлекает нас в себя, не спрашивая нашего согласия. Новый мир вот-вот должен родиться. Так давайте поможем себе родиться в новом мире – приложим усилия, чтобы вырваться наружу! М. Лайтман
|