Выбор размеров колеса уже давно не новость — найнеры прочно заняли свою нишу в кросс-кантри. Но большеколёсникам потребовалось более 10 лет, что бы добиться признания у профессионалов, особенно в Европе. А тут Шуртер выигрывает на формате, которого толком и не было почти, разве что в 2008 году пару тройку трэйловых байков харо в веломир завезли, что говорит о том, что теперь спортсмены заинтересованы в большом колесе на полном серьёзе.
http://twentysix.ru/blog/stuff/104760.html— Мы проводили тесты здесь в ЮАР в декабре. У нас были 26, 27.5 и 29 байки в абсолютно одинаковом обвесе — рассказывает Томас незадолго до старта гонки — мы довольно интенсивно тестировали их группой по три байка сразу в течении двух недель и пришли к выводу, что 27.5 ощущается как 26 на вертлявых и технически сложных участках, но катит как найнер на быстрых тропинках и даёт практически такое же безопасное ощущение. Наше заключение таково — 27.5 не компромис, а самое ни на есть лучшее от обоих крайностей. Мы абсолютно убеждены, что это верный путь."
Фришкнехт также добавил, что изначально идея попробовать 650В появилась из-за ростовых параметров его гонщиков Шуртера — 173см и Флориана Фогеля — 174см.
Олимпийская трасса одна из причин, из-за чего мы всё это затеяли. Там полно шпилек и узких поворотов, где 26 ведёт себя на много лучше найнеров, но следом идёт куча гравия, скоростные участки и рукотворные каменные секции, где большое колесо даёт заметные преимущества. Любой, кто вынужден выбирать между 26 и 29, идёт на компромис в том или ином случае, а мы вроде как раз двух зайцев одним махом.
Возможно ранее, благодаря уже укоренившимся найнерам, и были сомнения в необходимости промежуточного варианта, но теперь их нет — 650В грядёт. Индустрия чётко показала движение в данном направлении, в теории дающем многие преимущества среднерослым гонщикам. А после такой большой победы осталось лишь гадать как скоро другие крупные игроки войдут в тему
_________________
Перевел фрагмент из единственной статьи в мировой сети, где описано прямое сравнение 26" и 29" с количественной оценкой разницы. Точнее, статья ссылается на публикацию, когда-то висевшую на гарифишеровом сайте. Увы, сейчас ее там нет.
http://www.cyclingnews.com/tech.php?id= ... nlandmines
--------------------------------------------------------------------------
Харрис <герой этой самой статьи на cyclingnews и нашумевшего сетевого дневника, где он пишет о скоростных достоинствах 29”> непрестанно говорит,.. что не мог найти ничьих эмпирических свидетельств о преимуществах 29” формата. "Единственной вещью, которую я нашел, была техническая бумага, изданная на вебсайте Гари Фишера («Влияние размера колес горного велосипеда на его эффективность в подъеме и в ХС-езде» Дж. T. Херра (Herr) и Холдена С-Ш. Мак-Ри (McRae), отдел спортивной медицины, университет Pepperdine, Малибу, Калифорния). Но это было только резюме. "
Хотя они признают, что не имели времени, дабы полностью подготовить документ к публикации, авторы того исследования приложили все усилия, чтобы подытожить:
"Большие колеса делают горный байк эффективнее в подъемах и в ХС-райдинге без вредного эффекта для сердечно-сосудистой системы (частота пульса) или мышечных функций (выходная мощность)".
Соавтор Холден Мак-Ри говорит, что они начали тест с простой теории. "Наша исходная гипотеза: нет никакого различия в эффективности между 29” и более привычным велосипедом"…
«Fisher послал нам для теста два велосипеда с идентичными компонентами", - написал МакРи в ответ на наши вопросы, направленные по электронной почте. "Мы оснастили байкеров шатунами SRM, а также похожими друг на друга 26" и 29" покрышками."
<Шатуны SRM/Shimano Dura-Ace имеют датчик мощности. О них, а также о том, как выглядит спортивная телеметрия, читайте в превосходных публикациях на «Бироте»:
http://www.birota.ru/texts/2005/september/telemetry.phphttp://www.birota.ru/texts/2005/june/srm-shimano.php >
В тесте задействовали шесть субэлитных гонщиков. "Тест был в марте, апреле и мае (2003)… Апхилл - примерно одномильный отрезок; ХС-тест - на «петле» длиной около трех миль. "Субъектов снабдили портативными газовыми анализаторами... с тем, чтобы мы могли оценить выделение углекислоты".
Изданное резюме огласило результаты этих тестов.
"Среднее время тестеров при езде на байке с 29” колесами было на 4% (17 секунд) лучше в апхилле и на 3% (26 секунд) лучше на XC-трассе. Если вы экстраполируете длительность этих испытаний на типичную поездку/гонку в 1,5-2 часа, то вероятно, что едущий на 29” накопит существенный выигрыш".
На этом исследование заканчивается.
--------------------------------------------------------------------------
От себя добавлю, что 29” компоненты (рама, вилка, ободья, камеры, покрышки) гораздо тяжелее 26” эквивалентов. Прежде всего потому, что производители с неохотой совершенствуют 29" тему в техническом смысле. Причина - низкий спрос. Рынок оккупирован 26” техникой.
Поэтому почти наверняка тестированные фишеровы 29” байки были тяжелее его же 26” машин минимум на килограмм. Несложные прикидки и некоторые опыты со взвешиванием дают примерно такой итог.
Вот нашёл одну статью про велосипеды с размером колёс 29.
Велосипеды с 29” колесами.
Растущий спрос на колеса 29” дюймов это не просто причуда, а новая эволюция в мире MTB. К примеру, известнейшая компания Author в 2009 модельном году представила новый велосипед Author Traction 29. На примере этого велосипеда мы и опишем все достоинства байков с 29” колесами.
Стандартный размер колеса 20 ,24 ,26, а теперь еще и 29 дюймов - это разные ветви эволюции байка. Каждый размер нужен для достижения своего стиля езды и достижения максимального комфорта в той или иной ситуации. В начале развития MTB существовали шоссейные велосипеды с тоненькими трубками – сликами, а также редкие на тот момент байки ( горные велосипеды ) с колесами 26 дюймов и толстой резиной. Сейчас для горного велосипеда появились покрышки большего размера и вилки для больших колес. Странно, что велосипеды с большими колесами пока не так популярны, ведь это самое разумное решение для многих людей, хотя и не для всех.
По мере того как мы растем, растет и идеальный размер колеса. Некоторые люди останавливаются на выборе 24-дюймовых колес, кому-то хватает и BMX, но большинство из нас выбирает 26 дюймов и классический горный велосипед. Напоминаю, что все перечисленные размеры – формальные, то есть не точные, и относятся к размеру обода.
Например, диаметр 24 колеса на высоком ободе и толстой покрышки типа Nokian Gazzolodi примерно равен наружному диаметру колеса 26 дюймов с кросс – кантрийным сликом диаметра 1.6 дюйма.
Взрослые бывают самого разного роста. Размеры рам велосипедов находятся в пределах от 12 до 24 дюймов, Но при этом колеса почти не отличаются. Возможно для некоторых велолюбителей имеет смысл использовать колеса меньшего или большего размера, чем стандартные 26 – е? Но не все так просто…
Во–первых, размер колеса ограничивает размер рамы. Во-вторых нельзя нарушать просвет колес и характеристики рамы. В-третьих никому не захочется задевать носком за колесо. Так хорошо разрекламированные преимущества стабильности велосипедов с большими колесами частично основаны на увеличенном соприкосновении колеса с дорогой и гладкому прохождению по ухабам, ямам и выбоинам. В некоторых случаях помогает удлиненная колесная база. Труднее понять тот факт, что стабильность увеличивается еще за счет того, что колеса поднимают раму дальше от дороги. На первый взгляд, это обстоятельство наоборот должно уменьшать стабильность, однако давайте разберемся.
Высота каретки часто будет ниже высоты колес (втулок) на 29-х. На 26 с удлиненной вилкой ось каретки располагается практически на одном уровне с осями колес(при высоте каретки в 13 дюймов). Но 29-е колесо с кареткой высотой 13 дюймов делает посадку велосипедиста ниже по отношению к колесам. Получается что центр тяжести велосипедиста находится ниже, и это отличное решение для высоких велосипедистов.
В итоге получается, что для высоких велосипедистов в крупных колесах больше - плюсов, а для маленьких велосипедистов – более очевидны их минусы.
Смерть 26" хардтейла (перевод с velonews.com)
4 августа 2009
Данная статья и идея Мэта Пакочи полностью не совпадает с мнением всех людей причастных к созданию данного сайта. Тем не менее, это сформулированная мировая тенденция.
Подиум национальной МТБ серии в Колорадо (речь идет про США) в этом году выглядел так. Первое место: Джереми Хорган-Кобельски на Gary Fisher SuperFly 29. Второе место. Адам Крейг, полноподвес Giant Anthem X Advanced. Третье место. Сэм Шульц, Gary Fisher SuperFly 29. Четвертое, Иеремия Бишоп, полноподвес Cannondale Scalpel. Пятое место, снова Gary Fisher SuperFly 29.
Шестое место, наконец-то, достается Энди Шульцу, на традиционном хардтейле Tomac Type X, но седьмое, восьмое и десятое также найнерам или полноподвесам. Более того, Кona Барри Викса, на которой он занял 10 место, не что иное как 29" полноподвес.
Получается, что 26" хардтейл мертв? Глядя на результаты соревнований, это выглядит именно таким образом. Но почему? Простой ответ: технологии. Можно выделить две основные МТБ технологии, в которых в последнее время произошел прорыв: качество работы подвески и снижение веса.
Двухподвесы и кросс-кантри имеют бурную историю взаимоотношений. Гонщики всегда находятся в поиске скорости (реальной или кажущейся) и когда им приходится трястись в седле по трассе или сползать по холму, езда не кажется (и не является) по настоящему эффективной.
Потратив изрядную толику терпения гонщиков уровня мирового кубка, задняя подвеска наконец дошла до уровня, когда она стала более эффективна, чем хардтейл. Мы знаем это, поскольку проводили живые тестирования, и доказали, что полноподвесы теперь едут быстрее чем традиционные хардтейлы при равной прилагаемой мощности.
Есть один факт, который поднимает значимость современных полноподвесных велосипедов в мире кросс-кантри. Это то, что почти все лучшие спортсмены Кубка Мира едут на полноподвесных велосипедах. Гонщики, включая Нафа, Крейга, Паулисона и других перешли на полную подвеску. Феномен, который сегодня стал нормой, а не исключением.
Некоторые современные технологии амортизаторов, это настоящий прорыв. Лучший пример такой работы инженера, инерционный локаут, разработанный Fox и Specialized (впервые появился в вилках TerraLogic). Теперь, гонщики Specialized, как Тодд Велс, могут ехать всю гонку и даже не думать о работе и положении локаута.
Технологическое развитие подвески шло благодаря простой мантре производителей: легче, жестче и эффективней. Примеры вокруг нас. Каждая компания работающая на рынке амортизаторов без устали работает над тем, чтобы в следующем году их продукция стала работать лучше и при этом стала легче. FIT, новый демпфер FOX который появится в вилках 2010 года позволил значительно снизить вес вилки, при этом его механизм обеспечивает более "плюшевый" ход и множество настроек. RockShox вернул на рынок карбоновую корону на своих топовых SIDах, плюс, анонсировал первый в индустрии гидравлический локаут X-Loc. Локаут добавляет к весу вилки меньше 20 грамм.
Всего несколько лет назад, сделать серийный 26" хардтейл весом меньше 9 кг было настоящим вызовом для проектировщиков. Топовые алюминиевые велосипеды плавали вокруг отметки 9.5-10 килограммов, а полноподвесы в среднем весили около 11-12 кг. Сегодня, благодаря карбону, производители предлагают 9и килограммовые полноподвесы, найнеры с весом ниже 9 кг, а хардтейлы уже успешно атакуют 8кг барьер.
Таким образом, технологии позволили гонщикам пробовать разные платформы (найнеры, полноподвесы) лишенные прежних весовых недостатков. Возьмем, для примера, новоиспеченного победителя, Джереми Хоргана-Кобельски из команды Subaru-Gary Fisher. Он, как и его спонсор, без оглядки ринулся в 29" революцию, но только сейчас, когда Fisher понял принципы создания сверхлегких 29" рам и колес, он получил преимущество над гонщиками на 26" хардтейлах.
Большое колесо лучше проходит препятствия и дает большую устойчивость. Второе преимущество которое имел Джереми, это 400 граммовые экспериментальные 29" покрышки. Медленное ускорение вызванное большей массой колеса, настоящий бич найнеров, но стоило уменьшить влияние этого фактора, как недостаток диаметра сразу стал преимуществом.
Другой хороший технологический пример, это выбор Тодда Велса из команды Specialized. Начало сезона на домашних гонках он провел в седле найнера и планировал продолжить выступления на нем на национальном уровне, до того момента, когда он увидел трассу. Зная, что в его распоряжении есть полноподвесный S-Works Epic весом в 9 килограммов (как и его найнер), он пришел к выводу, что на каменистой трассе, с переменным рельефом и препятствиями, выбор лучше отдать полноподвесу. Выбор оказался удачным. Был бы рельеф более гладким, большое колесо было бы возможно лучшим выбором.
В конце-концов, есть такие гонщики как Адам Крейг из Джанта, который был апостолом подвески уже долгое время. Дайте ему волю и он бы несомненно стал рассказывать как НЕ круто ездить на дертом велосипеде, мотоцикле или раллийной машине без подвески. Таким образом, заключал он, почему люди до сих пор ездят на велосипедах без амортизаторов? Это было лишь делом времени - разработать подходящий велосипед с весом, который бы позволил ему получить преимущество надо гонщиками на хардтейлах
Мертв ли 26" хардтейл? Да. Думаю, что определенно. Конечно, всегда есть традиционалисты и европейцы. Некоторые из мировой элиты, вроде Абсалона по-прежнему предпочитают хардтейлы. Я подозреваю, правда, что подобные гонщики будут в ближайшее время атакованы новой волной...
т.е 29" это вроде гибрида между МТБ 26" и гибридом 28"
еще
http://velo.zhzh.info/forum/9-781-1Год на 29−ти дюймах
http://velorama.ru/blogs/40038Кто что думает по поводу 26" или 29"?
Добавлено: [time]Втр 21 Сен 2010 03:47:16[/time]
еще
http://veloroad.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=4348&postdays=0&postorder=asc&start=0Про 29»
29 - это условность, потому что просто большая покрышка ставится на обод 28
у меня сейчас установлены Moto Raptor 2.1 на Nishiki Bigfoot tr29- это первая покрышка из вышеприведенного сайта
Под гибридами понимается куча разных велосипедов, которые мало похожи друг на друга. в частности гибрид резина 37мм и жесткая вилка, или с амортизацией. У MTB 29" резина 2.1", и вилка только с амортизацией с ходом 80мм. Полноценная (хорошая, дорогая) при желании
http://veloroad.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=4348&postdays=0&postorder=asc&start=0Достоинства 29":
Трение качения (меньше примерно на 10%)
Трение во втулках и их износ (меньше примерно на 10%)
Износ покрышек (меньше примерно на 10%)
Повышенная стабильность на подъемах и спусках
Повышенный комфорт езды
Устойчивость на ямах и ухабах
Лучше сцепление
Меньше вероятность прокола камеры типа "змеиный укус"
Достоинства 26":
Вес (хардтейл на одинаковых компонентах 300-400г легче)
Из-за веса: лучше ускорение, примерно на 2%
Легче колеса, легче рулить передним колесом
Легче пробираться на сильных ухабах (хотя идти с великом в таких местах часто быстрее)
Больше жесткость колеc при использовании одинаковых втулок.
Так что, 29" катит быстрее и легче по любым дорогам ?
Нет, конечно. На некоторых ямах, точно подходящих под размер 29" колеса, он застрянет и проехать будет тяжелее. На обычных КК гонках такие ямы встречаются редко, однако на каждый размер колеса найдется соответствующая яма. 36" колесо (такие тоже бывают!) скорее всего разобъется на дертовом трамплине, в то время как 20" колесо там отлично проедет. В обычных КК с деревьями и камнями, больший размер колеса в 99% случаев означает, что переезжать препятствия будет легче, с меньшими потерями энергии, поэтому скорость будет выше. Тормозные ухабы от 26" колес воспринимаются небольшими на 29" колесах, так как не совпадает резонансная частота. Если же все будут ездить на 29", резонансная частота ухабов уменьшится на 10%.
Найнер - очень интересная машина, имеющая много плюсов.
Но на трассах с активной рулежкой ехать на нем посложней, чем на 26`
фото - Зимний 29er